Что скрывается за «корочкой» специалиста?
— 5 лет насмарку, — сетовала знакомая выпускница иняза одного из столичных вузов. — Лучше бы я на какие-нибудь языковые курсы записалась и там немецкий выучила. Столько бы денег сэкономила, и времени, и сил! Всё равно на диплом этот никто не смотрит…
Из рассказа Карины следовало, что во время собеседования будущий работодатель даже не спросил у неё диплом о высшем образовании, а сразу же усадил за тесты на знание немецкого языка. Второе, что его интересовало — наличие опыта работы.
— Выходит, что в наше время диплом переводчика ничего не значит, – вздохнув, заключила девушка.
Выслушивая такие истории, несложно сделать вывод о том, что диплом о высшем образовании прежней ценности не имеет: работодатель знает, что «корочка» уже не является гарантией успешной профессиональной деятельности. Ведь зачастую поступивших на работу дипломированных специалистов приходится доучивать – многим не хватает практических навыков, да и усвоенные ими из учебников готовые выкладки не всегда соответствуют картине сегодняшнего дня в конкретных условиях отдельно взятой организации.
В такой ситуации учебные заведения все больше делают ставку на практико-ориентированное обучение. Согласно новым программам, студентов уже на первом курсе отправляют «в поле и к станку». В вузах сокращаются сроки обучения и время аудиторных занятий, но при этом увеличивается время практики. То есть, делается упор на специализацию. Не превратит ли это высшие учебные заведения в средне-специальные?
Чтобы узнать, в чём суть практико-ориентированного обучения в вузах, мы отправились в старейшее высшее учебное заведение нашей страны — Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию.
Совсем скоро у студентов факультета бухгалтерского учёта БГСХА распределение — пора ответственная и волнительная, ведь на этот раз выпускникам предстоит выбрать не просто базу преддипломной практики, но и будущее место работы.
Шестеро наших собеседников как раз стоят на пороге этого сложного выбора. О практико-ориентированном образовании они знают не понаслышке. Студентки 4 курса специальности «Финансы и кредит» Наталья Павловская и Анастасия Скрипкина предыдущую практику проходили в филиале «Бешенковичский льнозавод» ОАО «Приозёрный мир» в Витебской области, а Ольга Плаксицкая и Анна Корнева — в ОАО «Горецкая райагропромтехника». Вадим Скрипкин, студент 3 курса специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» сокращённой формы обучения, был на практике в ОАО «Заболоцкий» Любанского района Минской области. Ольга Коцур, которая учится вместе с ним, проходила практику в КСУП «Мозырская овощная фабрика».
Нужен ли бухгалтеру диплом о высшем образовании?
Наши собеседники считают, что нужен.
— Не обязательно красный, в наше время это вовсе не показатель, — говорит Анастасия Скрипкина. — Частные организации вообще на это не обращают внимания. Но высшее образование как таковое для нашей специальности необходимо. Должна быть база академических знаний, которая в будущем позволит решать нестандартные задачи, вырабатывать стратегию развития предприятия.
— Я пыталась устроиться на работу бухгалтером после колледжа, но не смогла: потребовали диплом о высшем образовании, — добавляет Ольга Коцур. — Работодатель считает, что бухгалтер должен не только хорошо знать своё дело — бухгалтерский учёт — но и обладать широким кругозором, высоким уровнем общего развития. Так что в академию я пришла не только целенаправленно учиться бухгалтерскому делу, но и развиваться в самых разных сферах. Конечно, если работаешь бухгалтером на предприятии АПК, нужно знать сельское хозяйство. Большое значение имеют и гуманитарные дисциплины: философия и политология учат мыслить глобально, анализировать.
На практике хотелось бы больше… практики
— На практике нам показывали разные отчёты, предоставляли документы, нужные нам для того, чтобы написать отчёт по практике, отвечали на наши вопросы, — рассказывает Наталья Павловская. — Но как таковой работы мы почти не выполняли.
— Да, хотелось бы во время практики больше заниматься расчётами — выполнять именно ту работу, которая скоро будет входить в наши служебные обязанности, — соглашается с одногруппницей Анастасия Скрипкина. — По сути, для этого нужно было устраиваться на должность. Но было бы хорошо, если бы можно было поработать просто в качестве стажёра и заниматься на практике чем-то более серьёзным, чем распечатывание документов на принтере.
Лето — не самое удачное время
— А я хотела бы изменить время прохождения практики, – высказывает свои пожелания Ольга Плаксицкая. — Лучше, если бы практика проходила не летом, а зимой, например. Во-первых, лето — пора отдыха для студентов — не особо способствует продуктивной работе. Во-вторых, в сельхозорганизациях летом очень много работы, от практикантов часто отмахиваются из-за недостатка времени. Мне кажется, зимой сотрудники сельхозпредприятий могут уделить больше внимания студентам. Собственно, из-за неудачно выбранного времени многие студенты проходят практику досрочно. В том числе и я.
Обидно, когда от тебя отмахиваются
Во время беседы многие студенты отмечали, что на практике им недоставало внимания со стороны сотрудников предприятий. А в некоторых сельхозорганизациях и вовсе воспринимали практикантов как лишнюю головную боль, а не потенциальных коллег.
— В организации, где я проходил практику, мне были не рады, — признаётся Вадим Скрипкин. — Я проводил там полный рабочий день — с 8 утра до 5 вечера, хоть практика и не оплачивалась. Занимался сбором документов и сведений, необходимых для составления отчёта. То есть, я просто выполнял задание практики, а каких-то дополнительных поручений не было. Так что ничему новому не научился. Было ощущение, что я там никому не нужен.
Самое ценное — это доверие
Впрочем, есть и положительные примеры.
