Леонид Камаров: «Учительское счастье — видеть счастливые детские глаза»

Когда школьная хоккейная команда «Кадинские львы» в очередной раз шла к победе в финале «Золотой шайбы», тренеры их соперников, сильнейших областных сборных, не верили, что в первой пятерке на лед выходят простые сельские школьники, а не «подставные» мастера спорта или воспитанники школ олимпийского резерва. Ребят особо тщательно проверяли, как говорится, «в анфас и в профиль». Подвоха не было! Тренер был спокоен и горд.

Перечислять спортивные достижения кадинских школьников — дело поистине благодарное. Особенно — самому учителю и тренеру, который взрастил спортивные таланты в небольшой сельской школе. Ведь достижения учеников — главный показатель профессионального мастерства учителя.
Леонид Камаров по заслугам имеет звание «Отличник образования». В 2022 году награжден медалью «За трудовые заслуги». В феврале нынешнего года удостоен почетного звания «Человек года» Могилевского района. А непосредственно тренерских наград и медалей в его копилке больше 60.

Мы поговорили с Леонидом Афанасьевичем о том, каким образом кадинским школьникам удается конкурировать с отборными спортивными командами страны и в чем учительское счастье.

«Кадинские львы»

В большом перечне спортивных достижений кадинских школьников хоккейная история — самая яркая. Школьная команда «Кадинские львы» в этом году в десятый раз стала победителем турнира «Золотая шайба» на областном этапе. Уже 8 раз подряд участие в республиканских соревнованиях приносит им призовые места в играх с сильнейшими областными сборными. Дважды они были первыми в стране.

— Каждый турнир «Золотой шайбы» — это непростой путь к Олимпу. Наши сельские ребята на равных бьются (по-другому в хоккее и не скажешь) со сборными командами больших городов и областей. Мы одной сельской школой, где мальчишек одного возраста не больше двух десятков, играем против сборной Борисова — города с 120-тысячным населением. У них тоже нет ледового дворца, поэтому они играют с нами в одном дивизионе «Б». На равных соперничаем с командой Гомеля. Что говорить о сильнейшей гродненской сборной, у которой нам удавалось выигрывать! Да, мы выходим и играем против этих «монстров». Достойно бьемся против них. За все годы в «Кадинских львах» только два человека играли из других сельских школ.

На самом деле на «Золотую шайбу» в сборную Могилевской области тренер может взять еще пятерых хоккеистов из любой команды. Но когда игры областного этапа выигрываешь со счетом 24:0 или 18:1, вряд ли будет возможность найти достойных игроков в командах-соперниках. Поэтому «Кадинские львы» сражаются чаще всего максимально сокращенным составом, а не как положено в спортивной традиции — «четыре пятерки и вратарь».

— Нагрузку на себе тянут 5-7 человек в команде, — рассказывает бессменный тренер «Кадинских львов» Леонид Камаров. — Ребята играют 45 минут чистого времени без замен! Тогда как обычно хоккеисты других команд меняются через минуту. А могло быть 20 игроков. Но мне откуда их взять? Столько детей одного возраста просто в школе не наберется, в отличие, например, от гомельской сборной, в которой, в основном, ребята из областного лицея МЧС, где мальчиков одного возраста раз в 10 больше, чем во всей нашей школе.

Несколько лет назад, когда команды «Золотой шайбы» еще не были разделены по дивизионам (в зависимости от возможности заниматься в ледовом дворце или под открытым небом) «Кадинские львы» сумели обыграть команду Горок, которая четыре раза в неделю в течение всего года тренируется на крытой арене Ледового дворца.

— Тогда у нас подобрался уникальный состав команды — очень талантливые ребята 99-98 года рождения, прирожденные хоккеисты, от природы одаренные. В то время разделения на дивизионы не было. Мы играли в общем составе. Никогда не забуду лицо тренера горецкой команды с вопросом: «Где ты их набрал?!» А мы даже в ледовом не тренировались. Вадим Быстров, Никита Ходаненок, Егор Митрофанов — простые наши мальчики-школьники. Их проверяли чуть ли не «под микроскопом», не подставные ли игроки. Дети могут великолепно играть! Тренируясь на льду озера, в самодельной коробке. Господь их поцеловал, природа одарила. Тем финтам, тем движениям научить невозможно. Если бы тогда были дивизионы, мы б порвали всех!

