В духе эпохи
История духовых оркестров — это история побед и поражений, торжеств и трагедий страны. Они гремели на пышных княжеских пирах, исполняли грустные мелодии на похоронах и траурных церемониях. Провожали армию в сражения и играли на парадах победы.
«Музыка удваивает, утраивает армию, — говорил А.В. Суворов. — С крестом в руке священника, с распущенными знамёнами и с громогласною музыкой взял я Измаил!»
Несмотря на большой численный упадок, как профессиональных, так и самодеятельных духовых оркестров, они продолжают участвовать в новейшей истории страны, сопровождая все государственные важные и значимые мероприятия, играя на улицах и площадях городов. Парады, эскорты, встречи официальных лиц, концерты, культурно-массовые и спортивные мероприятия — везде задействованы духовые оркестры. Они стали неотъемлемой частью государственной жизни страны.
К середине 20-х годов развитие коллективов этого жанра приобрело такой размах, что почти в каждом клубе, дворце или Доме культуры и других аналогичных учреждениях висели плакаты с надписью: «Духовой оркестр — путь к коллективному творчеству!»
Прошлый век стал пиком развития музыкальных коллективов этого жанра. Духовые оркестры не оставались в стороне даже во время революционных событий 1917 года, участвуя в различных демонстрациях и политических митингах с исполнением «Интернационала» и «Марсельезы». В период Гражданской войны становятся популярными песни, повествующие о борьбе за идеалы революции. Такие, как «Варшавянка» и «Марш Будённого». Оркестры духовых инструментов исполняли вальсы, польки, краковяки, фантазии и увертюры.
В 30-е годы военный дирижёр и композитор С.А. Чернецкий написал большое количество маршей на темы народных песен. Самым известным его произведением становится марш «Парад». Такие же произведения для духовых оркестров писали композиторы Р.М. Глиэр, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, Н.Я. Мясковский и другие. В 1935 году на базе оркестрового факультета Московской консерватории открывается факультет военных дирижёров. В годы Великой Отечественной войны факультет переформировался в Высшее училище военных капельмейстеров Красной Армии, а с 1950 года — в Институт военных дирижёров.
С 30-х годов в Советском Союзе на заводах, фабриках, в Домах культуры и клубах, в школах, средних и высших учебных заведениях появляются самодеятельные духовые оркестры. Они играют в парках, садах, на площадях и катках, в кинотеатрах, на танцевальных вечерах и демонстрациях.
В Могилёве расцвет духовой музыки приходится на 50-60-е годы. Организовываются духовые оркестры на кожевенном и авторемонтном заводах (руководители А. Батурин, В. Пронин), на обувной фабрике (руководитель Н. Певзнер), не клеевом заводе, в Могилевском депо, ТЭЦ-2, в педагогическом и машиностроительном институтах. В начале 60-х годов появляются духовые оркестры в Домах культуры швейной фабрики имени В. Володарского (руководитель С. Куськин) и железнодорожников (руководитель Л. Юровский). Широкую известность приобрели духовые оркестры Домов культуры завода искусственного волокна им. В.В. Куйбышева, автозавода им. С.М. Кирова, производственного объединения «Химволокно», комбината шёлковых тканей, завода «Строммашина» имени 50-летия Великого Октября. Руководители этих коллективов — Н. Хитрый, Л. Жданов, М. Солдатов, Я. Ашкенади, Г. Гольдштейн проявили большие организаторские способности и организовали оркестры, отличающиеся высокой профессиональной подготовкой.
Появляются детские духовые оркестры. Среди них — оркестр Городского дома пионеров и школьников (рук. Т. Гуревич) и детский оркестр духовых инструментов в Доме культуры автозавода имени С.М. Кирова (рук. Л. Жданов). Эти коллективы достигли высокого исполнительного мастерства, за что им было присвоено звание «Образцовый».
В 1976 году в Могилёвском универмаге «Центральный» был организован единственный в республике Беларусь женский духовой оркестр «Лира» (рук. Г. Сахрай). В его составе было 37 участниц — работниц универмага. В 2013 году оркестру было присвоено звание «Народный любительский коллектив». Появляются новые музыкальные коллективы этого жанра в средних общеобразовательных школах. В их репертуаре — обработки русских и белорусских народных песен, произведения комсомольской тематики, марши, классические произведения и танцевальные мелодии. Могилёв становится столицей духовой музыки республики.
