Преображение Господне (Яблочный спас)

19 августа

В этот день православные христиане празднуют один из самых великих двунадесятых праздников — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Почитание Преображения Господня восходит к первым векам христианства. Уже в III столетии о нем упоминают такие великие богословы, как святители Ириней Лионский, Ипполит Римский, Климент Александрийский. Широкое распространение праздник получил после IV века, когда равноапостольная царица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения, а ее сын, император Константин, установил общецерковное празднование. На Руси праздник Преображения утвердился вскоре после Крещения, в конце X века. Русские люди восприняли его с большим воодушевлением, органично соединив с народной традицией благодарения Богу за новый урожай.

​В основе праздника лежит удивительное евангельское событие, ставшее важной вехой в земной жизни и служении Спасителя. Однажды Иисус Христос взял с Собой трех ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и поднялся вместе с ними на высокую гору (Церковное Предание называет ее Фаворской) для уединенной молитвы.
И вот, когда Христос молился, вид лица Его вдруг изменился: оно просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. В этот момент рядом с Иисусом чудесным образом явились два величайших ветхозаветных праведника — пророки Моисей и Илия — и беседовали с Ним об исходе, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:31).

Пораженные ученики в страхе и трепете пали на землю. Петр в духовном восторге воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (шатра): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). Но в этот момент явилось светлое облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

После этих слов видение окончилось, и ученики остались наедине с Иисусом. Сойдя с горы, Спаситель запретил им рассказывать кому-либо об увиденном, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Апостолы с трепетом сохранили эту тайну в сердцах и лишь после Пасхи стали свидетельствовать миру о чуде Преображения.
​​Главная традиция праздника Преображения — освящение в храмах плодов нового урожая.

На Руси главным атрибутом праздника издревле стали яблоки. Их приносят в церковь для благословения в конце Литургии, после чего совершается особый «чин освящения гроздия (винограда)» или, в северных широтах, «чин освящения яблок». По традиции в этот день пекут пироги, блины, пирожки с яблочной начинкой, готовят яблочное повидло и пастилу. Считается, что освященные плоды обладают особой целительной силой, способны сохраняться в течение всего года, не теряя вкуса и аромата.

Преображение приходится на середину Успенского поста, но в этот день Церковь разрешает некоторое послабление: верующие могут вкушать рыбу и растительное масло. Праздничная трапеза собирает за столом всю семью, на стол подаются блюда из даров нового урожая — овощей, фруктов, злаков. Это знаменует конец лета, начало сбора урожая, подготовку к осени и зиме.

С Преображением связано множество народных примет и поверий. Так, погода на праздник указывала на характер предстоящей осени: туман и обильные росы предвещали сырость и дожди, а солнечный день — «бабье лето» и затяжное тепло. Какова погода после Преображения — такова и осень. Обилие рос и туманов в течение всего августа обещало богатый урожай грибов.

В некоторых местах Преображение называли «горохов день» и начинали уборку гороха и бобовых. Женщины и дети собирали в лесах орехи, заготавливали ягоды и травы на зиму. Готовили соленья, варенья, сушили грибы. К празднику старались убрать с полей весь хлеб и лен. А освященные яблоки и мед несли на кладбище, на могилы родных, поминая усопших.

 

Яблочный Спас отмечают в самый разгар сбора летнего урожая. Яблоки в эти дни становятся спелыми и сочными. Люди делают заготовки на зиму, варят яблочное варенье.

Яблочный Спас празднуется каждый год в один и тот же день. Отмечается явление Иисуса Христа перед апостолами, Его учениками, в Божественной природе. На горе Фавор Иисус был со Своими приближенными учениками, когда они увидели прекрасный преображенный лик Христа, а голос с неба сказал им, что перед ними — Сын Божий. Благодаря этому событию Яблочный Спас называют еще Спас на горе.

Православные христиане в этот день стараются преобразиться внутренне, люди стараются изменить свою жизнь, избавиться от дурных привычек. Вечером перед праздником проходит большое церковное богослужение, а утром — литургия с крестным ходом. Храмы украшаются лампами, а священники в этот день служат в праздничном белом облачении. Прихожане часто приносят с собой корзинки с яблоками, виноградом и другими древесными плодами, а также колосья пшеницы. После освящения фрукты можно употреблять в пищу. В этот день верующие просят благословить свои посевы.

Главным символом праздника все же остаются яблоки, которые не вкушают до освящения. Раньше считалось, что в этот день Ангелы угощают души умерших детей яблоками на небе, поэтому было принято оставлять яблоко на могиле умершего ребенка. Но это — не более чем светское поверье.

Подготовила Алеся БОРИСОВА