Пахарь в науке

Директору учебного центра Могилёвского облсельхозпрода, кандидату технических наук Якову Устиновичу Яроцкому накануне Нового года вручёна юбилейная медаль «100 год органам дзяржаўнага кiравання сельскай гаспадаркай i харчаваннем Беларусi» за многолетний добросовестный труд, высокий уровень профессионализма, значительный личный вклад в развитие сельскохозяйственной отрасли.

Хочу концы земли измерить,
Доверясь призрачной звезде,
И в счастье ближнего
поверить
В звенящей рожью борозде.
Сергей Есенин

Яков Яроцкий — прирождённый поэт и прекрасный декламатор Лермонтова, Есенина, Василия Фёдорова… Обстоятельства сложились так, что в нём каким-то чудодейственным образом органически соединились две, казалось бы, противоположности — физика и лирика. И этот счастливый симбиоз даёт обильные плоды, которые и поныне с благодарностью пожинают специалисты-аграрии и его учёные коллеги…
В кабинете директора неустанно гремит телефон, в кармане назойливо и мелодично чирикает мобильник. В трубке раздаются взволнованно-молящие голоса: «Помогите, задыхаемся: импортные сеялки барахлят, отечественные «Беларусы» буксуют, сроки сева поджимают, а сверху подстёгивают: давай, мол, давай!..»
Яков Устинович тяжко вздыхает: у самого голова кругом идёт. В разгаре учебный сезон — надо всё подготовить, организовать, разместить людей, договориться с преподавателями и специалистами академии… Да и хозяйствам-бедолагам отказать нельзя. Когда представляешь, что импортную высокопродуктивную технику в иных хозяйствах попросту «насилуют». К работе её, поди, не подготовили, узлы и механизмы не отрегулировали. Местные инженера помочь бессильны, а сервисные службы в районах или бездействуют, или заняты своими «брэндовыми» проблемами…
Казалось бы, директору учебного центра, кандидату технических наук, все эти местные проблемы «до лампочки». Однако он облачается в рабочую спецовку, садится за руль и мчится к чёрту на кулички в отдалённое хозяйство…
Вначале, как говорят, было слово. Ободряющее слово матери: «Ты уже, сынок, взрослый, как-никак — помощник!» Пятилетний «помощник» умел читать, распевать по деревне частушки и даже сооружать бабки из снопов, которые мать виртуозно делала с помощью серпа и перевясла. Потом он, засучив штанины, бежал за каким-то гремящим железным чудовищем, которое его взрослые односельчане называли трактором и даже пахали им землю. А самым счастливым человеком он себя ощущал, когда ему разрешали вскарабкаться на прицепную серьгу и, на зависть другим ребятишкам, с ветерком прокатиться по улице. И наставляли: учись хорошо — трактористом будешь!
К тому всё и шло. Закончил школу, курсы трактористов-машинистов при торфобрикетном заводе. И даже полгода проработал на болотном тракторе ДТ-55. Рутинный труд юноше оказался не по душе, хотелось чего-то более творческого и значительного. Узнав, что под Минском есть машиноиспытательная станция, решил и Яша попытать счастья. Взяли без всяких проблем трактористом-испытателем.
— Самое интересное для меня, — вспоминает Яков Устинович, — занятия в лаборатории, где мы на энергосиловой установке испытывали двигатели. Детально изучил не только устройство, но и многие технические особенности машины, её сильные и слабые стороны. Здесь впервые получил понятие о сопромате, постиг некоторые тонкости конструкторского мышления.
Это была первая ступенька в науку. Второй такой ступенькой стала служба в ракетных войсках. Имея за плечами специальность и практический опыт работы, Яроцкий попал в полковую школу дизелистов-электриков. Тут уже пришлось изучать двигатели помощнее, которые ставили в танки. Командиры быстро обнаружили в молодом курсанте богатые способности к науке, и его направили в школу младшего командного состава. Когда закончил, дали в подчинение 150 «штыков» и должность старшины батареи. А по совместительству поручили преподавательскую работу.
С этим богатым наследием старшина срочной службы Яков Яроцкий в 1971 году без всяких проблем поступает на мехфак Белорусской сельхозакадемии. Закончив её с отличием, встал перед новыми испытаниями: открылась трудная, но заманчивая перспектива, дорога в неизведанное — в самостоятельную жизнь.
Путь в науку для Якова Устиновича был тернистым, но вполне осознанным, заманчивым и даже поэтичным. Ибо пролегал через поле, которое он надеялся, согласно известной пословице, с пользой для дела перейти. Получил богатый опыт в самостоятельной работе главным инженером, а затем и директором совхоза. С головой погружался в лабиринты научной диссертации. Он и поныне отдаёт все силы и время научным изысканиям, которые с величайшей благодарностью принимают и перенимают как рядовой механизатор, специалист хозяйства, так и его коллеги по науке. А если кто из друзей заводит разговор о неустроенности бытия и бренности жизни, Яков Устинович артистически декламирует любимые строки из Есенина:
Житьё у них было плохое, —
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч…
«Заезженная кляча» уходит в историю. Сегодня механизатор, сидя в уютной кабине стального коня с тремя сотнями «кляч» на крюке, способен спокойно за одну смену перевернуть не один десяток гектаров. Проблемы создания новой производительной техники, рациональное и эффективное её использование — вот чему отдаёт свои трудовые будни и бессонные ночи рыцарь прикладной науки Яков Яроцкий. И становятся близкими, понятными и заразительными порывы его чувств, диалектика мыслей и живая устремлённость к цели.
