Согревая душу и исцеляя боль
Учреждение здравоохранения «Могилёвская поликлиника №5» обслуживает 47 тысяч жителей, из них 4,5 тысячи — сельское население, трудоспособного возраста — 29 тысяч человек.
Поликлиника является многопрофильным учреждением, в состав которого входят: регистратура, 2 отделения общей врачебной практики, отделения профилактики, медицинской реабилитации, дневного пребывания, женская консультация; кабинеты: хирургический, оториноларингологический, 2 неврологических, офтальмологический и эндокринологический.
Вспомогательные службы: рентгенотделение, клинико-диагностическая лаборатория, ЦСО, отделение функциональной и ультразвуковой диагностики, процедурный, 3 ФАПа (Черемушки, Кадино, Романовичи).
В 2016 году открыта городская амбулатория врача общей практики для оказания медицинской помощи 14 тысячам жителей микрорайона Солнечный.
А работает здесь дружный, высокопрофессиональный коллектив, пользующийся огромным авторитетом у тех, кому приходится обращаться за помощью к людям в белых халатах.
Главный врач поликлиники Ирина Ляхович. Муж также работает врачом. Дочь — студентка Минского медицинского университета, в семейной династии будет врачом в третьем поколении. Так что вся семья служит этому самому благородному делу на земле — исцелению от недугов людей.
Ирина Петровна любезно согласилась ответить на вопросы журналиста.
— Какие болезни преобладают у пациентов, обращающихся к вам?
— На первом месте, можно отметить, болезни системы кровообращения. Поэтому, все работающие у нас врачи для более качественного оказания медицинской помощи прошли повышение квалификации по кардиологии и переподготовку по общей врачебной практике, что непосредственно включает оказание медицинской помощи как семейным врачом по смежным специальностям. То есть, пациентам не нужно брать талон для первичного осмотра кардиолога, офтальмолога, невролога, лор-, а обращаться к врачу общей практики, который дальше решает, куда направить пациента на вторичный специализированный приём.
— И кто работает в команде врача общей практики?
— С ним непосредственно работает помощник врача, это фельдшер, который может вести самостоятельный приём, выписывать рецепты, давать направления на обследования, готовить пациента, организует патронажи пациентов на дому. Благодаря помощнику врача напряжённость на терапевтическом участке снизилась. И поэтому, врач общей практики непосредственное время может уделить пациенту, который нуждается в медицинском осмотре. Увеличено время приёма врача общей практики, на настоящее время на одного пациента отводится до 20 минут. Исключены дополнительные талоны. Пациенты обращаются к помощнику врача, а тот при необходимости направит их к врачу общей практики. А также в команде врача есть медицинская сестра, которая может вести самостоятельный приём.
В поликлинике имеется всё необходимое медицинское оборудование для выполнения протокола оказания медицинской помощи. На первом этаже функционирует открытая регистратура, и теперь можно не через стекло общаться с регистратором, а подойти непосредственно к нему и уточнить возможность приёма врача. В результате возникают более доверительные отношения.
— Ирина Петровна, у вас имеется три ФАПа в сельской местности. Как там обстоят дела?
— К нам относятся ФАПы в Кадино, Романовичах, Черёмушках, они компьютеризированы, в них принимает пациентов опытный персонал. В случае необходимости там можно записаться на приём к любому врачу, который работает в поликлинике.
— Местное руководство не отказывает в помощи в случае необходимости?
— Налажено тесное сотрудничество с сельскими исполнительными комитетами, достигнуто взаимопонимание и взаимопомощь. Можно сказать — действуют непосредственно в одной команде. Плюс к этому, когда, например, необходимо организовать флюорографическое обследование, мы работаем напрямую с председателем сельисполкома для полного охвата населения данным видом обслуживания. Всегда идут нам навстречу, никогда проблем не возникало.
