Технике — бережное хранение

Завершились полевые работы, и машины поставлены на хранение. Однако и в этот период они нуждаются во внимании. Прежде всего, необходимо проверить механизмы, которые могут быть повреждены с наступлением морозов из-за возможного наличия в них остатков воды. Постоянного контроля требуют аккумуляторные батареи. Соответствующее хозяйское внимание обеспечит требуемую сохранность дорогостоящих устройств и продлит долговечность их будущей службы.

При хранении сельскохозяйственной техники важно соблюдать простые правила бережного отношения к средствам производства. Самоходные и сложные машины необходимо хранить в закрытых помещениях или под навесами. Другая, более простая и габаритная, техника обычно хранится на специальных площадках с обязательным выполнением правил консервации и герметизации; некоторые узлы и детали снимают для складского хранения. Хранение машин от десяти дней до двух месяцев считается краткосрочным, свыше двух месяцев — длительным. Перед установкой на хранение проверяют состояние машин и проводят очередное техническое обслуживание.
Начнем проверку с опрыскивателей, которые в связи с «деликатностью» конструкции многих узлов могут повредиться от морозов и окисления. После окончания сезона полевых работ необходимо проверить состояние опрыскивателя, выполнить консервацию, настройку, заменить изношенные узлы и детали. Современные опрыскиватели имеют в базовой комплектации много пластиковых и резиновых деталей, новейшие компьютерные системы. Это оборудование позволяет снизить потери препаратов, повысить производительность труда и уменьшить нагрузку на механизатора. Однако рабочие узлы опрыскивателя имеют высокую стоимость, и их повреждение приводит к значительным финансовым потерям. Для обеспечения надежной и долговременной эксплуатации опрыскивателей до наступления морозов необходимо выполнить комплекс мероприятий, входящих в перечень ТО при подготовке к длительному хранению.
Если опрыскиватель не хранится в отапливаемом помещении, необходимо защитить его от мороза. Важно полностью удалить остатки воды из системы — не стоит забывать, что даже температура 2-3°С ниже нуля может привести к необратимому повреждению техники. Наиболее уязвимыми для таких повреждений являются насос, фильтры, клапаны, корпусы распылителей и рукава.
Очищенные распылители и вкладыши фильтров лучше хранить в специальной емкости, в крайнем случае — в емкости заправочного устройства. Благодаря этому они будут всегда под рукой, готовы к применению без необходимости их искать в начале сезона.
Чтобы замерзающая вода не повредила корпус, лучше насос снять и хранить в теплом помещении. Но если демонтаж сложен, можно влить антифриз, который распределяют по всему объему, включая насос. Манометр лучше снять.
В более старых моделях двухмембранных насосов обычно достаточно для удаления остатков воды отвернуть сливные пробки и вручную выполнить несколько оборотов вала насоса.
Современные многомембранные насосы должны быть заполнены антифризом, потому что там сложно избавиться от воды (нет пробок). Для этого необходимо снять патрубки всасывания, включить вал отбора мощности и через несколько минут вылить остатки воды. Также можно удалить оставшуюся воду с помощью сжатого воздуха. Самый безопасный способ защиты насоса от низкой температуры — демонтировать его и хранить в помещении с положительной температурой.
Для современных опрыскивателей достаточно всего нескольких литров жидкости. После заполнения основного бака следует ненадолго запустить насос опрыскивателя, чтобы заполнить весь объем жидкости. Большинство незамерзающих жидкостей представляет собой угрозу для окружающей среды и должны быть надлежащим образом утилизированы перед следующим полевым сезоном.
Карданный вал привода насоса необходимо отсоединить от насоса, смазать трущиеся поверхности и сдать на склад.
Особенного внимания требует самый «деликатный» узел распылителя. Во время осмотра опрыскивателя снимаются крышки и отстойники фильтров, проверяется состояние вкладышей и всех деталей узлов распыла. Они упаковываются и хранятся в отапливаемых помещениях до весны. В частности, больше внимания стоит уделить фильтрам и контролировать их целостность. Индивидуальные фильтры (на штангах), особенно с клапанами, стоит на зиму вынуть из корпусов и после очистки хранить на складе.
Распылители — элементы очень деликатные и точные. Для их очистки следует использовать специальные щетки либо продувать сильной струей воздуха. Нельзя использовать острые и твердые предметы (иглы, проволоку), это грозит повреждениями распылителя. Для очистки фильтров, как правило, используют большие щетки с мягким ворсом.
