Профессору БГСХА Николаю Добролюбову — 90 лет!

21 марта 2021 года исполнилось 90 лет заслуженному работнику народного образования БССР, почётному ветерану Белорусского общественного объединения ветеранов, кандидату технических наук, почётному профессору БГСХА Николаю Николаевичу Добролюбову. Почти пятьдесят лет его деятельность была связана с Белорусской государственной сельхозакадемией.

Родился Николай Николаевич в учительской семье в глубинке Костромской области, в селе Нижне-Межевское. Среднюю школу окончил в райцентре. Поступил в Ленинградский политехнический институт имени М.И. Калинина на гидромелиоративный факультет. Учился он хорошо и по распределению мог получить работу в Ленинграде, но поехал на производство, поближе к родным местам, где 8 лет проработал на разных должностях в Кировской области. Начинал с должности инженера-гидротехника опытной станции Всесоюзного научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации. Работал главным инженером Кировского областного управления водного хозяйства, а заканчивал свою трудовую деятельность в России начальником областного треста «Мелиоводстрой».
На работу в академию пришёл в 1962 году уже зрелым специалистом. Пригласили его сразу же на должность доцента кафедры, что редко практикуется в высшей школе. Причина для этого была уважительная: в 25 лет он уже был не только сложившимся специалистом, но и умелым организатором производства, а в 27 лет Добролюбов стал начальником Кировского строительно-монтажного управления «Мелиоводстрой». Кроме того, был богатый опыт участия в научных и практических конференциях, имелись научные публикации, некоторое время читал лекции в Кировском филиале Московского энергетического института.
В академии Н.Н. Добролюбов пришёлся ко двору. В Горках наиболее полно раскрылся талант Николая Николаевича как педагога и руководителя. Для работы в вузе у Добролюбова были знания, практический опыт, но не было учёной степени. Поэтому, работая в академии, уже в зрелом возрасте он поступил в аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации, успешно её окончил и защитил кандидатскую диссертацию. Работал деканом гидромелиоративного факультета, заведующим кафедрой водоснабжения, проректором по повышению квалификации, проректором по учебной работе, первым проректором, заведующим кафедрой гидротехнических сооружений и водоснабжения. Последние десять лет до выхода на пенсию возглавлял межвузовскую научно-исследовательскую лабораторию мониторинга и управления качеством высшего аграрного образования. Николай Николаевич относится к тем людям, у которых всё получается, за что бы они ни взялись. На всех постах его отличали порядочность, честность, здоровый прагматизм, требовательное отношение к себе и подчинённым, но в то же время — доброжелательность и сочувствие.
Оставил Н.Н. Добролюбов свой след и в науке. Под его руководством в республике были разработаны технологии и средства интенсификации производства буровых работ на воду, укрупнённые комплексные меры на сооружение водозаборов подземных вод, разработан межгосударственный проект экологического мониторинга подземных вод, используемых для питьевых целей в сельских населённых пунктах (с учётом регионов Беларуси, России, Украины).
Активное участие принимал и принимает Н.Н. Добролюбов в общественной жизни вуза, региона. Он неоднократно избирался депутатом местных советов, был председателем Горецкого городского совета депутатов. Долгое время входил в состав Советов академии и факультета, возглавлял педагогический дискуссионный клуб вуза, был заместителем редактора сборников «Педагогика высшей школы». В настоящее время активно работает в районном и академическом советах ветеранов.
За большой вклад в подготовку кадров, научно-исследовательскую работу и активную общественную деятельность Н.Н. Добролюбов награждён четырьмя медалями, Почётными грамотами Верховного Совета БССР, Национального собрания Республики Беларусь, многими грамотами министерств, ведомств, местных органов власти.
О том, как сложилась его трудовая деятельность в Беларуси, как остаться в таком солидном возрасте востребованным, полезным не только для родных, любезно согласился дать интервью газете Николай Николаевич Добролюбов.
— Какие важные моменты в вашей жизни были для вас наиболее значимыми?
— Как говорят, «жизнь прожить — не поле перейти». Действительно, жизнь — не те дни, что прошли, а те, что запомнились. Запомнились, прежде всего, годы учёбы в Ленинградском политехническом институте и в аспирантуре в Москве. Восемь лет жизни в двух столицах во всех отношениях дали многое. Также запомнились восемь лет работы на производстве в России. Далее — переезд в Беларусь и работа в академии. Более подробно остановлюсь на этом периоде. За время моей работы в вузе сменились восемь ректоров, с шестью из них я был в одной команде. О каждом ректоре можно рассказать и написать много интересного. Приятно вспомнить, что при всех ректорах меня воспринимали как человека, хорошо знающего своё дело, и доверяли мне ответственные должности. Был момент, когда в 1982 году меня направляли на должность ректора в Орловский сельхозинститут. Тогдашний ректор академии К.М. Солнцев убедил меня не делать этого. Он видел меня в своей команде. Несмотря на твёрдое настаивание заместителя министра сельского хозяйства СССР В.С. Шевелухи, я всё же отказался от этого лестного предложения. Были ещё и другие предложения.
Не забуду также комплексную внеплановую проверку деятельности академии в 1983 году Государственной инспекцией Минвуза СССР. В течение двух недель 26 инспекторов проверяли академию. Было нелегко, но всё обошлось благополучно. Меня как прошедшего «горнило» строгой проверки затем часто включали в состав Госинспекции по проверке вузов в разных регионах страны.
