Чтобы не убило током. Электробезопасность при работе сельскохозяйственной техники вблизи воздушных линий электропередачи

В республике каждый год имеют место случаи нарушения Правил охраны электрических сетей при производстве различного рода работ в охранных зонах воздушных линий электропередачи (далее ВЛ), в том числе в период массового выхода крупногабаритной техники на поля для проведения сельскохозяйственных работ.

Охранная зона воздушной линии электропередачи – это зона вдоль воздушной линии в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченная вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при не отклонённом их положении на расстоянии 2 метра – для ВЛ с неизолированными проводами напряжением до 1кВ, 10 метров – для ВЛ свыше 1кВ до 20кВ, 15 метров– для ВЛ от 20кВ до 35кВ, 20 метров – для ВЛ 110кВ, 25 метров – для ВЛ 220кВ, 30 метров – для ВЛ 330кВ, 40 метров – для ВЛ 750кВ.

Охранная зона для ВЛ с самонесущими изолированными проводами напряжением до 1кВ включительно – 1м; для ВЛ с защищенными (покрытыми) проводами напряжением от 6кВ до 20кВ – 5м; от 20кВ до 35кВ – 10м; 110кВ – 12м;

При выполнении сельскохозяйственных работ вблизи воздушных линий электропередачи на металлических корпусах машин и механизмов могут наводиться опасные электрические потенциалы, вызванные электростатической и электромагнитной индукцией, как в нормальном режиме работы ВЛ, так и при коротких замыканиях в электрических сетях. Особенно опасно соприкосновение машины и механизма непосредственно с проводом воздушной линии, а также приближение на недопустимое расстояние менее 1м к ВЛ напряжением менее 1кВ и до 35кВ включительно, что приведет к электрическому пробою воздушного зазора и попаданию под действие электрического тока. При соприкосновении с электрическим проводом может произойти его обрыв и падение на машину или на землю. Оборванный провод в сетях 10 кВ может длительное время находится под напряжением.

Во избежание несчастных случаев с людьми, занятыми на сельскохозяйственных работах в охранных зонах линий электропередачи, организаторам работ следует:

1. Перед началом полевых работ организовать проведение инструктажей с соответствующим персоналом (водителями, машинистами, трактористами, трактористами — машинистами, операторами автотракторной, строительной, сельскохозяйственной техники) по соблюдению электробезопасности при выполнении работ на автотракторной технике в охранной зоне ВЛ, обучить их приемам освобождения пострадавших от электрического тока и оказанию первой медицинской помощи,

2. Разработать маршруты передвижения с одного участка на другой высокогабаритной техники, исключив или обезопасив ее проезд в пролетах ВЛ 10 кВ и выше.

3.Дополнительно изготовить памятки и плакаты и вывесить, где их нет, в кабинах сельскохозяйственной техники, на мехдворах, на информационных стендах.

4.Предусмотреть защитное заземление машин и механизмов на пневматических колесах, трубопроводов дождевальных установок.

5.Выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также работ с применением высокогабаритных машин и механизмов в охранной зоне ВЛ проводить по наряду-допуску и согласовывать с владельцем электрических сетей, в ведении которых находится воздушная линия.

6.Не допускать в охранной зоне ВЛ складирование мусора, грунта, соломы и т.п., сооружение загонов для скота, устройство проволочные ограждения.

7.Работы в охранной зоне ВЛ выполнять не менее чем двум работникам, один из которых наблюдающий. Разрешается единоличная работа при условии одновременной работы не менее двух агрегатов на расстоянии не более 200м друг от друга.

8.Все проходящие по территории хозяйств воздушные линии нанести на карту землепользования с указанием напряжения и особо опасных мест.

9. Проезд машин и механизмов под проводами воздушной линии по проселочным дорогам и вне дорог производить вблизи опор и поперек оси. При этом высота машин не должна превышать 4,5м.

10.Запретить: работу стогометателя под проводами воздушной линии; транспортировку стогов сена, соломы и других подобных грузов, остановку машин и механизмов в охранной зоне воздушной линии; нахождение обслуживающего персонала на машине вне кабины или защитного козырька; выполнение ремонтно-профилактических работ на машине; работу при приближении или во время грозы.

11.При повреждении воздушных линий, обрыве проводов необходимо срочно сообщать дежурному персоналу электрических сетей административного района.

12.Требовать от должностных лиц правильной организации работ в электроустановках и в охранных зонах линии электропередачи.

13. Принять меры по активизации массово-разъяснительной работы среди своего персонала и населения об опасности электрического тока при прикосновении к частям, находящимся под напряжением, приближении к оборванным проводам.

В случае падения провода воздушной линии на машину или соприкосновения машины или механизма с проводом, а также при возникновении между проводом и машиной электрического разряда запрещается какая-либо дальнейшая работа на этой машине. При падении провода воздушной линии на машину водитель, не вылезая из кабины, должен немедленно остановить машину. Если при этом можно освободиться от оборванного провода передвижением машины, то необходимо это сделать как можно быстрее.

В случае отсутствия такой возможности наблюдающий должен сообщить о случившемся владельцу электрических сетей и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий.

Если в результате падения провода воздушной линии или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землей.

Лучше всего спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от нее нужно «гусиным шагом», не отрывая ноги друг от друга, на расстояние 8-10 метров. До прибытия специальной бригады запрещается предпринимать какие-либо действия по пожаротушению машины, при этом необходимо организовать охрану места происшествия.

Государственный инспектор по
энергетическому и газовому надзору Зносок Д.М.