Храм книги

Хотя и прошло со Дня Победы в Великой Отечественной войне 80 лет, но до сих пор на каменном полу библиотеки БГСХА четко видны отпечатки горевших книг

Фонд библиотеки к началу Великой Отечественной войны составлял более 650 тысяч томов, среди них были редкие издания. До войны в институт в Горки приезжали многие известные белорусские писатели и поэты. Они встречались со студентами, читали стихи, беседовали о литературе и творчестве. Но пришла война, библиотека академии была разграблена и сожжена фашистами.

— Во время оккупации специальные комиссии из Бреслау, Кенигсберга и других городов Германии, возглавляемые немецкими профессорами, в числе которых был известный селекционер Бауэр, организованно отбирали научные ценности и книги, — поделилась заведующая библиотекой БГСХА Светлана Исаева. — Значительная часть фонда — журналы, иностранная литература и другие ценные книги — была отправлена в Германию. Оставшаяся часть фонда была сожжена, а здание библиотеки взорвано. Так была уничтожена библиотека старейшего вуза страны, книжные богатства которой накапливались более 100 лет. Возрождением библиотеки и книжного фонда мы обязаны Демьяну Новикову (на снимке) — директору академической библиотеки, заслуженному деятелю культуры БССР. Он всецело, с величайшей преданностью работал на благо академии, создавал и возрождал библиотеку и всегда заботился о том, чтобы на полках было представлено все сколько-нибудь важное для науки и учебного процесса.

Огонь военных испытаний

Тяжело ли было интеллигентному человеку, любителю книг и цветов на войне? Такой вопрос задал в 1972 году Новикову журналист В. Ярошенко. В книге «Люди и сокровища» журналист пишет, что Демьян Романович рассказал ему, что в полку его считали «странным» командиром. Он «…прежде чем приказать, всегда говорил «пожалуйста», «будьте добры». Никогда не повышал голоса, не ругался. Над ним посмеивались и любили.

… При нем не ругался никто. Стеснялись. Как-то так получилось, что этот совсем не по-военному мягкий майор заставил людей стесняться скверных слов, невыбритых щек, нечищенных сапог…

Однажды в блиндаж, где был Новиков, ворвался командир полка. Положение было критическое — он вдоль и поперек изматерил офицеров. И тут увидел своего заместителя. Новиков смотрел на него удивленно и неприязненно. Командир смешался, покраснел и вышел. Вечером у них был разговор:

— Послушайте, товарищ майор, — от смущения начал он слишком круто, понял это и еще более взвинтил тон, — давайте поговорим начистоту, раз и навсегда!

Демьян Романович смотрел на него со спокойным интересом школьного учителя.

— Идет война. Война! Вы понимаете?

— Я понимаю, что идет война, — сказал Новиков резко.

— …И не думайте, что я человек невоспитанный, грубых манер и все такое. Не в манерах дело, вот отвоюемся, тогда приеду к вам, будете меня учить хорошему тону.

— Вас не научишь, — тихо сказал Новиков.

— Как?

— Да так. Бесполезная будет учеба. Вы говорите — война, смерть. Но она с каждым рядом спит! И не только у вас нервы горят. Здесь жизнь человека ничего не стоит, раз — и нет его. Значит стократ надо ценить ЧЕЛОВЕКА! А поэтому неизвинительны ваши ругательства и истерика. Не имеете права, товарищ подполковник!

Он встал:

— Разрешите идти!

— Подождите, Демьян Романович, — сказал подполковник и вышел из-за стола. — Извините меня. Я погорячился. Забудем это.

Больше у них конфликтов не было. Вместе дошли до Германии».
В июне 1944 года сердце его обрадовалось, когда он узнал, что освободили Горки. Однако радость Демьяна Новикова была омрачена сообщением о том, что библиотека академии разграблена и сожжена. Часть ценного книжного фонда была вывезена в Германию. Отобранные книги фашисты уложили в ящики, обитые оцинкованной жестью, и написали: «Собственность рейха». Так книги стали пленниками. Узнав об этом, Новиков начал искать академические книги.

