Звезды и тернии Михаила Титова
1 февраля 1980 года на улице академика Павлова в Могилеве начал свою работу новый молочный комбинат, который сегодня гордо именуется открытым акционерным обществом «Бабушкина крынка» — управляющая компания холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» и является одним из крупнейших производителей натуральной молочной продукции в Республике Беларусь. Здесь производится более 260 наименований молочной продукции. Благодаря современным производственным мощностям компания способна перерабатывать до 3000 тонн молока в сутки, что подтверждает ее приверженность высоким стандартам качества и традициям молочного производства. Сырьевая зона охватывает 18 из 21 района Могилевской области.
— На протяжении своей многолетней истории, — говорит заместитель генерального директора по идеологической работе и социальным вопросам Светлана Сташевская, — все достижения предприятия созданы благодаря трудовому коллективу. Это коллектив единомышленников, который каждый час, каждый день, без остановки на выходные дни своим трудом создает готовый продукт для наших потребителей. А еще низкий поклон нашим ветеранам, тем, кто возводил предприятие, а затем из года в год совершенствовал технологию и качественные параметры производимой продукции, создавал бренд «Бабушкина крынка».
В том, что у молока на Могилевщине сегодня особый вкус, — их прямая заслуга. Среди них — и герой нашего материала, бывший генеральный директор областного объединения молочной промышленности Михаил Титов. Именно он в 60-70-е годы минувшего столетия стоял у истоков создания будущего бренда региона и страны. Причем не только этого молочного предприятия, но и всей молочной отрасли Могилевщины.
Говорят, что родиться можно под счастливой звездой. По всему видать, над участником Великой Отечественной войны и ветераном труда, персональным пенсионером республиканского значения, ныне жителем агрогородка Дашковка, которому в минувшем году исполнилось 98 лет, в день появления на свет 13 ноября 1926 года на небе сошлись сразу несколько звезд. Ведь не случайно, когда речь заходит об этом неординарном и харизматичном человеке, профессионале высочайшего класса в производстве молочной продукции, первоначально в ответ можно услышать только короткие эмоции: человек-легенда, человек-история, человек-глыба. Складывается такое впечатление, что вся жизнь Михаила Титова соткана из ярких и красочных незабываемых страниц. И это действительно так. Вместе с тем, когда ближе начинаешь знакомиться с его трудовой биографией, понимаешь, что на самом деле его почти столетняя биография полна не только трудовыми победами, яркими моментами счастья. На его жизненном пути встречалось немало терний — горьких потерь и тяжких испытаний, которые не сломали, а наоборот его закалили, научили справляться с любыми вызовами судьбы.
В гостях у Михаила Антоновича мы оказались не случайно. Заместитель генерального директора по идеологической работе и социальным вопросам ОАО «Бабушкина крынка» Светлана Сташевская вместе с председателем профкома Жанной Казаковой в связи с юбилеем компании приехали к ветерану, одному из самых активных родоначальников Могилевского молочного комбината на улице Павлова, чтобы отдать дань уважения, высказать слова огромной признательности и вручить подарки.
Сразу же надо отметить, что Михаил Антонович оказался на редкость замечательным рассказчиком, который, несмотря на свой весьма солидный и почитаемый возраст, до мельчайших подробностей помнит события и имена давно минувших дней. Ведя неторопливые откровения о своей жизни, он говорит не обо всем подряд, а именно сосредотачивается на тех моментах, которые удивляют и восхищают. А напоследок нашей встречи он неожиданно еще и заинтриговал:
— А вы знаете, что у меня с российским императором Николаем II был общий доктор? Видя наше изумление, раскрыл интригу:
— После отъезда царской семьи из ставки в Могилеве в 1917 году доктор, который следил за здоровьем императора и монарших особ, остался здесь. И его отправили на работу сюда, в Дашковку, где он помогал простым людям. И в 1926 году при родах моей матери помог мне появиться на свет. Такая вот история.
Детство для юного Миши было далеко не безоблачным. Время было непростое для всех, а для него осложнилось еще и семейными неурядицами.
— Отец мой работал председателем сельсовета, затем — председателем колхоза. Когда его перевели на другую работу, он уехал учиться в Минск, где встретил другую женщину. Родители развелись. И мы с сестренкой остались практически одни.
