Александр Лукашенко: «Разумный контроль за ценами должен быть сохранен»

Президент Беларуси Александр Лукашенко 28 февраля собрал совещание по новой системе регулирования цен.

— У нас в повестке дня важнейшая тема — новая система регулирования цен. Я ее часто называл «справедливой формулой», которую вы должны были выработать и внести на рассмотрение. То есть домашнее задание. Посмотрим, как вы его выполнили, — отметил Александр Лукашенко.
По его словам, на первый взгляд, этот вопрос сейчас не так актуален для Беларуси, как это было в 2022 году.

— Тогда мы наблюдали откровенную ценовую вакханалию. Пришлось вмешиваться, в том числе и Президенту, чтобы остановить данный произвол ультимативно. Именем революции остановили. Более того, вопреки паникерам-скептикам, кричавшим, что магазины опустеют, разорятся и закроются, все остались работать и работают. Да и товарный ассортимент мы не только сохранили, но и расширили со временем. И если что-то где-то не так, значит, мы виноваты. И не надо здесь пенять на какие-то экономические причины, — подчеркнул Глава государства.

Когда инфляция в стране начала расти, Президент потребовал заняться ценами. Без его жестких требований и постоянного контроля за выполнением поручений ее бы не удалось остановить.

— По сути, был создан тогда комплексный документ (как считают в Правительстве) по регулированию потребительского рынка, который затрагивал не только вопросы ценообразования. Если бы это был комплексный документ, то не было бы кучи жалоб со стороны производителей, продавцов и прочих, — заметил Александр Лукашенко.

— Я не хочу сказать, что те жалобщики, которые обращаются ко мне и в соответствующие органы, абсолютно правы. Да нет, я земной человек. Я понимаю, кто в основном жалуется, что это за люди. Я глубже начинаю смотреть: если у тебя сегодня нет денег для того, чтобы что-то купить (а цены у нас самые низкие в мире, они, может быть, не удовлетворяют всех, но это самые низкие цены в мире), то иди работай. Иди на вторую, на третью работу. Если тебя не берут, давай посмотрим, как ты в школе учился, что у тебя в голове есть. Сегодня лишь бы кого — это не советские времена — на работу не возьмут. Нужен человек, который будет давать результат. С этой точки зрения стань перед зеркалом, посмотри на себя: сможешь ли ты давать этот результат? Вот такая непопулярная позиция, но она жизненная, — сказал Глава государства.
Как показала практика, выбранная директивно в 2022 году модель позволила выполнить поставленную перед ней в критический момент задачу. По данным статистики, в прошлом году инфляция составила 5,2% при плане в 6%. Нынешний 2025 год начали также спокойно.

— При этом надо учесть, что мы директивно поднимаем некоторые цены. Возьмите ЖКХ, другие направления, топливо. Мы жестко контролируем, и без разрешения властей цены не растут, — обратил внимание Президент. — К слову, у нас один из самых низких показателей среди стран — участниц Содружества. Но надо понимать, что мы по цепочке от сырья до товара не все имеем в стране. Мы по импорту больше половины завозим для того, чтобы производить в нашей экономике товары и продавать. Это большая зависимость. Мы там инфляцию не регулируем. И если нам дешевле не могут продать, мы покупаем по столько, по сколько нам предложат.

Вместе с тем по некоторым группам товаров статистика не такая оптимистичная, констатировал Александр Лукашенко.

— Речь прежде всего об овощах. Цены на них зимой ежегодно повышаются на 15-20%. А что вы мне обещали в Правительстве? — отметил Глава государства.
Президент напомнил о своих требованиях: если в зимне-весенний период на полках в магазинах не хватает тех же помидоров и огурцов, значит, надо подумать над тем, чтобы вовремя и в нужном количестве вырастить эту продукцию.

