В борьбе за чистый воздух берегись автомобиля!

22 сентября, когда проходила приуроченная ко Дню без автомобиля республиканская ежегодная акция «День без автомобиля «Беларусь за чистый воздух», мы встретились для интервью с начальником отдела контроля за охраной и использованием атмосферного воздуха и водных ресурсов областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергеем ЧЕЛОЧЕВЫМ.

— Сергей Викторович, насколько опасен автомобиль для атмосферного воздуха? Почему возникла потребность в проведении именно Дня без автомобиля?

— Выбросы от автотранспорта превышают выбросы от всех вместе взятых промышленных предприятий — доля транспорта в общем объеме выбросов составляет 64%. Причем автомобиль загрязняет воздух не только выхлопными газами. Та же мелкодисперсная пыль, которая негативно влияет на органы дыхания, появляется от истирания автомобильных шин.
Акция «День без автомобиля» призвана обратить внимание на проблему загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом. Конечно, автомобиль — это благо цивилизации, он делает нашу жизнь более комфортной и очень выручает во время поездок за город, на дальние расстояния. Но если нужно отправиться куда-то недалеко, например, в магазин или на работу, то почему бы не пройтись пешком? В крайнем случае, можно воспользоваться общественным транспортом. Пешие прогулки полезны и для природы, и для самого человека, и для экономики. Ведь, отказываясь по возможности от автомобиля, мы экономим и энергетические ресурсы, которые с каждым днем дорожают — и, соответственно, дороже становится жизнь.

— Кстати, в этом году День без автомобиля проходит под девизом «Берегите энергию!».

— Именно. Автобусы, троллейбусы, метро, трамваи — любой общественный транспорт более энергоэффективен, чем легковое авто. Энергоэффективность можно подсчитать как количество энергии или топлива, которое тратится на перемещение одного человека на один километр. А пешая прогулка или поездка на велосипеде — это вообще самый экономичный способ передвижения. Кроме того, физическая активность позволит оставаться здоровее и сэкономить еще больше.

— На Могилевщине День без автомобиля в этом году состоялся?

— По моим наблюдениям, 22 сентября у нас на дорогах ничуть не меньше автомобилей, чем в любой другой день. Велопробегов тоже не наблюдается. В то время как в Минске, например, не только тематические велопробеги состоялись, но и водители бесплатно ездят на всех видах городского транспорта — достаточно предъявить водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства. В Брестской области то же самое организовали в 11 районах. И мы пытались организовать в Могилеве бесплатный проезд для водителей, но, к сожалению, местные власти не пошли нам навстречу.
Тем не менее, некоторые предприятия, организации, граждане присоединились к акции. Так, например, в Костюковичском районе активисты РК ОО «БРСМ» средней школы № 2 совместно с сотрудниками Госавтоинспекции распространили информационные листовки среди автомобилистов и мотоциклистов с призывом отказаться 22 сентября от использования потребляющих топливо транспортных средств. Такую же акцию провели и в Горках, Славгороде, Быхове, Круглом, Краснополье, Кричеве.
Традиционно активное участие в акции приняли учреждения образования области. Там организовали информационно-просветительные мероприятия о необходимости защиты окружающей среды от загрязнения выхлопными газами автомобилей: информационные часы, беседы, дискуссии, тематические выставки, конкурсы.

— А ведь жителям области напоминали об акции…

— Да, накануне Дня без автомобиля в нашей области традиционно прошла информационная кампания. В салонах автобусов и троллейбусов ОАО «Могилевоблавтотранс» разместили информационные листовки, а на капотах — агитационные растяжки. Информация о проведении Всемирного дня без автомобиля размещалась на сайтах облисполкома, районных и городских исполкомов, областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, УЗ «Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья». Также эту информацию разместили на информационных стендах организаций, предприятий, учреждений образования, на автозаправочных станциях и в других местах массового пребывания граждан. Задействовали и СМИ.

— Какова в целом ситуация с выбросами в воздух на Могилевщине?

— По результатам анализа данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в 2017-2021 годах установлена тенденция их снижения при незначительных вариациях и изменениях. Так, выбросы от стационарных источников по Могилевской области в 2017 году составляли 47,655 тыс. тонн, в 2018 — 44,576 тыс. тонн, 2019 — 41,639 тыс. тонн, 2020 — 43,615 тыс. тонн, 2021 — 51,105 тыс. тонн (увеличение выбросов произошло за счет использования мазута топочного на ТЭЦ-2 в Могилеве и Бобруйске).
Мониторинг атмосферного воздуха, проведенный в 2022 году, позволяет сделать вывод, что общая картина состояния атмосферного воздуха достаточно благополучна: состояние воздуха оценивалось в основном как очень хорошее, хорошее и умеренное.

— Концентрации каких загрязняющих веществ отслеживаются во время мониторингов?

— Могилевоблгидромет отслеживает следующие загрязняющие вещества: оксиды азота, серы, углерода (в том числе, угарный газ), тулол, фенол, ксилол, аммиак, летучие органические соединения, тяжелые металлы, мелкодисперсные взвешенные частицы (РМ10, ТЧ10). Мониторинг атмосферного воздуха проводится на 6-и пунктах наблюдений, в том числе на 2-х автоматических станциях, расположенных в районе проспекта Шмидта и переулка Крупской.

— Какие современные системы контроля за состоянием воздуха используются в Могилевской области?

— Прежде всего, это АСК — автоматизированные системы контроля, которые позволяют обеспечить непрерывный мониторинг за выбросами, а также использовать эти данные для своевременной корректировки при управлении технологическими процессами.
В Могилевской области 50 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух подлежат оснащению АСК, на 21 источнике АСК уже установлены. В текущем году планировалось оснащение АСК еще 6 стационарных источников выбросов. В связи с отказом европейских производителей в поставке систем АСК, возникла необходимость проведения новых процедур закупки, соответственно, сроки оснащения стационарных источников выбросов АСК перенесены. На сегодня из 6 изначально запланированных АСК установлена на источнике №0084 ОАО «Могилевхимволокно», сейчас производится ее наладка с последующей приемкой в эксплуатацию. В 2023-2024 годах планируется установка приборов автоматизированного контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на ОАО «Могилевхимволокно», СООО «Клин Энерджи Групп Бел» (ранее — ОАО «Белшина»), ОАО «Фандок», РУП «Могилевэнерго».

Это интересно
Самый большой в мире очиститель воздуха работает в Китае.
Стометровая башня расположена в городе Сиань, который входит в десятку самых загрязненных на территории КНР.
Система функционирует за счет специальных тепловых станций, построенных вокруг башни. Воздух, который в них попадает, при нагревании солнцем поднимается по башне и проходит через очищающие фильтры.

— Какие прогрессивные технологии способствуют уменьшению загрязнения воздуха?

— В первую очередь это использование газоочистных установок. Мы стремимся к тому, чтобы оснастить ими все источники, где это необходимо. А нововводимые источники выбросов оснащаются газоочистным оборудованием в обязательном порядке, причем это предусмотрено уже в проектной документации на их строительство. Также количество вредных выбросов можно снизать за счет использования экологически чистых видов топлива и возобновляемых источников энергии — биодизель, сжатый газ, жидкий водород, солнечная энергия. И, конечно, производители автомобилей изобретают новые экологичные технологии в автомобилестроении, а двигатели внутреннего сгорания с каждым годом совершенствуются и требования к ним ужесточаются.

 

Беседовала
Наталья СТЕПУТЕНКО