У «Домочая» женское лицо
Молодая и опытная, умная и привлекательная, дипломатичная и принципиальная, обаятельная, смелая, энергичная, и при этом — своя воспитанница. Идеальный портрет женщины-руководителя, не правда ли?
Скажете, так не бывает?
А мы ответим, что компании «Домочай» несказанно повезло, ведь именно такая женщина возглавляет сейчас предприятие. После страшного потрясения от ухода из жизни генерального директора Натальи Подлесных знамя подхватила и гордо несет Ольга Тимофеенко.
В преддверии Дня 8 Марта мы встретились с генеральным директором ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай» для интервью.
— Ольга Сергеевна, скоро День женщин — 8 Марта, а вы руководите большим преимущественно женским коллективом. В чем особенности женского коллектива? Каковы его преимущества? Возможно, и сложности есть?
— Действительно, женщины составляют более 70% от общего числа сотрудников компании «Домочай», так что работа нашего предприятия — это тяжелый красивый женский труд. Преимущества женского коллектива, на мой взгляд, в том, что представительницы прекрасного пола более ответственные, понимающие, хозяйственные. Каждая наша работница в первую очередь — мать, хранительница семейного очага, и все свои женские качества она может применить на производстве. Мы ведь не металл обрабатываем — мы выпекаем хлеб, здесь к делу надо относиться с душой. Считается, что женщины более эмоциональные. Пожалуй, так оно и есть, но мы вполне можем контролировать свои эмоции. А присущая нам эмпатия помогает вникать в самую суть, учитывать каждую мелочь при решении проблем — как на производстве, так и личного характера.
— Как в компании «Домочай» будут поздравлять своих женщин с предстоящим праздником?
— Традиционно к 8 Марта мы дарим сотрудникам продукцию собственного производства — как правило, это кондитерские изделия, и в том числе обязательно торт, ведь он должен присутствовать на праздничном столе. Даже когда я предлагала рассмотреть в качестве подарка сертификаты, коллектив был за то, чтобы торт все-таки оставили.
Мы стараемся креативно подходить к празднику. Это и торжественная встреча на проходной, и творческие номера, конкурсы, поздравления от наших мужчин. Также совместно с профкомом проводим праздничные чаепития со сладкими угощениями, которые стали уже традиционными для компании «Домочай». В общем, создаем весеннее настроение.
— И покупатели настраиваются на праздник, когда видят красивые тортики к 8 Марта от компаний «Домочай» в магазинах…
— Да, наши кондитеры к празднику украшают свои изделия надписями «С 8 Марта!», весенними цветами. Помимо тортов, в продаже появляются и сувенирные пряники.
— Еще один вопрос с гендерным уклоном. Традиционно «Домочаем» руководят женщины — к этому располагает специфика кондитерского производства. В чем особенности женского стиля управления? Женщина-руководитель — какая она?
— Она, наверное, более щепетильно относится к решению проблем. Принимает во внимание все мнения и обстоятельства, разбирается в том, чему мужчина-руководитель может даже не придать значения. Для нее важно, чтобы принятое решение в дальнейшем не повлияло негативно на коллектив или его отдельную группу. Мужчины чаще действуют по принципу «сказал как отрезал» или «есть мое мнение и неправильное», а мы предпочитаем все решать коллегиально, что, на мой взгляд, позволяет рассмотреть вопрос с разных сторон, как следует вникнуть. Понятно, что окончательное решение будет за руководителем, но до этого она выслушает всех, взвесит все «за» и «против».
— Несмотря на внешнюю мягкость стиля руководителя-женщины, булочно-кондитерская компания «Домочай» — предприятие с железной дисциплиной и порядком. Как вам это удается сочетать? Обязательно ли женщине-руководителю самой быть «железной леди» или просто в команде на каком-то этапе дисциплинарными вопросами занимаются «специально обученные люди»?
— Не хочется быть «железной», но приходится. Хочется быть мягкой, нежной, как это внешне кажется с первого взгляда. И чтобы кто-то принял на себя груз ответственности во время сложных решений — таких, как увольнение, например. Конечно, было бы хорошо, если бы это сделали за тебя. Но увы, невозможно.
Вообще я человек мира и возникающие проблемы стараюсь решать мирным путем. Но когда вижу, что люди пользуются моей открытостью, то включаю «другую» Ольгу Сергеевну. Люблю помогать, не терплю предательства. Я за честный подход во всем, и в конкуренции — в том числе.