— Отправляясь на практику, я испытывала чувство страха, — говорит Ольга Коцур. — Как теперь понимаю, это был страх перед неизвестностью. Казалось, что еду в какую-то глушь, а в бухгалтерии будут какие-то злые тётки. Но на практике всё оказалось иначе: будущие коллеги всё показывали, рассказывали, поили чаем. На практике самое ценное — это доверие, я считаю. Когда от тебя ничего не утаивают, говорят о том, как обстоят дела на самом деле. Ведь то, чему нас учат в академии, не всегда совпадает с действительностью.
Подводя итоги нашей беседы, нельзя не заметить, что все выпускники имеют одно общее пожелание: они хотят, чтобы студентам доверяли реальную работу и уделяли больше внимания во время прохождения практики в организациях АПК.
Должна быть обоюдная заинтересованность
О том, как организуется практико-ориентированное обучение на факультете бухгалтерского учёта БГСХА, мы также спросили у преподавателей.
— Студенты факультета бухгалтерского учёта проходят 4 вида практик, — рассказал нам старший преподаватель кафедры экономического анализа и прикладной информатики Александр Гайдуков. — Первая из них — учебная (ознакомительная) — проводится для первокурсников в организациях сферы АПК параллельно с аудиторными занятиями в академии. Цель этой практики — ознакомление с производственно-финансовой деятельностью и основами организации бухгалтерского учёта на предприятиях.
Базу для второй практики — учётно-технологической (производственной) — студенты, как правило, находят сами. Здесь будущие бухгалтеры и экономисты уже изучают первичные документы: смотрят, как ведётся учёт в животноводстве и растениеводстве, какие средства, куда и откуда поступают.
Третья практика — учётно-аналитическая (производственная). Обычно она проходит там же, где и предыдущая. Во время этой практики студенты не только смотрят, как проходит учёт, но и занимаются анализом отчётной документации, включаются в активную работу по оказанию помощи бухгалтерской службе.
Последняя практика — преддипломная — проходит на 4 курсе по месту распределения. Выпускники отправятся туда в феврале, сразу после сессии и каникул. Как правило, во время преддипломной практики со студентами занимаются более серьёзно: всё-таки себе специалиста готовят. Бывает, наши студенты даже пишут дипломные работы по заявкам организаций, в которые распределяются на работу. Также некоторые ребята участвуют в конкурсе научных исследовательских работ студентов, а затем, придя на работу в организацию, внедряют свои разработки в производственный процесс.
Стоит также отметить, что со стороны факультета проделывается работа по консультациям, обеспечению методическими материалами. Помимо практик, для студентов организовываются выездные занятия в организациях АПК. В частности, в нашем филиале кафедры — РУП «Учхоз БГСХА».
— Александр Анатольевич, как вы считаете, достаточно ли времени, проведённого на практике, для формирования всех навыков, необходимых молодому специалисту?
— Я считаю, что, если студенты будут добросовестно выполнять всю работу, предусмотренную заданием практики, то времени на освоение практических навыков им будет более чем достаточно. Например, преддипломная практика, на которую скоро отправятся выпускники, длится 2 месяца. Причём на практику они попадают в феврале — как раз в то время, когда в организациях составляется годовой отчёт. Таким образом, студенты усваивают порядок составления годового отчёта — как всю предварительную работу (проведение годовой инвентаризации, составление отчётных калькуляций и закрытие операционных счётов, анализ данных), так и само оформление.
В принципе, студент, прошедший все 4 практики и успешно составивший годовой отчёт, уже может работать. Ему только останется сдать ГОСы и защитить диплом, чтобы получить заветную «корочку», но по сути это уже готовый специалист.
Другое дело, что бывают случаи, когда студенты проходят практику формально: сделали нужные документы — и на этом всё. Допускать такого нельзя, если мы хотим получить качественно подготовленного специалиста. Причём в формировании профессиональных компетенций должны быть заинтересованы как сами студенты, так и организации, на базе которых студенты проходят практику.
— Правильно ли я понимаю, что если «не сачковать», практика на предприятии даёт непосредственные навыки работы, в то время как академические знания формируют потенциал, позволяющий в будущем решать глобальные задачи?
— Да, совершенно верно.
— И всё-таки, кого сейчас готовят в академии: «тактиков», способных грамотно выполнять распоряжения руководства, или «стратегов», которые сами подсказывают пути развития?
— Я думаю, что человек, имеющий высшее образование, должен быть и «тактиком», и «стратегом». Но не всё сразу, конечно. В первое время наши выпускники являются «тактиками»: они имеют достаточную базу для того, чтобы выполнять задачи, поставленные руководством. Со «стратегией» дело обстоит несколько сложнее: если вчерашний студент, придя на предприятие, сразу начнёт что-нибудь предлагать, то его идеи с большой вероятностью будут отвергнуты. И, как правило, вполне обоснованно. Да, высшее образование способствует развитию критического мышления, и в академии мы учим студентов мыслить глобально, для того, чтобы видеть, что нужно поменять в работе предприятия. Но грамотным «стратегом», по моему убеждению, может стать лишь тот, кто уже освоился на своём рабочем месте, изучил весь производственный цикл и хорошо знает предприятие. На это потребуется года два.
Вот и настало время вернуться к нашему первоначальному вопросу: в чём суть практико-ориентированного обучения в высшем учебном заведении? Пожалуй, исходя из всего вышесказанного, можно ответить, что она состоит в том, чтобы подготовить специалиста, способного в настоящем решать реальные производственные задачи, а в будущем — генерировать идеи, направлять. Человека, способного создавать завтрашний день, а не просто жать на кнопки.
Наталья СТЕПУТЕНКО
ФОТО автора