Преображение Господне (Яблочный Спас)

Яблочный Спас — народное название церковного праздника Преображения Господня. Он входит в число двунадесятых (12-и главных православных торжеств). Отмечают его ежегодно 19 августа.

Согласно Писанию, однажды Спаситель, желая помолиться, взял с собой троих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна. Вместе они отправились на гору Фавор. «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним», — свидетельствует евангелист Лука. В тот момент, когда явившиеся пророки стали исчезать, Петр воскликнул: «Наставник, хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну — Тебе, одну Моисею и одну — Илии, — не зная, что говорил».

Кущи — это шалаши. Все дело в том, что описываемое событие пришлось на дни иудейского праздника Суккот. По традиции евреи, в память о странствиях своего народа по пустыни, строят за пределами жилищ специальные шатры. В них они едят и ночуют. Такой же навес предложил установить апостол Петр.
«Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели», — продолжает Лука.

Согласно богословскому толкованию, тогда были явлены два естества Иисуса Христа — человеческое и божественное. Как писал в IV веке святитель Иоанн Златоуст, Господь преобразился, «чтобы показать нам будущее преображение естества нашего». В память об этом событии и был установлен праздник. Четкой даты изначально не было. Она появилась к VII столетию.

Преображение Господне — праздник весьма торжественный. В этот день духовенство служит в белых облачениях. Этот цвет символизирует «фаворский свет». А после литургии священник читает специальную молитву на освящение плодов нового урожая. А затем он их окропляет святой водой.

По уставу положено освящать виноград. Для него даже предусмотрена специальная молитва. Дело в том, что виноград занимает особое место: из него делают вино для таинства Евхаристии. Но в Русской Церкви в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, на праздник приносят в храм яблоки. Эти фрукты, заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».

В народе же за прошедшие века сформировалось немало своих традиций, подчас далеких от христианства. В старину на Спас к могилам родственников приносили освященные яблоки. Согласно поверью, это были «райские яблоки» душам умерших.
Крестьяне также верили, что в этот день из рая прилетает мифическая птица Сирин, грустит и плачет, поливая яблоки мертвой росой. После полудня ее сменяет птица радости Алконост и, смахивая с крыльев уже живую росу, преображает плоды. Поэтому если съесть яблоко до полудня, всю жизнь будешь в печали. А если после — в веселье и радости.

Считается, что в Яблочный спас, как и на другой большой церковный праздник, нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. Верующие нередко спрашивают, можно ли в этот день вообще работать. Священники говорят, что строгих запретов нет, особенно если работу не отменить.
А вот свадьбы в этот день не принято играть. На двунадесятые праздники, к которым относится и Преображение, в храмах не венчают.