В 1939 г. Михаила с сестрой разделили: его отправили к отцу (а затем — к бабушке в Полоцк), сестру — к матери. В июне 1941 г. семья вернулась в Дашковку. А через несколько дней началась война…
— Вы и представить себе не можете, что такое жить в оккупации. Когда каждый час, каждую минуту ждешь, что в дом могут ворваться фашисты. Осенью 41 г. немцы расстреляли моего 75-летнего дедушку и дядю. В следующем году двоюродного брата убили. Никто не знает, где его могила. В наш дом, в семью коммуниста, часто наведывались. Три или четыре раза приходили расстреливать. Нас спасало только свидетельство о разводе, которое мать сберегла и показывала немцам.
Михаил Антонович в октябре сорок третьего (на тот момент ему было всего шестнадцать) вступил в 346-й партизанский отряд, дислоцировавшийся в Березинском районе. Юный диверсант-подрывник принял участие во многих операциях. Многие из них были довольно успешными. Летом сорок четвертого партизанский отряд соединился с регулярными частями Красной армии. Дивизия, где воевал Михаил Титов, постоянно была на передовой. Пуля не раз проходила в миллиметре от него — пробивала шинель, царапала висок, однажды чуть не пробила череп. Несколько раз был контужен. Дважды боец попадал в больницу — после ранения в руку и когда подорвался на мине. Осколками от разрыва мины парню полностью раздробило пятку. В больнице ее потом ампутировали.
— Там, в госпитале, — рассказал ветеран, — встретил День Победы. Домой вернулся на костылях. Местная учительница посоветовала окончить школу. Сказала: «Работать ты не можешь, так что учись». Так я вновь оказался за школьной партой. Пошел в шестой класс. После седьмого класса поступил в Пинский техникум мясомолочной промышленности. Окончил его с отличием. Мне дали направление и на работу, и в вуз. В результате в 1956 году окончил Вологодский молочный институт. И тоже на отлично. А учебу совмещал с общественной деятельностью — был секретарем комсомольской организации института.
Здесь Михаил встретил и свою единственную любовь — Александру Ивановну Смирнову. Вместе с женой они прожили долгую, полную счастливых событий жизнь. На свет появились трое детей — сын и две дочери.
В послевоенные годы трудовая биография Михаила Антоновича была насыщена, без всяких преувеличений, более радужными и яркими событиями. И все они, вплоть до ухода на заслуженный отдых в 1982 году, были отданы служению любимому делу, связанному со становлением и развитием молочной отрасли на Могилевщине.
Сразу же после окончания Вологодского молочного института молодого специалиста направляют на работу главным инженером на Горецкий маслосырзавод. С первых дней он, как говорят, с головой окунулся в работу.
— Как сейчас помню, через несколько дней после Нового года к нам приехал управляющий Могилевским областным трестом «Маслопром», — делится Михаил Антонович. — Собрали трудовой коллектив. Он попросил нашего директора доложить о достигнутых результатах за минувший год. Тот «пык-мык», назвал, путаясь, некоторые цифры, и ничего больше не знает о работе завода. Управляющий спрашивает: «Кто среди вас может дать более полную информацию?» Мне дали слово. Я поднялся, у меня все данные по производству, качеству продукции, ходе строительства на предприятии. Рассказал также, что надо сделать на ближайший период. Он послушал и говорит: «Вы с сегодняшнего дня директор завода». Тут же на месте был подписан приказ, и мне пришлось работать в качестве и руководителя, и главного инженера. Совмещал две должности.
Правда, недолго. Всего два года. Молодого незаурядного, инициативного и напористого руководителя быстро заметило высшее руководство, и в очередной раз в Горки приезжает вместе с управляющим и главным инженером треста министр молочной промышленности Марфа Шаройко.
— Это было начало шестидесятых годов, — уточняет Михаил Антонович. — У меня завод к этому времени работал как часики: отремонтировано все оборудование, все в исправности. Марфа Дмитриевна говорит: «Становите на этот завод другого руководителя, а этот поедет со мной и главным инженером Молодеченского треста». Тогда Молодечно было областным центром. Это была северо-западная зона нашей страны. Я проработал там где-то месяцев восемь. Мне был 31 год. За плечами — только молочный институт и два года работы в Горках. Я почувствовал, что практических знаний не хватает, чтобы руководить такой махиной, и попросил Марфу Дмитриевну перевести меня на освободившееся место главного инженера на Могилевском гормолзаводе. Она меня поддержала. Там, где сегодня находится фабрика мороженого, на улице Лазаренко, размещались управление и завод по производству молочной продукции, который ввели в эксплуатацию сразу после освобождения Могилева. Когда я приступил к работе, на нем работало только две линии по розливу молока в бутылки. Одна линия — с оборудованием мелитопольского завода, на второй стояло английское оборудование. На этой второй линии возникли проблемы. Запчасти износились. Не выталкивались молочные бутылки. Мы были вынуждены поставить двух человек, чтобы эти бутылки подталкивать вручную. Что делать? Ставить английскую линию на капремонт — значит остановить производство, снижать объемы переработки молока… Я в то время дни и ночи сидел в цеху. Сами выточили запчасти и устранили неполадки. При мне также запустили линию по мойке бутылок. А чтобы и дальше модернизировать производство, своих денег на счету не было, надо было добиться, чтобы банк выделил денежную ссуду.
