Екатерина Заровская: «Сегодня есть возможность облегчить работу сельского работника»

Екатерина Заровская три года назад стала генеральным директором одного из передовых хозяйств Могилёвской области — ЗАО «Агрокомбинат «Заря». У руля товарищества долгое время находился кавалер орденов Отечества трёх степеней, заслуженный работник сельского хозяйства Леонид Моисеев. Под его руководством здесь была проведена полномасштабная техническая модернизация производства, построены новые фермы, обновлён машинно-тракторный парк. Перед молодой женщиной стояла непростая задача удержаться на высокой планке, которую достиг бывший руководитель хозяйства, а с 2015 по 2018 годы председатель наблюдательного совета ЗАО «Агрокомбинат «Заря». И, судя по результатам нынешней уборочной, как, кстати, и за предыдущие несколько лет, хозяйство темпы не снижает. Наверное, Екатерина Заровская знает некий секрет успеха, который позволяет ей соответствовать статусу руководителя прославленного общества и при этом оставаться красивой женщиной и заботливой матерью.

— В качестве генерального директора вы три года. Возможно, уже не тайна, как произошло ваше утверждение на этот пост? Были ли вообще попытки подыскать другого руководителя?
— Назначить председателем агрохозяйства женщину было сложно именно самому Леониду Сергеевичу. Но его решение было принято безоговорочно. Как-никак он здесь отработал 28 лет. Это хозяйство строил по кирпичику. Его вниманием здесь был охвачен каждый колосок на поле. Авторитет прославленного руководителя был неоспорим. И все к нему прислушались. И, как мне потом признавались некоторые из ответственных лиц, они с интересом наблюдали за моей работой первые шесть месяцев, ожидали, что будет. Но поскольку я работала здесь не один год, и у меня был талантливый учитель, всё получилось. Мы уже без него, так как Леонид Сергеевич ушёл из жизни, достраивали свинокомплекс и увеличивали мощность мясокомбината. И руководство района и области видело, что показатели не падают, несмотря на трудный период в экономике. Постепенно из года в год мы развиваемся. Мы ориентированы на внутренний рынок, и наша задача — укреплять продовольственную независимость страны. В этом году приобрели два белорусских комбайна, которые показали себя в работе не хуже, чем импортная техника. И мне кажется, что эти сложные условия, которые переживает страна, ещё больше нас закалят и дадут убедиться, что мы сможем, что мы действительно независимы.
— Насколько мне известно, ваше знакомство с агрокомбинатом «Заря» началось не три года назад. Вы уже успели себя проявить как достойный и амбициозный, в лучшем смысле этого слова, работник.
— Да. Я пришла сюда 13 лет назад юристом, не имея ни опыта работы, ни практики. Мне был на тот момент 21 год. Закончила Белорусский институт правоведения с красным дипломом и даже не думала связывать свою трудовую деятельность с сельским хозяйством. Пришла сюда получить дополнительные знания, поскольку здесь была сильная, в том числе и юридическая, база. И вот задержалась. Карьерный рост был очень стремительный. Быстро стала начальником отдела маркетинга — он был создан при мне. Основная задача отдела — централизованно проводить закупки для всего хозяйства в соответствии с законодательством. В скором времени произошла реорганизация. К отделу маркетинга присоединили отдел снабжения, а вместо заместителя генерального директора по внешнеэкономической деятельности появился заместитель по коммерческим вопросам. В его обязанности входило всё: начиная от закупок, заканчивая реализацией готовой продукции. И эту должность заняла я. Основным направлением на то время был экспорт продукции в Россию. Потом доросла до первого заместителя генерального директора, затем два года исполняла обязанности генерального директора, а три года назад заняла этот пост.
— Легендарный Леонид Моисеев, несмотря на то, что вы женщина, всё-таки увидел в вас перспективного руководителя?