— Что ставится принципиально во главу угла — производство или маркетинговые направления?
— Вообще считается, что маркетинг — это сердце предприятия. Задача маркетинга, отдела сбыта продукции — изучить рынок, проработать стратегию и рассказать производству, что нужно сделать. Производство должно знать, что сейчас актуально, каковы тенденции, какую продукцию выпускают наши конкуренты. Иначе можно выпустить тонны продукции, невостребованной сегодня на рынке.
— С какими результатами начала год и встречает весну булочно-кондитерская компания «Домочай»?
— Давайте приведу цифры, позволяющие судить о результатах. Объем выпуска хлебобулочных изделий составил 104,2% к уровню прошлого года, с темпом 106,4% к уровню прошлого года компания сработала по объему товарной продукции. Рост заработной платы составил 132,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Сегодня ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай» включает в себя 3 производства в Могилеве, транспортную базу, а также производственный участок в Быхове, филиалы в Бобруйске, Горках, Мстиславле и Кричеве с производственным участком в Костюковичах. Среднесписочная численность по состоянию на 1 января 2024 года — 1359 человек.
Мы активно развиваем фирменную торговлю. Новые торговые точки сейчас можно встретить не только в Могилеве, но и в Чаусах, Славгороде. И, конечно, в столице нашей республики. Гордимся тем, что наращиваем объемы продаж в торговом центре «Першы нацыянальны гандлёвы дом», где наша продукция представлена в фирменном магазине, а буквально на прошлой неделе нам поступило предложение открыть в Минске еще одну торговую точку. Гордимся и своими новинками. Мы сделали ставку на здоровое питание, используем при производстве продукции различные овощные пюре, добавки, которые необходимы для того, чтобы укрепить и улучшить свое здоровье. При этом, работая над содержанием, не забываем и о форме. Стараемся удивить детей и молодежь — ведь мир вокруг сейчас так разнообразен, и наши дети в какой-то степени избалованы этим изобилием. Чтобы привлечь их внимание, привить любовь к хлебу, мы проявляем фантазию. Например, подкрашиваем мякиш хлеба куркумой — получается полезно и необычно.
— Ольга Сергеевна, а что привело вас в компанию «Домочай» в свое время? Как проходило ваше профессиональное становление? Какими были ваши наставники?
— Все достаточно просто: я родилась в городе Могилеве, где был университет продовольствия. Другие варианты я и не рассматривала. Это сейчас многие хотят куда-то уехать, покорять столицу, а мне хорошо было дома в своем городе. Пешком ходила на занятия в университете с бульвара Непокоренных на проспект Шмидта. И после окончания университета в 2005 году как пришла тогда еще на Могилевхлебпром — так и до сих пор работаю.
Мне нравится то, чем я занимаюсь, я действительно люблю свою работу и вкладываю в нее свою душу. С детства вместе с родителями с удовольствием выпекала различные вкусности — для нашей семьи это было традиционно. И вообще я люблю готовить. Так что, наверное, профессия уже тогда была заложена во мне — и ничего не нужно было придумывать, выбирать. Оставалось просто идти по открытому пути, как сердце подсказывает. И дальше все получалось как-то само собой, постепенно. Сначала выпекала хлеб, потом перешла на работу в кондитерский цех, там доросла до начальника кондитерского цеха, затем — до начальника управления производством, заместителя генерального директора по производству, генерального директора. У меня были опытные, строгие наставники, где-то даже жесткие. Но я им очень благодарна, ведь благодаря их рекомендациям и замечаниям я совершенствовалась, росла профессионально. Без них не было бы меня сегодняшней.
— Все так естественно, красиво и спокойно. Тем не менее, вы прошли немалый путь. Кто поддерживал вас?
— Конечно, в первую очередь это мои родные, моя семья. Любой мой шаг мы оговаривали вместе, обсуждали все плюсы и минусы. Семья — это мои первые помощники, моя поддержка.
— У команды компании «Домочай» традиционно женское лицо, но это лишь поверхностная характеристика. В чем особенности стиля работы ведущих специалистов предприятия? На что настраиваете команду?