Я сделал расчеты, и мы их отнесли в банк с просьбой выделить нам ссуду на покупку оборудования по производству сметаны. Тогда требовалось, чтобы окупаемость была до года. Я сделал расчеты, что у меня окупаемость будет за 4 месяца. Посмотрели мои расчеты и говорят: «Хоть у нас нет больших свободных денег, но мы ваши предложения принимаем и ссуду вам дадим». И мы за три месяца построили новый цех по производству сметаны. Для нас это была большая трудовая победа, а для людей — новая продукция.
За очень короткие сроки молочное предприятие нарастило выпуск продукции с двух видов до 16-и. Безусловно, этот прогресс не могли не заметить в обкоме партии. И Михаила Антоновича пригласили на работу в промышленно-транспортный отдел обкома партии инструктором, чтобы курировать молочную промышленность всей области.
— Свою работу на новом месте, — продолжил Михаил Титов, — начал с анализа производственных мощностей существующих в области молочных заводов: на что они способны, сколько могут дать продукции. При этом я пользовался расчетами областного управления сельского хозяйства, составленными на две пятилетки вперед.
Картинка получалась далеко не радужной. В молочной отрасли области с каждым годом вырастали объемы производства молока, а его переработка велась на устаревших в технологическом плане заводах, построенных еще до войны. Надо было решать проблему наращивания производственных мощностей.
— Совместно со специалистами областного управления сельского хозяйства мы сделали расчеты по увеличению мощностей по переработке произведенной продукции всех молочных заводов области и предоставили на рассмотрение первому секретарю обкома партии Виталию Викторовичу Прищепчику. Он почитал, позвал меня и говорит: «Вы знаете, а мы с этой работой не справимся». Я ему ответил: «Если мы не начнем работать, тогда мы не справимся никогда. Надо начинать работать».
Так и случилось. На бюро обкома все предложения и расчеты были проанализированы, утверждены и направлены в Министерство молочной промышленности страны. Совмин поддержал наши разработки и наши предложения, было принято решение о строительстве новых и реконструкции всех старых молокоперерабатывающих заводов области.
Это сегодня среди многих бытует мнение, что в брежневские времена коммунисты, оторванные от народа, жировали и занимались решением только своих личных вопросов. Конечно же, было и такое. Но подавляющее большинство вело себя далеко не так. А такие, как коммунист Михаил Титов, в начале 1970-х сутками пропадали на работе, вникал во все мелочи и нюансы для решения поставленной задачи.
— Начинали с Бобруйского гормолзавода. Затем были Славгород, Быхов, Климовичи, Белыничи и т.д. Было также принято решение построить новый молочный комбинат и в Могилеве. Начали думать, где определить место для его возведения. После долгих поисков я предложил площадку на улице Павлова. Это окраина Могилева, территория огромная, рядом есть железнодорожная ветка. Все согласились. В это время ЦК КПСС принял постановление о производстве в Могилеве фасованной продукции. Было решено производить молоко не в фляги, а в пакеты и бутылки. Мол, бидоны — это вчерашний день. Таким образом, когда в 1975 году началось строительство нового завода в Могилеве, в проекте цех по производству молока во фляги не был предусмотрен. Тогда я уже был главным инженером областного управления молочной промышленности. Что делать? Ведь надо было снабжать народ молоком. Ждать, когда будет построен новый комбинат…
Михаил Титов предложил снять готовую линию по производству молока в бидоны со старого завода на улице Лазаренко и перебросить на новый. Предложение было одобрено, ведь были приведены железные аргументы, обоснованы профессиональные пути его решения. Сказано — сделано.
Следом на строящемся новом заводе также в обход проекта по инициативе Михаила Антоновича был построен цех по производству масла, в котором вместо трех линий установлена одна, которая не уступала по своей мощности и объемам производимой продукции. И опять здесь сработали профессиональная смекалка и целеустремленность. А если точнее — грамотные управленческие решения, административная напористость и даже… замашки бывшего диверсанта-подрывника партизанской войны. Последняя черта заключалась в том, что для новой линии было использовано высокопродуктивное английское оборудование, которое пылилось на складах предприятия и предназначалось для Витебского маслопрома. И что поражает, сделан был этот, мягко выражаясь, рэкетирский ход без согласования с вышестоящими органами. На свой страх и риск. По принципу: «Или голова в кустах, или грудь в орденах». Орденов, конечно, не было, но и управленческое решение, сочтя грамотным, простили Титову, ссылаясь на превышение должностных обязанностей со 101-м китайским предупреждением.