В статье «Книги побывали в плену» Демьян Романович вспоминал: «Как-то я разговорился с начальником автобата, и он мне объявляет: «Я вас обрадую. Здесь недалеко, в районе Штаргардта в одном крупном имении, в подвале спрятано много ящиков с книгами и другими ценностями, вывезенными фашистами из Беларуси. В числе этих ценностей есть книги вашей библиотеки.

Так книги, как солдаты, побывали в плену, испытали издевательство над собой, прошли сквозь огонь военных испытаний, пожарищ и снова стали на полки библиотеки».
9 мая 1945 года майор Демьян Новиков, заместитель командира зенитно-артиллерийского полка по материально-техническому обеспечению, встретил в Берлине. На его груди боевые награды: орден Красной звезды, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Многие помнят, как у сожженного фашистами здания библиотеки стоял моложавый офицер и горько плакал. Здесь же он дал клятву восстановить библиотеку. И он ее сдержал.

Миссия выполнена

Титанический труд был проделан директором библиотеки, ее сотрудниками, студентами, просто неравнодушными людьми по восстановлению библиотеки. Здание было разрушено, а весь фонд — 22 тысячи книг, в основном, учебная литература, располагался в пяти комнатах студенческого общежития, там же был небольшой читальный зал.

Студенты разгребали обломки, единственный профессиональный каменщик осматривал каждый старый кирпич, а Демьян Новиков заказал за собственные средства книжные шкафы.

Библиотеке оказывали помощь многие научные учреждения и учебные заведения страны. Первой была научная библиотека Тимирязевской сельскохозяйственной академии, она выделила из своих дублетных фондов около 15 тысяч книг.
Другим важным источником пополнения библиотеки был Гослитфонд, организованный в 1945 году в Москве и Ленинграде для оказания помощи библиотекам, пострадавшим от немецкой оккупации.

Из московского отделения фонда при Государственной библиотеке им. В.И. Ленина в течение месяца было отобрано более 60 тысяч экземпляров научной литературы по профилю вуза. Среди них много журналов по биологическим, физико-математическим, сельскохозяйственным дисциплинам.
Из фонда при Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде удалось получить комплекты агрономических журналов и очень ценные для института «Записки Горыгорецкого земледельческого института» — 5 томов за 1852-1856 гг.

Всего за 1947 год от Гослитфонда в библиотеку поступило около 70 тысяч книг. Это стало самым большим поступлением литературы за всю историю библиотеки.

На помощь библиотеке института пришли другие вузы страны, которые присылали десятки тысяч томов. Среди них: Московский университет, Московский институт землеустройства и геодезии, Горьковский сельскохозяйственный институт, Таджикский сельскохозяйственный институт, Всесоюзный институт растениеводства, Институт защиты растений, Ленинградский филиал Центральной библиотеки ВАСХНИЛ, Сибирский институт зернового хозяйства, Свердловская сельскохозяйственная опытная станция и другие.

Одновременно с восстановлением книжного фонда быстрыми темпами шло восстановление разрушенного здания библиотеки. Часть здания, в котором размещались книгохранилище и рабочие помещения, была закончена в 1947 году. К концу 1948 года были отстроены читальные залы и служебные помещения.

За несколько послевоенных десятилетий благодаря напряженному самоотверженному труду директора к 1973 году в библиотеке академии насчитывалось более одного миллиона книг.

В ноябре 1975 года в возрасте 79 лет Демьян Новиков ушел на пенсию, проработав 55 лет на посту директора библиотеки. Немногим более двух месяцев прожил он без любимой работы, без активной деятельности и умер 31 января 1976 года.

Наше время

В библиотеке БГСХА чтут и сохраняют традиции, созданные Демьяном Новиковым и его соратниками. Еще в 1980 году на здании академической библиотеки была установлена мемориальная доска в его честь. На ней, рядом с барельефом Демьяна Романовича, книги и розы как отражение основных направлений его деятельности.

Сейчас библиотека насчитывает около 1,2 млн экземпляров отечественной и зарубежной литературы по сельскому хозяйству и смежным наукам. Она обслуживает более 8,5 тысячи пользователей, совершает за год свыше 400 тыс. книговыдач и обращений к электронным информационным ресурсам. Ежегодно приобретает около 5 тыс. экземпляров новых книг и более 30 периодических изданий.

Эльвира СТАРОВОЙТОВА
ФОТО автора и из архива библиотеки БГСХА