«ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ?»

Людей много, и они разные. Это хорошо. Очень хорошо, когда ребёнок с молоком матери впитал её душевность и доброту, ниспосланную свыше, а выросши, стал щедро делиться ею с окружающими его людьми. Особенно с обиженными судьбой — малышами, оставшимися без родителей, или же людьми, немощными по старости лет и «забытыми» своими детьми. Или инвалидами, которые нуждаются в уходе и другой помощи. 
Ведь не секрет, что многие люди как-то разобщаются, черствеют, живут только своими узкими интересами, редко принимают проблемы другого человека как свои, не торопятся, как издревле было на Руси, придти на помощь другому человеку, соседу. Зачастую — даже близким по крови людям. Как выразился известный в прошлые годы юморист и сатирик Петросян: «Исчезает то, что делало нас людьми». 
Так вот, мне выпала прекрасная возможность познакомиться с человеком, который главной линией своего поведения в жизни избрал помощь нуждающимся, отдавая им всю щедрость своей благородной, доброй души, сопереживая им, попавшим в беду одиночества, забытым родными людьми, которых они «поставили на крыло», вырастили, а те ответили чёрной неблагодарностью забвения.  
Татьяна Валентиновна СТАРОВОЙТОВА — ведущая праздников для взрослых и детей. Волонтёр с многолетним опытом и инициатор благотворительных поездок к тем, кто в силу сложившихся обстоятельств потерял надежду на помощь или хотя бы внимание со стороны власть имущих и тех, кто когда-то были близкими родственниками.  
— Благотворительностью мы занимается где-то уже лет десять. Начинали с того, что обратили внимание на обездоленных детей. Организовывали мероприятие с развлекательной программой, а параллельно узнавали нужды детей, иногда даже поименно, выясняли, в чем нуждаются маленькие, что хотят более старшие.
— Кто это — вы?
— Мы — это я, моя сестра Катя и, конечно же, наши семьи, дети, родственники, друзья, потому что я выступаю как организатор, инициатор акции, а уже те, кто подключается к нам, составляют команду. Уточняем, кто, что может делать и предложить. Конечно, костяк, те, кто всегда с нами ездят в поездки и участвуют в акциях.
— А как это всё началось?  
— Есть такая служба в Беларуси — SOS — служение особое сердец. Когда мы занимались детскими домами, эта служба привлекала нас для деятельности в Могилёве и области. В каждом городе у неё есть свои сподвижники, свои волонтёры. Благодаря им мы участвовали в акциях добра в детских домах района и области. Выставляли свои материалы в соцсетях, у нас есть группа ВКонтакте «Твори добро». Так о нас узнавали люди, неравнодушные, щедрые на сердечные порывы и добрые дела, обращались со своими предложениями. Откликались те, кто своим большим, добрым сердцем мог прикоснуться к сердцу другого человека, почувствовать его боль как свою. Таким образом, мы стали дружить со Светланой Удачей и познакомились с психологом Кризисного центра Юлей Барчан, узнали о существовании SОS-детской деревни в Могилеве. Там живут семьи, мамочки, попавшие в различные житейские неурядицы и обратившиеся в органы социальной защиты. В основном, это мамы из семей, в которых мужья пили, денег домой не приносили, занимались рукоприкладством.
Мы устраивали там большие концерты, привлекая артистов, солистов, детские танцевальные и вокальные студии, с проведением мастер-классов и, конечно, с угощениями и подарками. Это и новогодние праздники, и мероприятия, посвящённые каникулам, Пасхе, «Ура, лето!», подготовке к учебному году. На них приходят не только семьи, находящиеся в SОS-деревне, но и многодетные, малоимущие семьи города, которых приглашают работники служб социальной защиты.
Несколько лет назад был детский дом на Фатина, на базе детского сада. Там воспитывались только девочки. Однажды мы устроили им целую серию мероприятий: это и фотосессии с профессиональными фотографами города во главе с Мироном Щудло. И создание образа с профессиональными парикмахерами и визажистами. И именные подарки, которые готовили наши волонтеры под руководством Ани Санчук (издательство «Толока») и Татьяны Дюбановой. Чего только не просили девочки — плойку, капроновые колготки, кроссовки, рюкзак со стразами, альбомы, фломастеры и прочее. И они получили свои «хотелки».