— Давайте построим теплицы, мы это можем делать. Это мгновенно делается. Давайте построим, и будем получать больше. Тогда мне в Правительстве заявили: «Подсветим — и огурцы, и помидоры вырастут сами». Подсветили? Да, подсветили: из тысячи гектаров на пятидесяти подсветили. Да вы светите, не светите — это ваше дело. Но должен быть результат, — подчеркнул белорусский лидер.

Александр Лукашенко также обратил внимание на себестоимость производимой продукции. По его мнению, она остается высокой.

— Давайте посмотрим, какая себестоимость огурца, помидора, и определим (если уже из практики исходить) хозяйства, на которые должны равняться. Оно будет не самое лучшее по рентабельности того же огурца и помидора, но не самое худшее. Тогда худшие будут вынуждены подтянуться до середины, а те, кто выше среднего, будут нормально жить. Кто сегодня мне скажет, где какая себестоимость этого огурца и помидора? Никто. Вот ваша работа, — заметил Александр Лукашенко.
Он потребовал доложить о ситуации и принятых мерах по обеспечению доступности этой витаминной продукции для населения.

— И я не прошу вас регулировать привозную экзотику, всякие там артишоки или авокадо. Пусть этот авокадо стоит столько, сколько стоит. Я авокадо не ем, не люблю и не пристрастен к этому. Кто-то это любит из молодежи. Ради бога. Тогда покупайте. Мое дело — обеспечить население теми овощами и фруктами, которые мы способны и производим в Беларуси. Людям должно быть по карману самое простое: капуста, лук, картошка, морковка, яблоки, — сказал белорусский лидер.
Президент поинтересовался, выполнено ли его поручение по созданию стабилизационных фондов и обеспечению населения в зимне-весенний период отечественными овощами и фруктами.

— Не выполнили и за это ответите, — предупредил он. — Оказывается, у нас картошки нет. У нас картошка на сколько подорожала? В межсезонный период рост цен на картофель какой? Мы что, картошки не можем произвести нужное количество, положить в погреб и потом населению продать?
Глава государства поставил задачу КГК разобраться в этом вопросе и внести свои предложения.

При этом он заметил, что белорусский картофель не хуже импортных сортов, главное — обеспечить его надлежащее хранение. Президент рассказал о личном опыте: выращенный на подворье картофель хранится в обычном овощехранилище, просто соблюдаются технологии, поэтому он ничуть не испортился.
Александр Лукашенко напомнил, что овощи должны осенью закладываться в хранилища, так называемые стабилизационные фонды, чтобы зимой их можно было продавать населению по обычным ценам.

Отдельный вопрос — строительство теплиц, которые позволят выращивать овощи даже не в сезон. Глава государства рассказал, что перед совещанием ему принесли большой пакет документов, однако, что именно вносит на его рассмотрение Правительство, свое промежуточное или итоговое предложение, из них неясно.

— Не должно быть жестких методов регулирования, чтобы не навредить экономике. Мы не должны чрезмерно сдерживать цены товаропроизводителей. Там должна быть нормальная рентабельность. Сокращайте затраты, — обозначил ориентиры Александр Лукашенко.
Глава государства также рассказал, какие предложения исходят от частного бизнеса: «Давайте зажмем, прижмем государственные предприятия, а от спроса и предложения будут работать частные. Вчера кричали: поставьте нас в равные условия, государственные предприятия и частные. Сегодня говорят: нет, тут вот давайте у нас полная свобода, никаких регулирований быть не должно, а государственные зажмите. Так чего частники хотят? Отношение к частникам и государственным предприятиям должно быть одинаковым — жесткое, в интересах людей», — потребовал Александр Лукашенко.

— Роль государства отныне должна заключаться не в надзирательстве, а в создании понятных условий работы, общих правил поведения для всех участников рынка. Никто к вам не должен бегать и просить отрегулировать цену. Бизнесмены, производители сами должны устанавливать цену на продукцию, но у них тоже должна быть колея — колея справедливости, — заявил Александр Лукашенко. — Выработали вы ее? Послушаем.
Президент согласился, что эта работа требует больших усилий и проблема действительно сложная. А вот если действовать согласно простой схеме «спрос и предложение», то все будет просто и ничего делать не надо.