Сейчас эти ребята взрослые, у каждого — свой выбор профессии и жизненного пути. Но хоккей остался любовью на всю жизнь. На очередной тренировке в могилевском Ледовом дворце перед нынешним финальным турниром «Золотой шайбы» 20-22 марта, тренер, как обычно, устроил спарринг: взрослые 40-50-летние мужчины, старшее поколение «Кадинских львов», играли против 14-15-летних подростков.

— Такие спарринги мы организовываем, чтобы воспитать у детей бесстрашие, мужество, чтобы они не боялись любого соперника. Ведь хоккей, как и любой спорт, воспитывает лучшие человеческие качества. Особенно у мальчишек. Чтобы не пропускать тренировки, они начинают лучше учиться и вести себя. Воспитательный момент занятий спортом часто недооценивается. А его надо использовать!

«Мне везет на хороших талантливых детей»

— Уроки физкультуры в начальных классах зимой проводятся на хоккейной площадке. Там опытным профессиональным взглядом смотришь, у кого есть координация движений, способности к катанию, как нарабатывается техника катания. В 3-4 классе приобщаем их к владению клюшкой. Потом из ребят, которые более-менее освоили технику катания, я выбираю группу, с которыми целенаправленно работаю. Дальше — воспитание очередного хоккейного поколения. В этом году, к примеру, в финале «Золотой шайбы» дети будут играть уже четвертый раз, а начинали так же — с 3-4 класса.

Хоккей, конечно же, не единственный вид спорта, достижениями в котором можно гордиться. Есть особая страничка в физкультурной истории Кадинской школы. На физкультурно-спортивном фестивале союзного государства «Олимпийские надежды» по многоборью и спортландии кадинские школьники соревновались со сборными командами Башкирии, Москвы, Брянской, Смоленской областей. И дважды стали абсолютными чемпионами!

— Вот достаточно давняя история, запомнившаяся на всю жизнь. В 2005 году на «Олимпийских надеждах» в Гомеле наши ребята выиграли 20 (!) сложнейших эстафет, нигде даже вторыми не были. После соревнований стук в дверь моего гостиничного номера — стоит моя команда, нарядные, счастливые, с большой коробкой конфет. Пришли отблагодарить своего учителя за такую невероятную победу. Как тут не растрогаться. Какое счастье учить таких детей!

Кроме этого, Кадинская школьная команда — чемпион республиканских соревнований «Колосок» по футболу среди детей и подростков, проживающих в сельской местности, в двух возрастных группах. А в олимпиаде по физической культуре учащиеся 9-11 класса за три года четырежды были первыми в районе, один раз — третьими. Три человека участвовали в областной олимпиаде.

И еще для общей картины стоит отметить особое системное достижение: 37 лет из 40 (сколько существует Кадинская школа) школа была первой в круглогодичной спартакиаде Могилевского района, в которой суммарно учитываются результаты по всем видам спорта.

«Задача учителя — «зажечь» у детей любовь к спорту»

— Я не знаю, есть ли секрет у меня как тренера и учителя… Я просто всегда работал, засучив рукава, от души. Все просто: занимаешься любимым делом, получаешь удовольствие, а тебе еще и деньги за это платят. Это и есть предназначение — заложить любовь к своему предмету на всю жизнь. Будь то филология, химия или физкультура. Счастье учительское — счастливые детские глаза, когда ты помог маленькому человеку добиться результата, к которому тот стремился.

Самая ценная награда из всей моей профессиональной истории — то, что многие мои выпускники, повзрослев, стали моими друзьями. Могу их по фамилиям назвать — Саша Матков, Олег Афанасьев, Сергей Россолов и другие — мои друзья по жизни, по духу. Этим людям я всегда помогу, и они по первому зову придут мне на помощь. Это они приезжают в школу, чтобы помочь нам залить хоккейную площадку, расчистить снег, просто поиграть в хоккей.

