Вера Костенко: «Спасибо тебе, человек, имя которому — хлебороб!»

Вера Феофановна Костенко — человек на Могилевщине известный. Почти за полувековой период работы на Приднепровской земле ей пришлось пройти и преодолеть многие испытания, находясь на переднем крае ее забот и чаяний, радостных побед и огорчительных невосполнимых потерь. Где бы ни трудилась Вера Феофановна (а это Быховский и Могилевский райкомы комсомола, обком комсомола, Шкловский райком партии, обком партии, Белорусское общество «Знание», отдел подготовки и повышения квалификации кадров комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома), она везде запомнилась как ответственный, знающий специалист, который всей душой горит за свое дело.

Биография нашего края — это и биография Веры Костенко, ее жизненный путь, наполненный единым стремлением, чтобы родная земля становилась краше и богаче, а люди, которые ее украшают, жили на достойном уровне. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и сейчас, когда женщина давно на заслуженном отдыхе, к ней обращаются за советом. И как к профессионалу, и как к мудрому человеку, который всегда готов встретиться, чтобы поделиться опытом и воспоминаниями.
Одна из таких встреч состоялась этим летом в СДП «Авангард» РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги», где Вера Феофановна делилась опытом с нынешним директором предприятия Александром Жибуртом и агрономом Евгением Поповым. Место для встречи было выбрано не случайно. В бытность работы нашей героини в Могилевском райкоме она часто посещала хозяйства региона, в том числе и колхоз «Авангард».
— В то время перед сельским хозяйством стояли серьезные задачи — ведь прошло только 10-15 лет после разорительного периода Великой Отечественной войны. Решая эти задачи, комсомол шефствовал, в том числе над льнопроизводством и животноводством. И с почином идти работать в этих отраслях выступила комсомольская организация колхоза «Авангард». Инициатива была поддержана комсомольцами других хозяйств. Более 400 человек тогда были направлены на работу бригадирами, животноводами, заведующими фермами. А еще один из лозунгов того времени — «Молодежь на трактор!» Для юношей и девушек организовывались курсы, после которых они получали профессию тракториста-машиниста, в колхозах работали комсомольско-молодежные производственные бригады…
Для Веры Феофановны все, что связано с трудом сельчан, всегда было на особом счету. И корни такого отношения — в детстве.
— У меня к земле, деревне и людям, которые работают в сельском хозяйстве, всегда было безмерное уважение. И заложено это было еще в детстве, которое пришлось на военное лихолетье и послевоенное восстановление. Мы всегда знали цену хлеба. И не было для нас ничего вкуснее, чем его кусочек. Помню, как всем селом от мала до велика выходили на жатву, как ходили босиком по колючей стерне и собирали колосья — и это все под палящим солнцем. Мы — меньшие дети в семье у мамы, Прасковьи Яковлевны, ничего не просили. Только хлеба, хотя бы маленький кусочек, хотя бы какую-то крошку. Моя старшая сестра Василиса еще в восемь лет испытала голод 1933 года. Какие глаза были у нашей мамы, когда мы просили хлеба, а не было, из чего испечь?! Мы замолкали и понимали все без слов. Я часто вспоминаю этот печальный, тревожный взгляд нашей мамы в то трудное время. Но мы выжили. Закончилась война. Дети послевоенного времени быстро взрослели. Все село выходило на жатву. Техники не было. Косили жатками и вручную косами и серпами, вязали снопы, складывали в копны, трудились допоздна. Мы, учащиеся, под жарким солнцем босиком ходили по высокой колючей стерне с сумками через плечо и собирали колосья. Это была для каждого из нас благодатная школа хозяйствования, мы учились ценить хлеб. Поэтому я считаю, самое важное, самое главное, самое большое счастье — иметь хлеб. В моей душе и сердце перед глазами хранятся незабываемые фотокопии состояния полей земли Могилевской в послевоенное время. Я никак не могу стереть их из памяти. 1954 год — это десятый год после освобождения Белоруссии. Я начинала работать в Быховском районе в Верхнетощицком сельском Совете. Все поля изранены, кругом окопы прошедшей войны, закустаренность, контурность полей маленькая, сплошные болотца, выбоины и никаких дорог. Это была земля, которая просила рук человеческих, стараний, знаний, самоотверженного труда.
Затем работала в Шкловском, Могилевском районах. Сколько в моей жизни было посевных и уборочных! Сколько было встреч, бесед с руководителями районов, специалистами, механизаторами, тружениками села! За жизнь они многому меня научили. Прошли десятилетия, справились, окультурили, возродили свою землю. Выросли замечательные люди, которые прославляли Могилевщину, республику, известны были на всю страну СССР. Наши люди подняли из пепла и руин Приднепровский край, вдохнули в землю силу.