Но потом этот детский дом расформировали. После лишения родительских прав дети попадают в приемник-распределитель, с ним мы тоже постоянно на связи, делаем праздники, привозим вещи и сладкие подарки, к новому году купили им красивую белую 2,5 м елку (спонсировали работники тюрьмы № 4), светящиеся гирлянды и украшения для зала и костюмов ребятишек (Бизнес Молодость). А дальше дети из приемника попадают в приемные семьи, где есть папа и мама, которые имеют своих одного-двух детей и берут на воспитание других, вот таких, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации. Всего в семье может быть до десяти детей. Сразу вспомнилась мама Анжела, которая уже много ребятишек подняла в своей приемной семье. Глядя на нее, удивляюсь, как она умудряется всем уделять одинаковое внимание и заботу. И как только она всё успевает, и откуда столько душевного тепла и доброты.
— Татьяна Валентиновна, вы оказываете помощь не только детям… 
— Много стариков, как это ни грустно говорить, таких, которые никому не нужны. Как это ни ужасно, но есть молодые люди, люди среднего возраста, вполне обеспеченные, которые отвозят своих дедушек и бабушек, а то и стареньких отцов и матерей в эти, так называемые в народе, дома престарелых и забывают о них. Давших им жизнь, вырастивших их, выпестовавших, обеспечивших получение образования, оставивших им своё жильё. А в ответ — чёрная неблагодарность — практически отказ от своих родных стариков. И кому они сейчас нужны?
До нас дошли слухи, что в деревне Недашево Могилёвского района есть больница в лесу, приют для таких вот оставленных стариков. Мы решили подъехать туда с сестрой и другом — видеооператором. Приют, когда мы впервые его увидели, произвёл на нас удручающее впечатление.


Встретили нас с опаской: если вы не навещаете своего — кто вы и откуда? Мы ответили, что просто хотим помочь людям, попавшим в такую ситуацию, объяснили обслуживающему персоналу, что не будем выяснять обстоятельства, как кто попал сюда, любые другие детали пребывания и содержания здесь стариков. Просто хотим помочь улучшить их бытовые условия.
И вот ещё что поразило нас, когда мы приехали туда, — это место, где размещена их обитель — одноэтажное длинное здание старой постройки, а напротив — кладбище. Представьте себе, каково этим старикам при таком пейзаже, в постоянном напоминании, что их ждёт в ближайшее время. Плакать хочется. Первое время, когда мы приезжали туда с подарками и концертами, многие из нас уезжали с заплаканными глазами.
— Удобства в этом здании все имеются? 
— Это как больница. Палаты на три-четыре человека. Есть туалеты, умывальники. Имеется столовая, в которой, к слову, мы и делаем праздники. Есть телевизор, мы туда привезли, кто-то свой отдал. Связь с внешним миром очень плохая. Чаще они общаются на завалинке. Когда мы приехали туда в первый раз, осмотрели все помещения, старались незаметно сфотографировать имеющиеся недостатки, например, дырку в потолке, рассохшиеся окна. Приехав домой, сообщили своим знакомым. С этого всё и началось. Появилась команда. Кто-то предложил краску, стройматериалы, кто-то свои руки в помощь. А Екатерина вела тему на одном из форумов, где желающие принимают участие в сборах к таким вот поездкам любой суммой. На эти деньги закупаем все необходимые вещи и предметы ухода: халаты, ночные сорочки, тапки, носки, трико, шапки, варежки, обувь для улицы, удобную старичкам. Верхнюю одежду, как правило, собираем у населения, чистую, в хорошем состоянии.
И конечно, памперсы для лежачих, одноразовые пеленки, крема для ухода, жидкое мыло и шампуни, порошки, полотенца. И сладкие подарки — угощения.