Александру Маткову 63 года. Он и сейчас играет с нами на внутришкольных турнирах разных поколений. Я его учил в 9-10 классах еще в Боровской школе, куда пришел физруком сразу после армии. Это его поколение приобщило меня к хоккею, пригласив поиграть на местном озере. Я поначалу даже уступал в хоккее своим ученикам, раньше серьезно этим спортом не занимался. Потом и сам подтянулся. Этот спорт — моя поздняя любовь. Но любовь на всю жизнь. Мое личное достижение — чемпион Могилевского района 1986 года в составе сборной совхоза «Кадино». Играли на области с такими командами как «Металлург», «Электродвигатель», «Химволокно», «Торпедо». Мы очень достойно выглядели в турнирах.

О спортивных талантах своих воспитанников Леонид Афанасьевич может рассказывать бесконечно. На свет таланта учителя идут талантливые дети. Это уже профессиональная аксиома.

— В каждом школьном поколении всегда найдется 2-3 человека, которые могут стать основой команды. У нас уже новые малыши зажглись любовью к хоккею. Артемка Бадунов из 4 класса на льду уже сейчас делает такое, что просто восхищаешься! Если мне сил хватит, и я дотяну с этими детьми до их выпуска, мы снова удивим всех. На области наша младшая команда в этом сезоне играла с ребятами, которые на 1-2 года старше. Проиграли одну шайбу и 18 забили. Даник Савостеев после игры, где совершал обидные промахи в бросках по воротам, вдохновенный, позвонил мне домой — родители ему купили хоккейные ворота и пластик, имитирующий лед. «Леонид Афанасьевич, теперь я буду отрабатывать точность броска, чтобы больше вас не расстраивать». Эти слова ребенка — лучшая награда учителю. И здесь уже горит искорка любви к этому прекрасному виду спорта. У «Кадинских львов» будущее есть!

«Есть одно место — первое»

В любых соревнованиях Леонид Камаров активен, если не сказать страстно азартен — то ли дети сражаются, то ли команда пенсионеров, то ли он сам соревнуется, то ли болеет за своих.

— Если ты хорошо дело свое делаешь, и результат сам по себе придет. Но любая победа — это кропотливый труд. Ребенок не может стать на коньки и сразу мастерски поехать. Если не заложены во 2-3 классе азы, в 8-9 — не получишь результат. Это непрерывный цикл. И огромный труд учителя, ученика, команды.

В профессиональном смысле учитель Камаров признает своей главной школой могилевское педучилище:

— Потом, когда я учился в университете, мне было очень легко после той базы, которую получил в педучилище. А вдохновил меня на учительство школьный учитель Дмитрий Иванович Ефимченко. После школы я точно знал — буду преподавать физкультуру.

Быть первым — это девиз по жизни. Школу Леонид Камаров окончил с золотой медалью, училище — с красным дипломом. Казалось — все дороги открыты. Но выбор — стать физруком — был единственным и осознанным.

— Мне нравится мое дело учительское. Характер у меня такой — всегда хочется быть лучшим и первым. Наверное, по этому жизненному азарту и выбрал физкультуру. Никогда не пожалел о выборе профессии, говорю, руку на сердце положа. Хоть мы, учителя, иногда жалуемся — дети сейчас не те, полно трудностей в образовании. Многих, конечно, не заставишь в школе заниматься спортом, некоторые только потом, повзрослев, понимают, что значит хорошая физическая форма в любом возрасте и платят большие деньги по фитнес-клубам. А в худшем случае — докторам. Раньше мальчишкам было стыдно быть слабым. Я хочу по этому принципу воспитывать сегодняшних детей. В становлении качеств настоящего мужчины спорт — первый помощник. Не зря сегодня наш предмет называется физическая культура и здоровье. Взрослея, наши дети понимают, что в жизни это значит не меньше, чем математика и литература. Я всем сердцем стараюсь их всему научить в школе, дать навыки и закалку на всю жизнь.

Диана Гаранинова