— Как вы смотрите на позицию врача к своим пациентам, ведь это работа с людьми, с их страданием, их болью… Как-то даже не хочется говорить, что это профессия…
— Врач — это, пожалуй, не профессия, это призвание. Главное не в том, чтобы получить диплом врача, а в первую очередь, всегда оставаться человеком на рабочем месте, способным на сопереживание, обладающим возможностью почувствовать боль другого и помнить, что пациент приходит к тебе, когда очень нуждается в помощи. И наша задача, чтобы он от нас выходил, чётко зная, что ему делать дальше, какая тактика лечения, спектр обследования…
У нас, практически, исключена вторичная запись в регистратуре. Когда пациент приходит к любому врачу, тот пишет ему в амбулаторной карте направление, дообследование, вносит его в карту данных и сразу говорит пациенту, когда ему прийти повторно. Пациент, выходя от врача, уже знает, когда ему в следующий раз обратиться в поликлинику. И ему нет необходимости повторно брать талон, потому что он уже внесён в базу данных.
Врач может записать пациента к другому врачу на приём. Например, если врач общей практики видит, что пациент нуждается в лорконсультации, он выходит в информационную программу и записывает его к лорврачу, в регистратуру идти уже не надо.
— Возвращаясь к сказанному ранее, мне кажется, что врачу иногда больше, чем профессиональные знания, необходимо чувство сопереживания к состоянию и ощущениям пациента, сочувствие ему.
— Я хочу сказать, что даже молодые специалисты, которые к нам пришли, это понимают, все хорошо подготовлены и мы ими довольны. Тем более, у нас развито наставничество, каждый молодой специалист закреплён за старшим, опытным. Наша задача обучить их, а также показать необходимость гуманного отношения к пациенту. Надо никогда не забывать, что больной — человек, которому необходимо безотлагательно помочь. Он ведь не просто шёл мимо поликлиники и решил зайти в неё по любопытству, а действительно нуждается в медицинской помощи.
На всех наших совещаниях подчёркивается о непременно гуманном отношении к пациентам, проще говоря — надо любить людей.
— А бывают ли жалобы, и если — да, то какие?
— За последние три года работы нашего учреждения произошло резкое снижение количества жалоб. В основном идут не жалобы, а какие-нибудь замечания или предложения. Человек может написать, что его что-то не устроило и внести свои пожелания. А вот обоснованных жалоб на оказание медицинской помощи за три года у нас не было.
— Клятва Гиппократа не забывается врачами?
— Клятва Гиппократа должна постоянно быть с врачом, а, вообще, сама по себе клятва —это хорошо, но всё же главное — это порядочное отношение к людям. А клятву Гиппократа молодые специалисты дают повторно для нашей организации, когда мы их принимаем в свои ряды. На торжественном мероприятии, посвящённом этому событию. Мы напоминаем, что работающие у нас никогда не должны об этом забывать.
Кстати, у нас произошло обновление коллектива — за два года взяли к себе пятьдесят человек. Это молодёжь, надо отметить, хорошо подготовленная, — и врачи, и помощники врачей и младший медицинский персонал. Трудятся у нас и ветераны, достигшие пенсионного возраста, но пожелавшие остаться. Я считаю, если человек хочет работать и здоровье позволяет, пусть трудится, ведь у него богатейший опыт. И он окажет ещё много пользы людям.
— Ирина Петровна, кого вы бы могли отметить из лучших специалистов, может, семейная династия есть?
— Например, семья Барбарчиков, муж с женой. Нина Федосовна и Михаил Егорович. В нашей организации они трудятся уже три десятка лет. С полной отдачей и высоким качеством труда. Она — заведующая отделением — врач-рентгенолог, он рядом с ней. Вместе обучают молодых специалистов.
Работают и другие ветераны, и хорошо работают. Среди них — Алла Сергеевна Клочкова, заведующая отделением медицинской реабилитации. Работает очень давно, опытный специалист. Инна Аркадьевна Вершковская, сестра-хозяйка, около 20 лет стажа. Людмила Борисовна Погуляева, старшая медицинская сестра отделения общей врачебной практики.
Только добрые, тёплые слова можно сказать в адрес врача общей практики Натальи Николаевны Карабановой, старшей акушерки Татьяны Ивановны Беловой, медицинской сестры Нелли Станиславовны Старовойтовой, медицинской сестры Натальи Николаевны Романиковой и многих других.
Это благодаря их стараниям, их знаниям согреваются души людей, и исцеляется боль.
Владимир ЗЮЗЬКЕВИЧ
ФОТО автора