— Ставить цель — и обязательно идти к ней. Не бояться преодолевать трудности, не отступать. Даже если что-то случилось неприятное, ошиблись, нужно все взвесить, оценить — и не допускать этого впредь. У нас подобралась команда целеустремленных и творческих людей, которые знают мое отношение к работе и жизни. Им уже не надо много говорить. Мы чувствуем друг друга, знаем, кто что хочет, и кто на что способен. Поэтому важно определить цель, расставить акценты, наделить людей определенными полномочиями — и тогда все получится.
— Что для вас значит — быть лидером?
— Думаю, быть лидером — это значит честно и уверенно вести свой коллектив вперед, достигать поставленных целей. А на пути к цели важна командная работа. Наша команда обновилась и уже, как говорится, обтесалась. Если нам удалось чего-то достичь — то это прежде всего не моя работа, а работа моей команды.
— Раньше женщина-руководитель была большой редкостью, да и сейчас ситуация изменилась не сильно. Продвигаясь по карьерной лестнице, приходилось ли вам сталкиваться со «стеклянным потолком», или для женского коллектива это не характерно?
— Пожалуй, что не характерно. Смотрите, в моей команде уже практически одни женщины: заместитель по идеологии, заместитель по экономике, заместитель по коммерческим вопросам, председатель профкома… разве что заместитель по технической части — главный инженер у нас мужчина. Конечно, это вовсе не значит, что мужчины плохие! Просто в преимущественно женском коллективе вполне естественно то, что женщины его возглавляют. И еще: пусть мужчины не обижаются, но я считаю, что женщины более выносливые.
— Расскажите, пожалуйста, о том, чем гордитесь, и о чем мечтаете.
— Горжусь тем, что возглавляю коллектив настоящих профессионалов, что наша продукция пользуется большим спросом, что конкуренты, выпускающие похожую продукцию в Беларуси, у нас подсматривают и в каких-то моментах даже равняются на нас. Горжусь, что на нашем предприятии работают порядочные, сильные, ответственные люди. А мечтами и желаниями я ни с кем не делюсь — для меня это сокровенное.
— Не обойдемся без вопросов о личном. Ольга Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о своей семье.
— У меня есть любимый муж и двое золотых детей. Сын учится в 9 классе, дочка — в 5 классе. У нас очень доверительные отношения, мы все время на связи. Стараемся все делать вместе. Есть у нас и семейные традиции. Отдыхаем всегда вместе, на выходных путешествуем в другие города или просто выезжаем на дачу, отвлекаемся там от городских трудовых будней. Иногородние поездки, как правило, организуем семьями вместе с друзьями. Посещаем там различные знаковые объекты.
— А как насчет милых женских радостей? Хватает ли времени на ту же парикмахерскую или маникюр? Или сходить в кафе с подружкой?
— В кафе с подружкой — это не моя тема. Что касается ухода за собой, то, слава богу, сейчас много частных салонов, мастеров, которые могут работать с семи, а то и с шести утра, когда это необходимо. Так что стараюсь выкраивать время до начала рабочего дня или сразу после. Выходные мне жалко тратить на салонные процедуры, все-таки хочется их провести с семьей. Да и выспаться надо хотя бы в выходной день.
— Поделитесь, пожалуйста, секретом: как сохранить прекрасную фигуру на предприятии, где так много сладостей? И какие из принципиальных позиций здорового образа жизни вам близки: спорт, питание, правильный отдых и сон?
— На нашем предприятии сохранять фигуру действительно непросто. И я здесь не исключение. Разработок много, а мне интересны все тонкости, я хочу попробовать, что получилось у наших технологов. Но потом стараюсь ограничивать себя в питании. Здоровый сон — это тоже прекрасно, но не всегда возможно в нашем стремительном ритме жизни.
— Что хотите сказать в преддверии 8 Марта всем нашим читательницам и, конечно же, женской части своего коллектива?
— Я люблю весну и этот праздник, ведь я родилась в его преддверии — 7 марта. Считаю, что женщина всегда должна быть счастливой. Для каждой счастье — это что-то свое. Так пусть у каждой женщины будет то, что делает ее сияющей, легкой, струящейся, улыбающейся — то, что дарит ей счастье! По глазам всегда можно понять, счастлив ли человек. Пусть глаза женщин светятся радостью и любовью!
— Ольга Сергеевна, спасибо за такие теплые слова! С наступающими Днем рождения и Днем женщин!
Беседовала Наталья
СТЕПУТЕНКО