— Всю свою жизнь, — признается наша героиня, — я люблю пройти проселочной дорогой, постоять на краю хлебного поля, посмотреть, как под ветром ходит золотая волна пшеницы, ржи, ячменя. Люблю походить по полю, где пашут, сеют, убирают. Сердце наполняется радостью, какое богатство. Люблю людей, которые работают на земле. Я старалась не забыть о каждом из них, поблагодарить, помочь, увидеть их заботы. И каждый раз думаю: «Спасибо тебе, человек, имя которому — хлебороб! Ведь твоя ежегодная, круглогодичная забота, труд прорастают, в конечном итоге, полновесным колосом».
Хочется особо отметить, что Могилевская область почти всегда имела хорошие показатели по хлебу. Вызывает гордость работа тружеников области, его руководителей, специалистов, ученых.
Очень хорошо, считает она, что как венец хлеборобского труда продолжают проходить «Дажынкі» на областном уровне, в районах, сельхозпредприятиях. Ее радует, что построены агрогородки, пришла новая техника, осваиваются новые способы обработки почвы, выведены новые сорта семян, породы скота, построены прекрасные комплексы, совершенствуются условия труда.
— Сельское хозяйство, — уверена ветеран, — такая отрасль, где не может быть единых рецептов работы. Здесь решающее слово должно быть за руководителем, агрономом, чем занимать поле, когда наступают сроки сева, какие установить нормы высева, какой сорт посеять. И еще — кому из механизаторов это поручить, кто лучше всех справится с заданием.
Механизатор — это не просто водитель сельхозмашины, он должен владеть агротехникой, хорошо знать землю. У каждого механизатора — свой талант, даже, если хотите, свой эталон. Бывают такие ситуации, когда и рискнуть нужно, взять на себя ответственность, используя свои наблюдения и опыт. В животноводстве — люди особого склада и закалки, которым всегда хочется низко поклониться. Им бы памятники надо ставить на селе. За труд, за то, что всех нас кормят, почти круглосуточно находясь на рабочем месте.
— В сельском хозяйстве, — размышляет Вера Феофановна, — всегда было так: получил высокий урожай, набрал высоту — постоянно думай, как удержаться, как закрепиться, а еще и прибавить. Это очень трудно. Для этого нужны кадры, их необходимо подготавливать. Надо искать таких, которые знают и любят землю, село. Нужно работать, чтобы не отстать от времени. Идти вперед или рядом, но не позади.
— Считаю, — уверена Костенко, — надо поднимать престиж села и маленьких городов. Общими силами мы должны укреплять деревню. В земле — истоки жизненной силы народа. Деревня — это целый мир со своим укладом жизни, со своими правилами морали, особенным духом. Я с необыкновенной теплотой вспоминаю деревню моего детства, как шли на сенокос. В поле на душистом покосе в коротенький перерыв на обед все садились, разворачивали узелок с едой, и вкуснее ломтя хлеба не было ничего на свете. С работы возвращались с песнями. Сельские жители — открытые и бескорыстные, умеют сопереживать и жертвовать собой, — отмечает Вера Феофановна и обращает внимание, что именно в деревне научилась чувствовать землю и людей.
За плечами уже много лет. Казалось бы, можно было успокоиться, уединиться. Но она так не умеет и не хочет. Она пишет воспоминания, встречается с молодежью, своими единомышленниками, помогает музеям сохранить историю Могилевской, Быховской и Шкловской земель. Костенко — постоянный и самый активный участник всех значимых торжественных мероприятий в жизни области, районов, трудовых коллективов, на которые ее приглашают. Ее все любят, ею восхищаются, ей рукоплещут… Она, несмотря на свой преклонный возраст, остается востребованной и молодой.
До сих пор ее волнует, каковы на фермах надои и привесы, насколько весом хлебный каравай области, почему никому нет дела до наших умирающих деревень, кто хочет осквернить наши памятники и унизить Великую Победу, до какой степени и наглости «зажрался» на высокой должности тот или иной чиновник… Она готова в любую секунду, в любой ситуации вступить в дискуссию или спор с любым оппонентом любого ранга и до конца, непоколебимо, до самозабвения отстаивать свои принципы и убеждения, выстраданные и выверенные на жизненном пути. Такова Костенко. Неуемная, харизматичная, порой заводная. А в основе всего этого самое главное — неравнодушное отношение к порученному делу, честному и созидательному труду, постоянное стремление к тому, чтобы жить чаяниями и заботами родной Отчизны.
— В заключение, — призналась наша героиня, — очень хочу, чтобы у нас было бережное отношение к земле и чтобы ценились люди, которые на ней работают — мне хочется сказать, чтобы все полюбили село, чтобы все дорожили хлебом, чтобы молодые люди испытали патриотизм и стремление делать Приднепровский край богатым, красивым, в котором хотелось бы жить. Самим радоваться и радовать других. Именно в этом — величие и красота человека, которые измеряются не только Хлебом насущным, но еще именуются и Хлебом Духовным. Не зря же говорят, что не хлебом единым жив человек.
Татьяна АРХИПОВА
Фото Юлии МАРКОВИЧ