Используемые опрыскиватели оборудованы клапанами, предотвращающими вытекание жидкости при выключении давления. С этими устройствами даже после снятия сопла жидкость не вытечет из шлангов или труб. Но следует помнить, что воду надо также оттуда убрать. Чтобы это сделать, надо открутить или по крайней мере ослабить фитинги в начале и в конце каждой секции штанги.
Наконец, следует обработать все места смазки в соответствии с инструкциями, независимо от рекомендованных сроков. Смазка наносится на открытые металлические части наиболее важных комплектующих опрыскивателя (вал насоса и передача, регулирующий клапан, элементы штанги в системе подъема и стабилизации, шток гидравлического цилиндра — на сколько можно спрятать в цилиндр и т.д.).
Во время сильных морозов может повредиться манометр, даже если в насос залита незамерзающая жидкость. Поэтому манометр демонтируют на зиму.
Необходимо проверить состояние электрических кабелей. Они не должны иметь повреждений изоляции. Разъемы подключения должны быть надежно прикручены к двигателям и уплотнены специальной резиновой прокладкой. Противоположный конец кабеля, на котором находится разъем подключения контроллера, необходимо герметизировать с помощью резиновой пробки.
Проверьте состояние датчика скорости, расположенного с внутренней стороны левого колеса опрыскивателя. Датчик должен быть чистым, без механических повреждений. Расстояние от чувствительного элемента датчика до металлических бобышек, с которых считывается скорость, должно быть 2-7 мм.
Кроме вышеперечисленного, при хранении опрыскивателей необходимо обеспечить следующие мероприятия:
~ проверить комплектность и надежность крепления сборочных единиц опрыскивателя;
~ смазывать сборочные единицы, оборудованные масленками;
~ визуально контролировать техническое состояние рамы, штанги, бака, напорных коммуникаций;
~ поддерживать покрытие шин светозащитным составом.
Особого внимания при постановке на хранение требуют сложные самоходные опрыскиватели. Кроме выше перечисленных общих работ, на самоходных опрыскивателях следует произвести регламентные работы по консервации двигателя и ходовой системы. На заключительном этапе нужно восстановить окраску сборочных единиц для предохранения деталей рамы, штанги и креплений от коррозии. Возможные изгибы и деформации рамных конструкций следует устранить, особенное внимание обратив на отсутствие прогибов штанги. После установки машины на подставки давление в шинах должно быть снижено до 0,12 МПа.
Особенности хранения мобильной техники
После очистки, мойки, замены масел и смазок с машин снимают агрегаты, узлы и детали, требующие особых условий хранения. Консервация машин предусматривает защиту внутренних и наружных поверхностей деталей от порчи. Незащищенные наружные поверхности машин покрывают защитной смазкой. Особенно тщательно герметизируют двигатель. Плотно закрывают сапун, выхлопную трубу, воздухоочиститель, маслозаливную горловину, крышку бака радиатора. До отказа заворачивают свечи, краники, вентили, пробки, масленки. Практикуют обертывание двигателя полиэтиленовой пленкой. При герметизации горловин топливного бака на крышки и краники наносят защитную смазку, затем их обертывают промасленной бумагой или полиэтиленовой пленкой.
При открытом способе хранения рекомендуется с машин снимать и хранить в складских помещениях следующие детали и узлы:
с двигателей — карбюратор, генератор, стартер, реле-регулятор, распределитель-прерыватель, фары, ремни вентилятора и генератора; с тракторов и комбайнов — мягкие сиденья, тенты;
с уборочных машин — втулочно-роликовые цепи, теребильные ленты и ножи, режущие аппараты, клиновые ремни (кроме ремней ходовой части зерноуборочного комбайна), детали из резины и текстиля, мотовила жаток, карданные валы, полотняно-планчатые транспортеры, решета очисток, рукава выгрузного шнека, огнетушители; с почвообрабатывающих, посевных и посадочных машин — втулочно-роликовые цепи, клиновые ремни, стальные тросы, семяпроводы и тукопроводы.
Топливные насосы и форсунки дизельных двигателей хранят в закрытых помещениях, допускается оставлять их на двигателе. В любом случае необходимо удалить остатки дизельного топлива из головки насоса, подкачивающей помпы, топливопроводов, форсунок и заполнить их дизельным маслом Дп-11 или Дп-8 (в зависимости от климатических условий). Из системы охлаждения сливают воду, удаляют накипь специально приготовленным раствором.