Сейчас уже всё просто и понятно, есть всем понятный алгоритм: вначале я звоню старшей медицинской сестре, спрашиваю, сколько человек находится на сегодняшний день в приюте, уточняю нужды. Подсчитываем, сколько денег надо, и сбрасываемся, пока не наберётся необходимая сумма. В нашем окружении собираются люди, желающие помочь чужому горю, чувствующие боль другого человека, сопереживающие. Среди наших волонтеров — сообщество БМ (Бизнес Могилев), исправительное учреждение «Тюрьма №4» УДИН МВД по Могилевской области, наши друзья, ведущие, артисты. Мы это всё делаем сами, нами никто не руководит, не направляет, хотя нет, направляет нас желание помочь людям, попавшим в беду.
— А что побудило вас заняться этой деятельностью?
— Наверное, правильно будет ответить — если не я, то кто же? Есть такие люди на планете Земля — неравнодушные. Им всё надо. Надо помочь старикам, бездомным собакам, котам. Мы ведь так и детей своих растим — неравнодушными. Со мной постоянно на акции ездят мои дети — старший Алексей — выставляет аппаратуру и озвучивает все наши проекты, младшие выступают, шестиклассник Егор учит стихи и читает их старичкам, племянник Тимофей играет на балалайке. Дочка Тани Дюбановой — Варвара — поет песни. А пожилым людям такая радость — видеть детей, общаться с ними, ведь своих внуков они не видят.
И вот ещё что, помогать может каждый! Любую ситуацию можно использовать для благотворительной акции, даже свадьбу! Несколько лет назад я предложила своим молодоженам и их близким вместо приобретения цветов купить игрушки, прямо в день свадьбы поехать в детский дом и подарить их детям.


Была первая пара, могилевчане Иван и Людмила Ковалевы, которая согласилась на эту акцию. Ту сумму, которую готовы были потратить их друзья и родные на цветы, потратили на игрушки для обездоленных деток. Здесь возникли, конечно, неожиданные проблемы. Медицинские работники сообщили, что деткам можно привозить только пластмассовые или деревянные игрушки, приобретённые в магазинах по ГОСТу, наших отечественных производителей. И покупать их следует в соответствии с возрастными особенностями ребёнка. Я созванивалась с главврачом детского дома, получала список игрушек и номер группы, в которую приедут молодожены. Акция стала множиться, люди через фото и рассказы узнавали о ней. После росписи молодожёны ехали не кататься, фотографироваться, а в детский дом и везли туда игрушки. Вы представляете, сколько радости было у детишек! Кстати, и другие ведущие свадеб в Могилеве и других городах стали делать то же самое. Я, будучи спикером Международного форума ведущих «Арт-Магистраль» в Сочи, рассказала им об этом.


— Ваша благотворительная группа называется «Твори добро». В своей работе вы действуете по наитию сопереживания, чтобы сердцем прикоснуться к сердцу другого человека, почувствовать его боль.  
— Самый яркий пример для меня — моя мама, Зинаида Федоровна Рыбникова. Она была музыкальным работником в детском саду и могла организовать вокруг себя всех, все праздники ее проходили на «ура». Играла на многих музыкальных инструментах. В жизни действовала по принципу — не остуди своё сердце. Я пошла по её стопам, хотела на неё равняться. Закончила музыкальную школу, музыкальное училище, а затем в Минске — Белорусский государственный педагогический университет, и снова по музыкальной специальности. Вышла замуж, мама троих деток. У моего брата — столько же, у сестры — пока двое. Мама ушла из жизни рано, в 50 лет, мы лишились путеводителя, опоры. Брат был в России, и я поняла, что надо организовать жизнь самой. Научилась жить самостоятельно, объединяя и других вокруг себя. Все эти годы я работала музыкальным руководителем в центре развития ребёнка «Надежда». Материально было, конечно, трудновато, и я стала ведущей. Сейчас уже именно праздники для взрослых и детей являются моей любимой работой. А благотворительность дает спокойствие моей душе.
Беседовал Владимир ЗЮЗЬКЕВИЧ