2 августа — День памяти пророка Илии
Ильин день посвящен пророку Илие, о жизни которого повествует Ветхий Завет. Это редкий случай празднования дня иудейского святого славянами, принявшими христианство. Особыми церковными обрядами он не отмечен, зато в народе сопровождается множеством верований и традиций.
По преданию, пророк Илия повелевал небесным огнем, громом, поражал огненными стрелами всякую нечисть, лил на землю дождь, покровительствовал плодородию и урожаю. В народном представлении он ездил по небу на колеснице с огненными конями и пускал молнии, как древнегреческие боги Зевс и Гелиос, древнеславянский Перун.
Жил он в израильском городе Фисвы за 900 лет до Рождества Христова. За усердие и верность в посте и молитве ему был ниспослан дар совершать чудеса. Илия обличал правителей и жрецов в идолопоклонничестве. Он казнил языческих жрецов, посылая на них небесный огонь, совершал чудеса, даже воскресил умершего человека. Он хотел вразумить правителя и народ, но бесполезно. Наконец ниспослал в наказание трехлетнюю засуху и голод, которые завершились только по его слову. За свою праведность был взят на небо живым — за ним явилась огненная колесница. В народе распространено поверие, что он спустится с небес и трижды объедет на своей колеснице землю, предупреждая о Страшном Суде.
Начинают готовиться к Ильину дню заранее. Многие постятся, особенно в четверг и пятницу предшествующей недели. Накануне, чтобы защититься от гнева «сердитого» святого, окуривали дом ладаном, зеркала, самовары и другие блестящие предметы закрывали или выносили, поскольку считали их предосудительной в крестьянском быту роскошью. Пекли обрядовое печенье. Ночь накануне Ильина дня считалась особенной, называлась «воробьиная» или «рябиновая» ночь, когда часто сверкали молнии и зарницы. Самый известный запрет — нельзя в праздник и после него купаться. Объяснялось это тем, что конь из колесницы Ильи-пророка уронил подкову в воду, она стала ледяной от железа. Верили, что всякая нечисть в этот день может прятаться от грозного Ильи в воде. Но дождевая вода этого дня считалась целебной для лечения глазных болезней и защите от сглаза.
Крестьяне в этот день не работали, совершали крестный ход и общественное молебствие в поле, около водоема — или о дожде, или о прекращении дождей. Выставляли около ворот чаши с новым зерном, заготавливали первые снопы соломы, чтобы к осени покрыть крыши изб, сеном набивали постели. Долго сохранялся обычай сгонять к церкви домашний скот и кропить его святой водой. Затем из этого стада выбирали самое лучшее животное, выкупали его в складчину для общего застолья, которое называлось «братчина». Угощали мясом малоимущих и бездомных. После начинались народные гуляния, игры, хороводы.
Приметы: Дождь предвещает обильный урожай ржи. Утренняя облачность подсказывает, что следует раньше сеять озимые, и урожай будет хорошим. Облака вечером — сев будет поздним, а урожай плохим. День без дождя — опасались пожаров. Грозу объясняли тем, что Илья поехал копны считать, проверять крестьянскую работу.