С гидравлических систем сливают масло. Промывают систему промывочной жидкостью, заполняют свежим обезвоженным маслом с добавлением 5% АКОР-1 до нормального уровня. Штоки гидроцилиндров втягивают до отказа так, чтобы обработанная часть минимально выступала наружу. На выступающие части штоков и стержней клапанов гидромеханического регулирования хода поршня наносят защитную смазку. Насос гидросистемы отключают. Рукоятки гидрораспределителей и кранов распределителя устанавливают в нейтральное положение. На шаровые шарниры тяг, резьбовые соединения раскосов и стяжек наносят защитную смазку. Шланги снимают, продувают, закрывают резьбовыми пробками-заглушками отверстия штуцеров. Сдают на склад. Отверстия в корпусах системы также закрывают пробками-заглушками. При закрытом хранении шланги и рукава можно оставлять на машине, предварительно покрасив их алюминиевой краской.
До постановки на хранение проверяют наличие воды в сливном клапане (топливном фильтре). Если вода останется в нем, во время сильных морозов эту деталь может разорвать замерзающей водой. Поэтому в осенне-зимний период следует придерживаться правила «полного бака». Напомним, что вода в топливной системе может скапливаться из конденсата влажного воздуха, который находится в баке. Чем меньше топлива в баке, тем больше оседает на его стенках воды. Конечно, чтобы не иметь проблем с запуском двигателя в период перепадов температур, следует использовать зимнее масло. Можно использовать специальные добавки (удалители влаги), которые в период сильных морозов вытесняют воду из топлива.
При подготовке техники к зиме нельзя забывать и о пневматической тормозной системе. В первую очередь, следует удалить остатки воды из пневмоцилиндров как на самом тракторе, так и на прицепной технике. В современных тракторах пневматическая тормозная система защищается с помощью специальных препаратов — удалителей воды.
Аккумуляторные батареи хранят на складе, оборудованном приборами для проведения технического обслуживания. Крышки батарей протирают насухо кальцинированной содой. Отверстия пробок для отвода газов прочищают, клеммы смазывают вазелином. На хранение устанавливаются только полностью заряженные батареи. Батареи с сепараторами из синтетических материалов можно хранить в не отапливаемых помещениях при температуре не ниже -25°С. Аккумуляторы, бывшие в эксплуатации, нельзя хранить без электролита; новые аккумуляторы — разрешается. Во время хранения периодически проверяют плотность электролита в аккумуляторах, производят их подзарядку. Во избежание сульфатации пластин нельзя допускать резких колебаний температур в помещении, где хранятся аккумуляторные батареи. Генераторы, фары, стартеры снимают, очищают и обдувают сжатым воздухом. Клеммы и подшипники генераторов, муфты и резьбовые соединения фар, клеммы стартеров смазывают техническим вазелином или дизельным маслом.
Шины и приводные ремни
В период хранения давление в шинах должно быть в пределах 70-80% от нормального. При хранении шин в помещениях должна поддерживаться температура 5-15°С. При открытом способе хранения шины для защиты от солнечных лучей покрывают алюминиевой краской или мелоказеиновым составом. Приводные ремни припудривают тальком. Хранятся клиновые ремни на вешалках. Во избежание перегибов их необходимо ежемесячно переворачивать. Допускается, как исключение, оставлять на машинах ремни, снять которые трудно из-за больших демонтажных работ. В этом случае ремни очищают и моют на месте, протирают неэтилированным бензином, ослабляют натяжение, покрывают алюминиевой краской, мелоказеиновым составом или обертывают влагонепроницаемой бумагой. При появлении гнилостных пятен ремни дезинфицируют двухпроцентным раствором формалина.
Зерноуборочные комбайны
Особое внимание следует уделить продувке скрытых полостей, мест за аккумуляторным отсеком и инструментальным ящиком. Открыть электрический шкаф, места установки электромагнитных катушек управления гидравлическими функциями и проверить наличие пыли. В случае запыления данных мест их необходимо продуть потоком воздуха. Следует контролировать дальнейшие условия хранения комбайнов.
При хранении комбайнов следует предотвратить разрушение лакокрасочного покрытия. Для удаления масляных подтеков можно использовать специальные моющие жидкости, которые в зависимости от конструкции моечного аппарата могут подаваться во время мойки. В случае отсутствия такой возможности масляные пятна можно протереть кальцинированной содой, предварительно смочив их водой, а затем смыть большим количеством воды.