Были, на мой взгляд, и не самые удачные решения. В период перестройки системы высшего образования мы, как и другие вузы, переключились на решение проблемы демократизации учебного процесса методом проб и ошибок. Оказалось, что ни преподаватели, ни студенты не были готовы к этому процессу.
— Требование о повышении качества подготовки специалистов никогда не сходит с повестки дня. Какой вы видите сегодня современную модель специалиста?
— Современной экономике нужны кадры с новой мотивацией. Ужесточаются требования работодателей к специалистам. Разработчики моделей опираются на такие качества, которыми должен обладать конкурентноспособный специалист, как целеустремлённость, трудолюбие, настойчивость, мобильность, инициативность, контактность, уверенность и т.д. Всех качеств аж 18. Я лично считаю, что достаточно трёх качеств: специалист должен быть знающим, умеющим и болеющим за своё дело. Эти три качества модели специалиста довольно ёмкие. Их обеспечить на деле можно с помощью творческого применения приёмов и методов педагогики высшей школы. Возникает вопрос: педагогика — это наука или искусство? Если искусство, то зачем ей технологии, особенно технологии воспитания? Если наука, то почему воспитатели руководствуются не закономерностями, а различными инструкциями? Всегда считал, что основой учения должен быть не монолог, а диалог преподавателя со студентами. Только так можно дать студенту и хорошее образование, и истинную образованность. Понятно, что преподаватель при этом должен обладать соответствующей эрудицией.
Технологии воспитания. Какие они применительно к вузу, студентам? Напомню, что белорусская национальная идея воспитания коротко и предельно ясно гласит: воспитание физически и нравственно здоровой творческой личности. Помню, как на одной конференции в Белгосуниверситете авторитетный докладчик запальчиво сказал, что «воспитание в вузе — это просто морализация, не воспринимаемая студентами нашего времени». Пусть так, но воспитывать всё равно надо, причём всю жизнь. Думаю, что самое эффективное и ненавязчивое воспитание нынешних, довольно продвинутых студентов может обеспечиваться университетским «духом» вуза, деловой атмосферой коллектива, интеллектом профессуры, всех преподавателей. Вспомним такие крылатые слова К.Д. Ушинского: «Только личностью можно воспитать личность, только характером можно воспитать характер».
— В настоящее время идёт бурное развитие научно-технического прогресса, применение нанотехнологий и роботизации во всех сферах экономики. Каковы в этом плане задачи вузов?
— Главная задача профессорско-преподавательского состава — не отстать от прогресса и вовремя передавать новые знания студентам, работая на опережение. В противном случае молодой специалист будет вынужден доучиваться на производстве, что никак не устраивает работодателей и одновременно снижает имидж вуза. А в связи с этим и возрастающая роль научных исследований в вузе. Мировой опыт показывает, что именно в вузах должны концентрироваться фундаментальные, поисковые и прикладные исследования. К сожалению, научный потенциал наших вузов используется не полностью. Происходит отторжение многих преподавателей от научных исследований по профилю своих дисциплин. Как следствие — превращение таких преподавателей в урокодателей. В своё время в период перестройки системы высшего аграрного образования (1985-1990 гг.) было принято решение, гласящее, что «преподаватель вуза, не ведущий научную работу, не может быть преподавателем». Также было принято решение и об обязательном производственном стаже преподавателей по профилю кафедры. Тогда многих молодых преподавателей перед избранием по конкурсу направляли на производственную стажировку. Но через несколько лет эти требования были забыты. Думаю, что после принятия Закона Республики Беларусь «Об изменении кодекса РБ об образовании» требования по проведению научно-исследовательской работы в вузах возрастут.
— Николай Николаевич, вы по возрасту перешли в группу долгожителей. Поделитесь секретом, как быть востребованным, полезным не только для родных в возрасте долгожителя.
— Удивить ничем не могу, но всё же посоветую: хорошо высыпайтесь, не переедайте, меньше пассивно отдыхайте, посильная физическая нагрузка, не попадайте в «Бермудский треугольник» (диван, телевизор, инфаркт). Сейчас мы вместе с женой, Валентиной Петровной, довольно часто ездим к детям, внукам, правнукам. Они к нам тоже приезжают. Реже, чем раньше, но приходят в гости друзья. Летом вдвоём по-прежнему работаем на даче. Люблю читать, писать. Участвую в работе районного и академического советов ветеранов.
Уход на пенсию ускоряет биологическое старение человека, но надо уметь и стареть, и спокойно переживать времена, когда тебя меньше беспокоят. Всем, кто меня знает, желаю счастья. Счастье — это ощущение радостей жизни, что доступно всем и каждому.
— В вашем семейном клане «накопилось» четыре поколения. Что вы можете рассказать о них?
— Дочери, внучки и внуки — уже состоявшиеся граждане своей страны, имеют хорошее образование. Живут достойно. Всё правильно понимают и всё правильно делают. Сейчас у нас с женой главная забота о шести прелестных правнучках в возрасте от четырёх месяцев до 22 лет. Старшая уже окончила университет и работает.
От имени друзей и коллег по работе желаем Николаю Николаевичу Добролюбову крепкого здоровья, счастья, благополучия и многих лет творческой жизни!
Беседовал Андрей Пугач