— Сельское хозяйство было его жизнью. Как Родина, которую нельзя ни отдать, ни продать, ни подарить. Леонид Сергеевич всегда приветствовал работу молодёжи. Он искал последователя, но считал, что женщина не справится с этой должностью. Кандидатов было много. У Леонида Сергеевича существовало правило: когда он уезжал куда-то отдыхать, то давал кому-нибудь поруководить своим хозяйством. Но в последнее время он болел и понимал, что скоро уйдёт из жизни. Наверное, поэтому он и согласился на то, чтобы я заняла эту должность. Он видел, что я прониклась любовью к работе, что она захватила меня и заинтересовала. Мне она действительно очень нравится. Ты работаешь на результат и видишь его в процессе. Видишь, как на пустой земле из маленького зерна вырастает умопомрачительный урожай, а из маленького телёнка — крепкое и красивое животное. Леонид Сергеевич привил мне этот интерес.
— А какие ещё «моисеевские» уроки запомнились?
— Он всегда говорил: «Ты должна понять одно — когда заходишь к руководителю со своими мыслями, обратно должна выходить с его мыслями». И для нас это был закон. Мы, по своей молодости, не могли сначала его понять, но, по сути, он был прав. А ещё он учил уважать людей. Говорил, что нужно, чтобы вокруг были единомышленники, которые всегда поддержат.
— Пришлось ли что-то менять в руководстве после Леонида Моисеева?
— Принципиально нет. Тот коллектив, который он создал, те заместители, которые пришли примерно в тот же период, что и я, остались работать со мной. И сейчас очень мне помогают. Мы все понимаем, что снижать планку нельзя. Сложно подстраиваться под те реалии, которые сегодня существуют, но снижать темпы не собираемся. Леонид Сергеевич говорил: «Катя, ты должна помнить: если падать, то последней». У нас нет выбора, мы должны двигаться вперёд. Думаем, как приумножить хозяйство, снизить экономические издержки и внедрить современные технологии. От низкопроизводительной техники переходим к широкозахватной. Сокращаем потребление электроэнергии, человеческого ресурса. Людям, которые приходят сегодня в сельское хозяйство, сложно. Поэтому ищем что-то интересное, то, что может привлечь интерес, экспериментируем.
— А что, на ваш взгляд, сегодня принципиально изменилось в сельском хозяйстве? Или оно по-прежнему ассоциируется с сохой и вилами?
— Конечно, есть нюансы. Но сегодня есть возможность облегчить работу сельского работника. Мы стараемся механизировать ручную работу, внедрить современную энергонасыщенную технику, передовые технологии выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции. Например, в животноводстве появилось «молочное такси» для вскармливания телят. Если раньше телятницы носили в руках тяжёлые вёдра для их выпаивания, сейчас мы приобрели специальные машины, на которых можно перевозить до 200 литров молока. Так что о тяжёлых вёдрах можно забыть. Стараемся усовершенствовать что-то и в сфере птицеводства, свиноводства — минимизировать тяжёлый человеческий труд.
— Какой совет вы могли бы дать молодым специалистам, которые сегодня приходят в сельское хозяйство?
— Мне было легче потому, что у меня был учитель, было у кого учиться. Я видела, что он делает, и старалась доказать, что у меня получится не хуже. Человек имел колоссальный опыт работы в сельском хозяйстве и давал мне проявлять себя. А сейчас молодые люди не представляют, куда они пришли. Сельское хозяйство — специфическая среда, которую нельзя понять сразу. Первое время этим надо жить. А не так, что ты пробыл на рабочем месте восемь часов — и домой. Здесь и о выходных иногда нужно забыть. На работе можно зависнуть и на 12 часов, и на 18. Когда начинается уборочная, я первую неделю нахожусь на рабочем месте с 6 утра до 12 ночи — прихожу на работу и возвращаюсь домой вместе с комбайнёрами. Молодым специалистам нужна выдержка, время. Если через полгода ты не понял, что такое сельское хозяйство, то тебе тут нечего делать.
— А как вы воспитываете своих детей? Есть ли у них интерес к сельскому хозяйству?