Дополнительные требования предъявляются к консервации двигателей:
— проверить качество охлаждающей жидкости и при необходимости добавить антифриз;
— топливный бак полностью заправить дизельным топливом;
— аккумуляторную батарею снять и поставить на хранение;
— необходимо проверять смазку всех пресс-масленок. Если в первом случае эта операция проводилась с целью предохранения попадания влаги в места трения деталей, то повторная проводится с целью удаления смазки, на которую попала влага и заполнения стыков свежей смазкой;
— ослабить ремни путем снятия их с натяжных роликов или ослабления натяжных пружин;
— установить зерноуборочный комбайн на подставки и снизить давление в шинах до 0,8 бар.
При техническом обслуживании комбайна в период хранения необходимо проверять:
1) правильность установки остова комбайна на подставки и жатки на башмаки;
2) комплектность;
3) давление воздуха в шинах;
4) надежность герметизации;
5) состояние защитных устройств и антикоррозионных покрытий;
6) уровень топлива в баке;
7) выполнение работ, предусмотренных правилами ухода за двигателем и климатической установкой.
Обнаруженные дефекты должны быть своевременно устранены.
Состояние комбайна при хранении в закрытом помещении проверяется через каждые два месяца, при хранении под навесом — ежемесячно. Выявленные при проверках отклонения от правил хранения устраняются.
Кормоуборочные, картофелеуборочные и другие комбайны моют и обдувают сжатым воздухом. Проводят консервацию режущих аппаратов и других рабочих органов, гидросистемы, втулочно-роликовых цепей, клиновых ремней, шин. Ослабляют натяжение пружин. Красят металлические поверхности. На неокрашенные части наносят антикоррозионные покрытия. Готовят к хранению и сдают на склад детали, требующие особых условий хранения. Комбайны устанавливают на подставки. Под пальцевые брусья жаток подкладывают дополнительные подставки. Мотовило на жатке ставят в крайнее заднее положение. Прицепные сеноуборочные машины ставят на специальные подставки, а навесные — на козлы.
Посевные и посадочные машины
Очищают семенные и туковые ящики, банки, бункера, семявысевающие и туковысевающие аппараты,  семяпроводы, тукопроводы от остатков семян и удобрений, промывают их, поврежденную окраску восстанавливают. Все пружины хранят в расслабленном состоянии. Рабочие органы опускают подкладки. Под колеса, прицеп и раму навесной машины ставят подкладки. При открытом хранении цепи семяпроводы и тукопроводы сдают на склад. Сошники, детали высевающих, вычерпывающих и высаживающих аппаратов, резьбовые и шарнирные соединения покрывают предохранительной смазкой.
Машины для внесения удобрений готовят для хранения особенно тщательно, сразу после окончания работ. Машины очищают от остатков удобрений и ядохимикатов, моют 2-3 раза и обдувают сжатым воздухом. Снимают шланги, ремни, цепи, насадки с калиброванными отверстиями, контрольные приборы и после консервации хранят на складе. Нарушенную окраску восстанавливают. Незащищенные части покрывают предохранительной смазкой. Нагнетательные устройства снимают с машин, промывают, консервируют и сдают на склад. Внутренние емкости машин для защиты растений консервируют введением в них летучих ингибиторов методом распыления по 15-20 г на 1 м2 поверхности. После консервации емкости герметизируют. Машины устанавливают на специальные подставки или козлы.
Почвообрабатывающие машины очищают от пыли, грязи, остатков растений. Спускают воду из водоналивных катков. Ослабляют натяжение всех пружин. Ходовые колеса всех прицепных машин устанавливают на подставки. У навесной машины подставки подкладывают под опорные колеса и под раму. Рабочие органы навесного плуга и культиватора опускают на подкладки. Батареи дисковых орудий, бороны и катки устанавливают на подкладки в транспортном положении. Звенья зубовых борон очищают, покрывают предохранительной смазкой и устанавливают с некоторым наклоном рабочими органами внутрь или укладывают в штабель высотой не более 1 м с подкладками под нижнее звено.
Проведение работ по организации хранения сельскохозяйственной техники продлевает срок ее службы и многократно окупается.

Александр КЛОЧКОВ, доктор технических наук, профессор БГСХА