Одним из драгоценных изобретений Якова Яроцкого — комбинированным почвообрабатывающим агрегатом, который и поныне работает на полях республики, в своё время заинтересовался завод «Бобруйскагромаш». Требовалось нагрузить современную лошадку — энергонасыщенный белорусский трактор — под самую завязку. Чтобы он выкладывался полностью, не таскал бы по очереди — сегодня плуг, завтра борону или культиватор — а чтобы всё это сразу, одним махом. Крестьянину нынче впору экономить — и на топливе, и на времени. Да и ремонтному заводу жить надо, одним ремонтом не перебьёшься. И вознамерились заняться серийным производством этой и других сельскохозяйственных машин. Он применяется для мелкой обработки почв под посев, для лущения стерни, разделки дернины. Одним ходом можно вносить жидкие удобрения. Машина удачно агрегатируется с энергонасыщенными тракторами марки МТЗ (от 150 до 200 л. с.).
Яков Яроцкий — далеко не из той плеяды учёных, которые или что-то изобретают, совершенствуют, или только лекции читают. Это учёный-труженик, учёный-пахарь, если хотите — учёный-поэт. Скажем, начиная лекцию, он не упустит момент, чтобы не увлечь слушателя, студента какой-то занимательной «преамбулой», острой шуткой, поэтической строкой из Блока, Лермонтова или Есенина.
Он сполна отдаёт себя практической науке. Сегодня он, руководитель такого нужного стране предприятия как учебный центр, заслуживает — и это мне приходилось слышать от людей понимающих — самого высокого звания. Ибо его волнуют те дела и проблемы, коими живёт семижильный труженик-крестьянин, всё наше трудовое общество.
Мне часто приходится бывать на районных, областных практических семинарах Якова Яроцкого, где он толково и профессионально объясняет и показывает, как настроить сеялку, чтобы она на оптимальную глубину заделывала семена, отрегулировать узлы комбайна, чтобы не было сверхнормативных потерь зерна. А когда его срочно приглашают в какое-либо хозяйство, чтобы помочь отрегулировать технику, Яков Яроцкий засучивает рукава и делает, попутно объясняя механизатору и инженеру, что к чему.
— Наука и техника в последнее время так стремительно шагает вперёд, что не каждый в состоянии охватить и сотую долю самого необходимого, чтобы нормально выполнять свои прямые обязанности и налаживать плодотворную работу. Потому и приходится не только детально разъяснять, разжёвывать, но и, засучив рукава, демонстрировать самые элементарные вещи — настройки, регулировки техники, приёмы работы на ней, устранять в поле обычные неполадки. Хотя мы издаём массу различных методичек, учебников, наглядных пособий. Тем не менее, приходится ещё и подсказывать, как ими пользоваться, чтобы, внимательно прочитав, принять самостоятельное решение.
— Яков Устинович, мы возрождаем село, строим агрогородки. В то же время сельская молодёжь, получив высшее образование, норовит уехать в город. Реально ли сажать вчерашнего десятиклассника на трактор со спутниковым навигатором и компьютерным управлением?
— Здесь есть проблема, хотя не такая уж страшная, как может на первый взгляд показаться. Ныне в тех же агрогородках условия для жизни не хуже городских, а где-то и получше. Так что и молодые вкус почувствуют. Тем более, что управлять современным, скажем, посевным агрегатом должен специалист едва ли не с высшим образованием. А кадров в деревне хватит. В развитых странах Запада менее 5 процентов сельчан кормит всё остальное население. И там для этого создаются все условия — поддержка государства. Даже фермеры имеют возможность обзавестись новейшими образцами техники и технологии. Конечно же, все учатся. Человека с улицы на такой агрегат не посадишь. И мы в своём учебном центре стараемся обучить смышленого механизатора практике обращения со сложными электронными приборами, научить регулировкам деталей и узлов агрегата. Правда, нам не хватает новейших учебных образцов техники, специальных тренажёров-симуляторов, чтобы человек мог прямо в классе сесть за пульт управления и потренироваться, как говорят, в лабораторных условиях.
Учебному центру Могилёвского облсельхозпрода, можно сказать, крупно повезло, что на место чистого администратора пришёл так нужный здесь человек. Особенно в наше сложнейшее время. Не случайно многие авторитетные люди говорят, что в Горках две академии. Учебный центр более привязан к производству. Здесь слушатели имеют возможность познакомиться с различными новшествами, побывать в передовых хозяйствах и посмотреть, «пощупать», как действует новая техника и технология.
— Ситуация, которая складывается в агропромышленном комплексе, показывает, что получаемый сегодня результат в сельской экономике хотя и соответствует установленным требованиям, всё же по реальным возможностям может и должен быть выше. Не дело, когда по отдельным позициям затраты превышают выручку. Проблема возрождения села требует скоординированных усилий всех, кто любит «хорошо покушать». А поскольку кушать любят все, — считает Яков Устинович, — равнодушных быть не должно. Все мы вместе и каждый в отдельности, в силу своих профессиональных знаний и морального долга, обязаны вносить посильную лепту в укрепление сельского уклада жизни, в обеспечение продовольственной безопасности Родины.
На переднем крае этих поистине героических перипетий — он, рыцарь прикладной науки и неутомимый пахарь, Яков Яроцкий.
Михаил ВЛАСЕНКО
Фото Владимира Капуза