— Вы же не забыли, как живут обычные люди. Давайте им поможем. Бездельников, которые ходят бряцают языками, заставим работать. Я тоже такое указание дал. На себя взял, распорядился. Вся власть в наших руках. А говорить о том, что «вот такой Евросоюз, американцы такие, у России…» Нам нечего на них равняться. Россия, если захочет, самой богатой страной будет. Американцы захотят — напечатают сколько надо долларов. Европейцы — технологичные страны, отстроенные. Придут нормальные руководители, будет Европейский союз работать. А нам что делать в этом окружении? Воевать, как в Украине? Все начинается с экономики, 25-й раз об этом говорю, — подчеркнул белорусский лидер.
Президент давно поручил Правительству выработать новую форму справедливого ценообразования. Однако что подразумевается под этой справедливостью?

— Во-первых, для потребителя, простого человека, справедливость заключается в отсутствии спекуляций и в разумной цене на конечный продукт. Я не говорю, что «Гуччи», «Версаче» и прочее. Хочешь — покупай импортное. Но мы же можем произвести аналогичный продукт, — обратил внимание Александр Лукашенко. — Второе. Для предприятий — тех, кто производит — справедливость должна учитывать адекватную прибыль. Но прибыль — это цена минус затраты. Хотите больше прибыли — с мерседеса пересаживайтесь на сивого коня. Я по-народному говорю.

Глава государства отметил, что цена на продукт — это в итоге заработная плата работников производства. То есть полученная прибыль должна позволять предприятиям прежде всего обеспечивать достойные зарплаты и собственные инвестиции в производство, а не оседать в карманах руководителей. Кроме того, от размера полученной предприятиями прибыли зависят и доходы государственного бюджета. А это зарплаты большой категории работников и обеспечение национальной безопасности.

— Третье. Справедливость — это максимальное содействие продажам отечественных товаров. Это одно из направлений работы торговли, — уточнил Президент. — Мы взяли курс на крупные сети. Там тоже цена бандитская была, никто не контролировал. Всем было хорошо в торговле и всем, кто был связан с ней. Поэтому там тоже формируется конечная цена для потребителя. Но я уже говорил: не должно быть так, что импортное сегодня выгоднее продавать, чем отечественное. И мы ищем причину. Комитет госконтроля, Правительство — все ищут причину. Но она на поверхности — вы сами создали такие условия. И мы теряем отечественный рынок.

— Другими словами, в новой, справедливой, системе ценообразования должен соблюдаться баланс всех интересов. Сделайте формулу такой, чтобы этот баланс соблюдался, — подчеркнул Александр Лукашенко.

Правительство предложило пока только общее видение формулы справедливой цены. У нее есть как сторонники, так и скептики. По словам Главы государства, оценки звучат разные, но в целом эксперты сходятся во мнении, что подходы существующей системы следуют в той или иной степени корректировать.

— Разумный контроль за ценами должен быть сохранен. И вообще, можете не контролировать, ваше дело. Но за результат ответят головой, — предупредил Президент.
Он привел в пример растущие цены на лекарства и одежду: «На сегодня по результатам различных исследований видно, что население волнует рост цен на лекарства и одежду. Это для людей самые чувствительные позиции. Что, в Правительстве это не знают? Так возьмите эти две позиции и отрегулируйте. Чего мы ждем?»

— Предложения Правительства рассмотрим детально, пошагово, чтобы выработать оптимальное решение как по формуле справедливой цены, так и по системе контроля и управления ценами. Имейте в виду, вопрос острейший, он постоянно на виду у нашего населения. Отступления от этой проблемы с моей стороны не будет никогда, потому что это жизнь людей и наша в том числе жизнь, — подытожил белорусский лидер.

По материалам president.gov.by