Новый кодекс о земле. Что изменилось?

В сфере земельного законодательства накопился ряд жизненно важных вопросов, которые необходимо решать. С одними из них люди воевали годами, пытаясь узаконить постройку или решить свой жилищный вопрос, другие и вовсе зависали в воздухе. Иногда приходилось тратить время на поиск выхода из достаточно абсурдных ситуаций — например, когда человек у себя же случайно захватил землю: постройка зашла на несколько сантиметров на огород и узаконить ее не представлялось возможным. На то, чтобы помочь людям и снять огромный пласт обращений, направлена новая редакция Кодекса о земле. О ключевых изменениях в законодательном акте рассказала начальник главного управления землеустройства Могилевского облисполкома Ирина Петрученя.

Значимое новшество в Кодексе о земле — изменение целевого назначения земли. Как известно, в сельской местности ряд земельных участков предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства. Многие обращаются с просьбой изменить целевое назначение: разделить участок и отвести часть сельхозугодий под строительство дома. Сегодня это можно сделать только через Главу государства, местные исполкомы не уполномочены предоставлять такое право. Анализ показал, что только по Могилевской области за последнее время поступило около 170 таких обращений. Их также помогут урегулировать новые законодательные нормы. Кроме того, будет введена льгота по выкупу земельных участков в частную собственность. Так, у многих людей находятся земельные участки на праве пожизненного наследованного владения либо в пользовании (не оформлены, т.е. у граждан нет правоудостоверяющих документов). Теперь их можно выкупить на льготных основаниях: для областных центров и Минска с коэффициентом 0,8 по кадастровой стоимости, для иных территорий — 0,5.
Например, кадастровая стоимость 10 соток в поселке Буйничи Могилевского района составляет 12,86 тыс. бел. рублей. Со вступлением в силу изменений сумма сократится в два раза. Таким образом, государство позволит сэкономить человеку деньги и использовать их на иные цели — например, строительство или благоустройство своего участка.
Наделы заметно подешевеют. Это поспособствует вовлечению в оборот большего количества участков. К примеру, если раньше в деревне Николаевка Могилевского района предлагали купить землю по цене около шести рублей за «квадрат», то теперь стоимость снизится до трех. То есть десять соток обойдутся в 3 тысячи рублей. В Краснопольском районе и того меньше — аналогичный надел будет стоить примерно 2 тысячи.
Основное, что коснется граждан, — раздел земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания жилого дома. Есть участки значительной площади — к ним относятся те же 25 соток. Допустим, бабушка хочет, чтобы на этой территории был построен дом для детей или внуков. Почему бы нет? Площадь позволяет. Сегодня второй дом возводить запрещено даже при условии соблюдения градостроительных, санитарных, противопожарных и иных норм и правил. Но вскоре все изменится: люди прежде всего смогут решить свой жилищный вопрос, а в населенных пунктах со всей необходимой инфраструктурой земля будет использоваться более рационально. И гражданин, и государство в этом случае только выиграют.
Сокращается срок, в течение которого граждане, получившие земельные участки как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, смогут их отчуждать, т.е. осуществлять какие-либо земельные сделки. Сегодня это можно сделать лишь спустя 8 лет после ввода в эксплуатацию дома. В новом кодексе прописан срок всего 5 лет, после чего участок можно отчуждать — продавать, осуществлять дарение и др. Жизненные обстоятельства складываются у всех по-разному, есть и уважительные причины, которые может рассматривать исполком. В этом случае отчуждение происходит раньше.
Не стоит упускать из виду огромный пласт вопросов, касающихся самовольных строений, и Глава государства неоднократно обращал на это внимание в своих выступлениях. Как правило, такие нарушения носят незначительный характер — например, забор на 20 см выходит за границы участка. Сегодня узаконить это можно только с разрешения Президента. Могилевская область не стала исключением: с 2017 года мы обращались с ходатайствами об узаконивании капитальных строений в отношении 89 субъектов хозяйствования. Учитывая значимость проблемы, в обновленном кодексе расширяются полномочия местных исполнительных и распорядительных органов. За Главой государства остается компетенция в вопросах земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
Новым кодексом предусмотрено предоставление дополнительных земельных участков предприятиям для расширения площадей — например, под погрузочные и разворотные площадки. Сегодня их можно купить только с аукциона либо, как вариант получения допучастка, — заказать реконструкцию строения. В перспективе достаточно только написать заявление — и, при наличии, земля для расширения будет предоставлена. Это позволит решить проблему стесненных условий на предприятиях при организации производственного процесса.
Сегодня в республике проводится сплошная инвентаризация земельных участков, выявляются случаи их самовольного занятия как физическими, так и юридическими лицами. Ее итогом станут управленческие решения — произойдет так называемая земельная амнистия. Например, с марта в Могилевской области уже выявлено более 13 тыс. самовольных построек. Причем это не окончательная цифра: еще 20% земельных участков находятся в разработке — их проверяют на основании геодезических данных, аэрофотоснимков. Окончательная цифра нарушений будет установлена к сентябрю этого года. Практически во всех выявленных случаях узаконить земельные вопросы поможет обновленное законодательство.