Духовые оркестры нашего города ведут большую концертную деятельность, выступают на предприятиях, в совхозах и колхозах, в воинских частях, выезжают с концертными программами за рубеж, участвуют в смотрах, конкурсах, марш-парадах и праздниках духовой музыки. Многие из них становятся лауреатами и дипломантами областных, республиканских и Всесоюзных конкурсов художественной самодеятельности.
Высокой профессиональной подготовкой выделяется духовой оркестр Могилевского музыкального училища (руководитель Г. Богомолов). Он постоянный участник всех городских праздников, демонстраций, мероприятий.
После Великой Отечественной войны был организован духовой оркестр, который постоянно играл в парке им. М. Горького, обслуживал танцевальные вечера. В его составе были музыканты, большинство которых участвовало в боевых действиях, и были награждены боевыми наградами. В наше время мало кто из могилевчан помнит духовой оркестр пожарных. А ведь был такой! Он был организован из добровольцев пожарной команды и штатных пожарных. После войны это был первый оркестр в Могилёве, который обслуживал все городские мероприятия. Музыканты этого коллектива были одеты в форму пожарных, с касками на голове, и когда оркестр маршировал по улицам города, горожане встречали его аплодисментами, любуясь бравыми музыкантами. Были среди них не только участники Великой Отечественной войны, но и первой мировой. Один из музыкантов — дедушка Расин, как мы, подростки, его называли, был виртуозом игры на большом барабане. Он с гордостью за свой коллектив вышагивал впереди оркестра, бил колотушкой в барабан, не забывая при этом прихлопывать тарелками, которые крепились к основному инструменту. А на его груди блестели на солнце — Георгиевский крест и орден Красной Звезды. Могилевчане любили этот оркестр, встречали его с улыбками и хорошим настроением.
В середине 70-х годов организуются новые духовые оркестры в сельской местности. В Могилёвском районе — духовые оркестры совхоза «Вейно», Буйничского СПТУ-1, Дашковской опытно-экспериментальной станции. Руководители коллективов — Г. Дятловский, С. Фурманов, В. Игнатьев вложили много сил и энергии в организацию этих оркестров. В 1985 году оркестр духовых инструментов был создан в Могилёвском культурно-просветительном училище. Он выступал перед могилевчанами, обслуживал все значимые мероприятия Центрального района. Заметно оживилась концертная жизнь города. Духовые оркестры Могилёва внесли свой неоценимый вклад в дело эстетического музыкального воспитания подрастающего поколения.
К началу 90-х годов в СССР насчитывалось свыше 60-и тысяч самодеятельных духовых оркестров. Эта музыка, как искусство наиболее близкое народу, заняла одно из ведущих мест в области музыкальной культуры в советское время. Известно, что в своё время большой интерес к духовым инструментам проявляли Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов и другие композиторы. Например, Бородин сам хорошо играл на гобое, валторне и флейте. Римский-Корсаков приобрёл тромбон, кларнет и флейту. У Глазунова были личные музыкальные инструменты — кларнет, валторна, тромбон. Очень хорошо играл на флейте Чайковский.
К концу прошлого века, с приходом новых жанров и направлений в музыке, духовые оркестры начинают отходить на второй план. Их всё реже приглашают играть на мероприятиях и всё чаще из-за нехватки финансов. Всё больше музыкантов не посещают репетиции оркестров, а затем просто оставляют коллектив. Такие оркестры расформировываются, а некоторые из них распадаются сами. В тех коллективах, которые ранее представляли большой концертный оркестр, осталось 10-15 музыкантов. Даже военных оркестров становится меньше. Но они не исчезли полностью.
В Могилёве с середины 90-х годов существует городской духовой оркестр, который вместе с оркестром духовых инструментов могилёвского государственного музыкального колледжа имени Н.А. Римского-Корсакова можно часто услышать на улицах города, на сценических площадках и на демонстрациях.
Большую общественную работу проводит военный духовой оркестр МЧС, который отличается высоким профессиональным мастерством, хорошей строевой подготовкой и слаженным звучанием.
Вот только жаль, что таких оркестров осталось немного.
Геннадий САХРАЙ