Эта коварная маршрутная борозда

Комбайн, сделав своё дело, покинул поле. Механизаторы убрали солому, провели лущение и вспашку — кстати, новыми заводскими плугами. Всё было сделано по предписанной наукой технологии и в положенные сроки. Вскоре на этот плацдарм должен выйти посевной агрегат. Но что это вдруг?.. Агроном окинул взором подготовленную пажить и ахнул: вся она была покрыта волнистыми грядами. В чём причина, кто виноват и что делать?..

У нас с подобными вопросами привыкли обращаться к довольно авторитетному и хорошо известному учёному, кандидату технических наук Якову Яроцкому. Вот и сегодня: его телефон и мобильник, просто говоря, не отдыхают. Якову Устиновичу уже изрядно поднадоело всем и каждому объяснять, что виноват здесь не механизатор, а плуги, вернее, конструктор их создавший и не предусмотревший возможную странность в поведении законов механики и самой матушки-природы. Если же где и этого не понимают, выезжает на место и, засучив рукава, с помощью всевозможных инструментов вносит нехитрые коррективы в работу почвообрабатывающих механизмов.
В конце концов, уразумел, что один в поле не воин — против сотен пахотных агрегатов. Вооружился чертёжными доспехами и создал простую инструкцию-методичку: что надо сделать, чтобы сломать капризы этой коварной маршрутной борозды и сформировать новую, менее упрямую. И вот что конкретно предписывает инженеру и механизатору учёный специалист.
При вспашке трактором MT3-3022 и MT3-3522 в варианте заводской расстановки колеи передних и задних колес: 1830 и 1780 (шина 580/70 Р 42), 2000 и 2020 (шина 650/75 R 42) соответственно, — первый корпус плуга ППО-8-40 (МТЗ-3022) или ППО-9-45 (MT3-3522) на 300-350 мм смещается в зону маршрутной борозды. Учитывая, что по этой борозде осуществляется движение левым или правым бортом трактора с раздавливанием ее до размера шины, складывается ситуация с недостаточностью объема почвы на первом корпусе для формирования полноценного стыка без провала.
Попытка исключить провал в стыке заглублением первого корпуса или поперечным наклоном плуга в сторону отваливаемой почвы приводит к образованию макрогребнистости (по ширине захвата плуга) дна борозды, а после усадки почвы — и дневной поверхности поля. В свою очередь такое состояние поверхности не позволяет раскрыть скоростной потенциал всего последующего комплекса полевых агрегатов, а также не способствует качественной их работе. Для исключения подобной ситуации предлагается произвести переоборудование плуга ППО-8-40 и ППО-9-45 в варианте 7 и 8-корпусного с использованием последних корпусов в качестве расширителей маршрутной борозды последовательно по предлагаемой схеме:
— отсоединить (корпуса левый и правый) от грядиля (поз. 1);
— отсоединить стойки корпусов от башмаков;
— просверлить в верхней части стоек по 2 монтажных отверстия на 70 мм ниже основных с таким же диаметром (поз. 2);
— присоединить стойки к башмакам;
— демонтировать грядиль, повернуть его на 180° и снова смонтировать (поз. 3);
— присоединить корпуса к грядилю по вновь образованным отверстиям стоек (на 70 мм ниже основных) (поз. 4).

Результат переоборудования
Благодаря повороту грядиля на 180° привалочная плоскость крепления стойки и толщина самой стойки сместили в сторону корпус на 150 мм. Крепление же корпуса по вновь образованным отверстиям подняло его на 70 мм вверх.
При работе плуга последний корпус захватывает пласт шириной 250 или 300 мм на глубину не более 130 мм и сбрасывает почву в борозду, образованную предпоследним корпусом. Образуется маршрутная полуборозда шириной 650 (400 + 250) мм или 750 (450 + 300) мм. В последующем при движении борта трактора по полуборозде выбором положения первого корпуса с помощью талрепа (смещением вправо или влево) достигается полноценный стык без продольного или поперечного перекоса плуга. Уменьшение ширины захвата плуга на один корпус практически не приводит к пропорциональному снижению выработки, так как в некоторой степени возрастает рабочая скорость (вместо 8 км/ч достигается 9 км/ч), и, что самое главное, обеспечивается требуемое качество работы плуга на глубину 18-22 см с формированием выравненной поверхности пахоты.
Методика проверена, работает безотказно — поле даже после обильных дождей остаётся ровным, без гребней.
Михаил ВЛАСЕНКО