Говоря о самовольном занятии, надо понимать, что иногда оно допускается не по вине землепользователя. Это могли быть ошибки проектантов — при проектировании не привязались к границам земельного участка. Имеет место невнимательность и неточность самих землепользователей при установлении ограждений строений, а также просчеты при установлении границ. Так, с годами менялись технологии, сегодня они стали более точные, чем в те же 90-е годы. Кодекс позволит решить пласт тех обращений, когда при вводе в эксплуатацию выявляют эти незначительные сантиметры.
Ряд вопросов решится по садоводческим товариществам, потому что с годами изменились технологии и подходы к оформлению таких земельных участков. Когда в 90-е годы образовывались товарищества, делались планы организации территории с размещением всех участков, нанесением проездов, детских площадок, пожарных водоемов. Со временем изначально заявленная разметка сместилась, и сегодня фактические границы не совпадают с планом организации территории: в документ необходимо вносить изменения, а это значительные денежные затраты. С принятием обновленного кодекса этого делать не надо: если нет споров с соседями, земельный участок будет оформляться по фактически сложившимся границам. Это даст человеку уверенность, что при наследовании, дарении или осуществлении сделок купли-продажи не возникнет лишних вопросов. Таким образом, будут сэкономлены время, деньги и нервы людей.
Немаловажный момент заключается в том, что землепользователи в садовых товариществах — это зачастую пенсионеры. У них нет свободных средств, чтобы оплатить внесение изменений в план организации территории, как и нет понимания, почему это необходимо делать — столько лет подряд пользовались этой землей. Например, такие обращения были по Могилевскому и Осиповичскому районам. Теперь люди ждут вступления закона в силу, когда все решится просто и экономически не затратно.
В новом законодательстве отразился вопрос изменения предельной площади. Сегодня по законодательству установлено 15 соток для Минска и областных центров, сельских населенных пунктов и районных центров — 25 соток. После вступления в силу изменений размеры земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома увеличатся до 1 га. Условно говоря, у родителей есть земельный участок в пользовании — 40 или 50 соток. При наследовании дети могут оформить 25 соток для строительства и обслуживания жилого дома и 15 соток — для ведения личного подсобного хозяйства. Введение нормы позволит наследникам оформить все 40 соток для строительства и обслуживания жилого дома. Кроме того, изменяется сам подход: если сегодня для ведения хозяйства нужно быть зарегистрированным в сельском населенном пункте, то в перспективе такие требования будут сняты. Так, человек живет в Могилеве и, например, принимая наследство в сельской местности, сразу оформляет земельный участок для строительства жилого дома и ведения подсобного хозяйства (при наличии этих земель), не регистрируясь в сельской местности. Это тоже важная норма. Плюс — есть населенные пункты, где земля не востребована. Граждане смогут оформить до 1 га для строительства и обслуживания жилого дома, что даст толчок к развитию этим территориям.
Возникали вопросы и по оформлению земельных участков в районных центрах, где площади незначительно превышали установленные 15 соток. Зачастую эти условные полсотки располагаются не перед фасадами, а с тыльной стороны. Теперь их можно будет оформить для строительства и обслуживания жилого дома в районном центре. Если это пожизненное наследуемое владение землей, то у людей появится норма льготного выкупа с коэффициентом 0,5. Вопросы между наследниками и землепользователями, когда размер участка превышает 15 соток, возникают очень часто: кто будет использовать землю? В этих случаях поднимаются документы, даже если они с большой бородой — начала прошлого века. Теперь эти моменты, как и ряд вышесказанных, будут улаживаться по-другому. Действительно, в сфере земельных отношений накопилось много жизненно важных вопросов, которые с введением нового кодекса будут решены.
Очень важно отметить, что, с введением нового законодательства, власть на местах сама сможет решать проблемы в сфере земельных отношений, которые ранее исполкомы вынуждены были направлять в адрес Главы государства. Только наша область с 2017 года подала ­­­Президенту 44 ходатайства от 89 субъектов хозяйствования с просьбой узаконить самовольные строения и границы участков, вышедших за допустимые пределы. Проблема не нова и нередко происходит не по вине застройщиков. Ошибки часто случаются на этапе изготовления проектно-сметной документации, по недобросовестности строителей. Бывает и такое: человек приобрел участок с домом и выяснил, что тот возведен с нарушениями. Отныне разрешать подобные споры станут исполкомы на местах. И это правильно, тем более если речь о таких незначительных случаях, когда забор «подвинулся» в сторону улицы на каких-то 30 сантиметров. Проще станет и дачникам, у которых возникают похожие трудности: достаточно узаконить все в местном садоводческом товариществе.
Одним словом, новая редакция Кодекса о земле — это шаг навстречу людям. Согласно документу, будут упрощены бюрократические процедуры, местные власти получат больше полномочий по изменению статуса того или иного участка. Этот закон — общая тенденция нашей конституционной реформы. Был референдум, и мы не просто так приняли там изменения. Изменения в Кодекс о земле — это дух конституционной реформы, политического обновления Беларуси.

Записала Ольга КИСЛЯК