— Для установки новой линии по производству масла мы полностью перепланировали цех и запустили в работу это английское оборудование. Также по моей инициативе был переделан цех по производству молока. Изначально он был спроектирован по старой технологии. Я там внес свои новшества, которые почерпнул из институтских знаний. Не зря окончил молочный институт с отличием.
1 февраля 1980 года молочный комбинат был сдан в эксплуатацию. В это время Михаил Титов уже возглавлял областное объединение молочной промышленности. Его супруга Александра Ивановна работала председателем профкома на «Бабушкиной крынке». В 1982 году «молочный король» ушел на пенсию. Несколько лет преподавал в Могилевском технологическом институте (ныне Могилевский университет пищевых и химических технологий).
Михаил Титов уже более 42 лет на заслуженном отдыхе, но мало кто скажет, что ему 98. Ветеран войны и труда по-прежнему бодр, активен, живо интересуется происходящим в стране и мире. Его приглашают на встречи с молодежью. Он принимает участие в многочисленных общественных мероприятиях. А остроте его ума могут позавидовать многие не только молодые. И, конечно же, Михаил Антонович не может сидеть сложа руки.
— Живу в Дашковке в частном доме. И ремонт делаю, и грядками занимаюсь. Трудновато, но потихонечку даже самую тяжелую работу выполняю. Дом весь отшпатлевал, баню переделал, печку отремонтировал. А год назад в сарае выкопал погреб, потом залил там бетонный пол,
На его приусадебном участке тоже порядок и красота.

— От деда у меня страсть к садоводству — он ведь служил в свое время садовником в усадьбе Жуковских, дворянское имение которых сохранилось в Дашковке. На своих сотках выращиваю все: от картошки до арбузов. Сад заложил большой: яблони, вишни, черешни. Но главная гордость — абрикосы. Несколько лет назад занялся селекцией, вывел собственный сорт, который в честь покойной жены назвал «Александрой». Плоды сочные, вкусные, и это тоже моя победа.
Кстати, Михаил Титов награжден орденом Отечественной войны I степени и медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Представлялся к награждению также орденом Красной Звезды.
— Все в моей жизни правильно и по заслугам, — уверяет собеседник. — Вот только есть один пробел. Тогда, в годы войны, командование партизанского отряда представило меня к ордену Красного Знамени. Оформление и сдачу документов поручили моему земляку-лейтенанту. А он в отместку моему отцу, председателю сельсовета, который когда-то раскулачил его семью, уничтожил наградной лист. След этого офицера затерялся где-то на Донбассе. Еще надеюсь, что когда-нибудь справедливость восторжествует, и заслуженная награда найдет меня. Как верю и в то, что поколению моих внуков и правнуков удастся сохранить мир на нашей белорусской земле. Хочу быть тому свидетелем. Ради этого готов перемахнуть за сотню. Я прожил большую жизнь, видел много руководителей разного уровня. Но такого сильного, целенаправленного, болеющего за свою страну и народ, как Александр Лукашенко, не встречал. Он правильно говорит: лучше побеждать на экономическом фронте. Главное — трудолюбие каждого из нас, чтобы наше государство было единым, слаженным и непобедимым.
На прощание Михаил Титов с улыбкой заявил:
— В минувшую войну я был диверсантом-подрывником; сражаясь с врагом, разрушал железнодорожные пути и коммуникации, минировал дороги. А в мирной жизни я созидатель. Мой главный наказ молодым накануне 80-летия Дня Победы — честно трудиться на благо Родины, чтобы земля, за свободу которой мы заплатили высокую цену, развивалась и хорошела.
— Это золотые слова, — подытоживает нашу встречу с Михаилом Титовым заместитель генерального директора по идеологической работе и социальным вопросам ОАО «Бабушкина крынка» Светлана Сташевская. — Вот на таких людях, как Михаил Антонович, земля наша держится. Именно они, как никто другой, знают цену хлеба, мира, спокойствия. Пройдя через все невзгоды и тяжелые испытания, отдав всю свою трудовую жизнь служению Отечеству, не теряют веры и оптимизма, говорят о необходимости единения народа. И действительно, нация непобедима, когда ее объединяют общие ценности, историческая память, преемственность и связь поколений.
Владимир КАПУЗА
ФОТО автора и из архива Михаила Титова