— Моей дочке Полине 15 лет, сыну Ивану — 6, пошёл в первый класс. В этом году дочь два месяца работала вместе со своими сверстниками (мы набрали отряд из 17 школьников) на молочно-товарной ферме — красили, телят гоняли, наводили порядок. Она сама попросилась, чтобы знать, её ли это. И потом призналась, что в сельском хозяйстве очень тяжело. Иван тоже понемногу привыкает к сельской жизни. Если дочь изначально пошла учиться в городскую школу, то уже сына мы с мужем отдали в сельскую — Речковскую, белорусскоязычную! Именно в этой школе училась я. Она уже старая, довоенная. И мы собираемся построить новую. Я рассказала об этих планах главе области Леониду Зайцу, и он их одобрил. Наше агрохозяйство развивается. Мы собираемся здесь строить два многоквартирных жилых дома. Надеюсь, молодёжь приедет, а значит, будут и дети.
— Даже не верится, что обо всём этом говорит Заровская, которая после сельской школы собиралась сбежать в город…
— Да, очень не хотела оставаться в деревне (улыбается). Я родилась здесь, у родителей было большое хозяйство, и мы с сестрой вынуждены были постоянно помогать им. И корову доила, и в огороде усердствовала. Работ на селе много. С утра до вечера. И не всегда привлекательных. Поэтому в 18 лет сбежала отсюда в надежде больше не возвращаться. Но потом поняла, что на самом деле деревня мне ближе. Городская суета быстро надоедала. Как вообще можно город с деревней сравнить?! Здесь звёзды, небо, воздух, птицы. Попробовала немного городской жизни и вернулась.
— Вы такая эффектная: маникюр, брови, причёска. Никогда не подумаешь, что сельская работница. Наверное, часто ездите по салонам.
— Нет, какие тут салоны (улыбается). Каждое утро поднимаюсь, мою волосы и делаю укладку. Этого правила я не придерживаюсь только в воскресенье. Особенно, когда закончилась уборочная и можно перевести дыхание. Парикмахера посещаю раз в месяц. И она сразу же записывает меня на очередную дату, чтобы я в своём круговороте не забыла. И я себя готовлю заранее. Одежду чаще всего выбираю через интернет. Очень нравится пинский трикотаж, он надёжный и качественный. С вечера готовлю себе наряд, ведь утром нужно успеть навести марафет и собрать в школу сына. С завтраком иногда выручает муж, что-то простое может приготовить и накормить. Но в воскресенье я стараюсь побаловать семью — пеку торты, пирожные. А ещё всем нравятся мои отбивные с сыром и грибами, запечённые в духовке. Люблю делать бабку в печке. Добавляю молоко в тёртую картошку, чтобы не темнела, — два стакана на казан. Потом туда же — жареное сало с луком, немного масла, а сверху сметана. И в печку на 40 минут. Такое объедение получается — словами не передать! Пеку блины, как у бабушки, из сыворотки и муки. Потом едим их со сметаной и сахаром. Очень вкусно. Любим ездить на родники. Объехали, наверное, все в области. Наилучший способ снять стресс.
— А есть ли у вас время на соцсети?
— В соцсетях я только слежу за своими работниками (улыбается). По фото можно узнать, чем они увлекаются. Не каждый на работе сможет поделиться сокровенным. Но надолго не зависаю. Время у меня расписано строго по графику.
— Как относитесь к сплетням и как на них реагируете?
— Отношусь с отвращением. Мне очень не нравится, когда по сплетням формируют мнение о человеке. Чтобы понять кого-то, с ним нужно пообщаться. Нельзя делать выводы, не зная человека. Если сомневаешься в нём, спроси его напрямую, не доверяй «доброжелателям» со стороны. Спасибо Леониду Сергеевичу, он обучал меня не реагировать на внешние раздражители.
— Насколько успешным был для вашего хозяйства этот год? И что нужно для успеха?
— Сложная погода не позволила собрать тот урожай, на который рассчитывали, но наш результат один из лучших в районе и даже области. Это всё благодаря тому, что мы внедряли новые технологии в земледелии, сократили много ненужных работ, которые выполняли ранее, экспериментировали с полями и культурами. Для успеха нужно, чтобы команда сработала слаженно. У нас так и произошло. Все понимали, что успех зависит конкретно от него.
Нелли ЗИГУЛЯ