Практическая подготовка студентов — важная часть учебного процесса

Сложно представить здравомыслящего человека, который при виде утопающего бросает ему в качестве спасательного средства ведро воды. Сегодня любой начинающий специалист буквально тонет в потоках информации, и единственно надёжным спасательным кругом в этой ситуации может стать лишь практический опыт. Эта панацея применима ко всем сферам общественной жизни, и к экономической в том числе. Для развития экономики в современных реалиях необходим новый подход к вопросу образования, поэтому на текущий момент практико-ориентированная подготовка специалистов является приоритетной.

Актуальность практического обучения обусловлена потребностями отраслей экономики в кадрах, способных оперативно решать прикладные технические, технологические и экономические задачи. В отличие от традиционного, ориентированного лишь на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение конкретных навыков и опыта практической деятельности, поскольку голая теория без практических навыков — это как рюкзак с инструкцией за спиной того, кто учится плавать.
Практическая подготовка студентов стала неотъемлемой частью учебного процесса на кафедрах экономического факультета БГСХА.
Формирование каждой новой компетенции обусловлено определёнными факторами: её содержанием, местом в структуре общепрофессиональной подготовки, объёмом в зачётных единицах, продолжительностью, формой отчётности, а также фондом оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся. Индивидуальное задание практики формируется с учётом интересов и специфики предприятия, на котором она проводится.
В процессе обучения студентов по специальностям «Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса» и «Мировая экономика» на экономическом факультете БГСХА учебная и производственная практики проходят в течение 26 недель. Такая продолжительность практического обучения имеет серьёзные основания и руководствуется основным принципом педагогики, согласно которому только глупый отец кормит ребёнка рыбой, умный — учит её ловить.
На экономическом факультете разработаны программы по каждому виду практики: ознакомительная, языковая, организационно-технологическая, организационно-экономическая, преддипломная.
Целью учебной (ознакомительной) практики является получение студентами конкретных знаний о деятельности сельскохозяйственных предприятий; приобретение навыков по сбору и обработке первичной информации, а также проведению организационно-экономических расчётов по нормированию труда.
Суть производственной (организационно-технологической) практики заключается в приобретении практических навыков по организации и технологии производства в условиях сельскохозяйственных и других предприятий сферы АПК Республики Беларусь. Задачей студентов является изучение учредительных документов предприятий; ознакомление с производственной структурой организаций АПК; получение навыков в области производства основных видов продукции, изучение современных технологий, применяемых в растениеводстве, животноводстве; приобретение опыта работы при организации производственных процессов; освоение принципов совместной деятельности с коллегами по работе; формирование стиля поведения и освоение профессиональной этики; сбор и частичная обработка материалов для написания курсовых работ и проектов.
Задачами организационно-экономической практики являются: оценка специализации организации, качества и конкурентоспособности её продукции; изучение структуры себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг; изучение системы ценообразования; изучение персонала и оплаты труда руководителей и специалистов; изучение распорядительных документов; составление производственных заданий и программ, планов, стратегий и прогнозов социально-экономического развития организации, анализ и контроль результатов её работы; поиск резервов роста экономической эффективности производства, повышения её конкурентоспособности. В рамках изучения персонала предприятия, организации студенты выявляют руководителей и специалистов предприятия, организации, не имеющих высшего аграрного образования, тем самым оказывая существенную помощь в проведении профориентационной работы.
Производственная (преддипломная) практика является заключительным звеном практической подготовки. Её цель — освоение и закрепление знаний и умений, полученных по всему курсу обучения, проверка возможностей будущего специалиста в условиях конкретного производства, подготовка материалов к дипломной работе. Особенностью прохождения преддипломной практики студентами специальности «Мировая экономика» является наличие элемента внешнеэкономической деятельности.
Общее количество базовых предприятий, на которые направляются студенты для прохождения производственных практик, превышает 190. При этом 95% студентов, обучающихся за счёт бюджетных средств, прошли преддипломную практику в местах дальнейшего трудоустройства. Необходимо отметить, что наибольшая доля предприятий приходится на Могилёвскую область, где практику проходили 43% студентов. В дальнейшем планируется увеличить число предприятий-баз практик в других областях Республики Беларусь.
Для улучшения качества подготовки специалистов на кафедрах экономического факультета создано 6 филиалов: управление сельского хозяйства и продовольствия Горецкого районного исполнительного комитета, РУП «Учхоз БГСХА», ПТУП «Горецкий элеватор», ОАО «Горкилён», ГСХУ «Горецкая сортоиспытательная опытная станция» и КСУП «Овсянка им. И.И. Мельника», которые используются для проведения учебных занятий и прохождения студентами учебных производственных практик. Только в 2019-2020 учебном году преподавателями кафедр экономического факультета было проведено 30 таких занятий.
На основании информации, полученной в процессе прохождения учебной и производственных практик, студенты пишут научные статьи, курсовые работы, научно-исследовательские и дипломные работы. Результаты своих исследований студенты могут рекомендовать для использования в процессе производственной деятельности филиалов, получив при этом акт внедрения.
Таким образом, целью производственной практики является закрепление навыков и умений, полученных в ходе теоретического обучения в академии. Прохождение практики на предприятии способствует закреплению, расширению, углублению и систематизации теоретических знаний. Можно объяснить физику езды на велосипеде: сила тяжести, сила трения, ротационный момент, центр тяжести и т.д. — все эти формулы доказывают, что езда на велосипеде возможна. Но кататься на нём можно, только если крутишь педали.

Владимир Буць,
заведующий кафедрой математического моделирования экономических систем АПК,
доктор экономических наук, доцент

Людмила Метрик,
ответственный за практическое обучение
на экономическом факультете,
старший преподаватель кафедры экономики и МЭО в АПК
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»