Болеслав ПИРШТУК: «Нам очень важна активная роль общественности»
29 лет назад в Рио-де-Жанейро мировое сообщество признало, что принятие оптимальных решений экологических проблем невозможно без участия всех заинтересованных граждан. С тех пор каждая страна решает для себя задачу: каким образом это осуществить? Как создать условия для того, чтобы общественность реализовала свой экологический потенциал?
Эти вопросы обсуждали на первом в Беларуси региональном семинаре «Актуальные вопросы вовлечения общественности в принятие экологических значимых решений при планировании хозяйственной деятельности», прошедшем 29 июня в Могилёве.
Мероприятие состоялось в рамках проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Программой развития ООН в партнёрстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Среди участников — члены общественного координационного экологического совета при Могилёвском областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также специалисты и должностные лица, работа которых связана с организацией и проведением общественных экологических обсуждений и экспертиз. 40 человек присутствовали на семинаре лично и ещё столько же — онлайн.
Открывая семинар, первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Болеслав Пирштук сразу определил приоритеты, подчеркнув, что в вопросах участия общественности в принятии экологически значимых решений нет места формализму.
— Нам очень важна активная роль общественности, — сказал он. — Я сторонник того, чтобы не обходить острые углы: если вырисовывается проблема, то ей нужно уделить внимание, разобрать ситуацию публично. Бояться неудобных вопросов — не в нашем стиле. Я хочу, чтобы из этого зала мы вышли с озвученными и, может быть, даже решёнными проблемами.
Работа семинара была организована таким образом, чтобы последовательно ответить на ряд вопросов, касающихся вовлечения общественности в принятие экологически значимых решений: какое существует законодательство в этой области, как реализовать на практике право всех заинтересованных лиц на участие в принятии экологически значимых решений, какие при этом могут возникнуть трудности и как их преодолеть.
Беларусь является страной-участницей 24-х международных конвенций и соглашений в области охраны окружающей среды, 16 из них содержат требования по доступу к экологической информации, участию общественности в принятии экологически значимых решений и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Механизмы реализации данных требований описаны в Орхусской конвенции. Об этом рассказала руководитель Орхусского центра Республики Беларусь Ольга Захарова, выступая на семинаре в режиме онлайн. Эксперт презентовала сборник по практическим вопросам реализации Орхусской конвенции в Республике Беларусь, ориентированный на органы государственного управления и местные органы власти, общественность. Во время своего выступления она акцентировала внимание на наиболее важных положениях конвенции, а также сообщила, что сборник скоро разместят на сайте ПРООН и сайтах Орхусских центров Республики Беларусь.
— Мы живём в период, — отметила Ольга Захарова, — когда впервые в истории человечества начало формироваться экологическое законодательство, включая международное. Сейчас закладываются основы, которые в дальнейшем станут базой для экологической повестки будущих поколений, поэтому ответственность за нормы, которые закладываются в данное законодательство, велика — и мы должны быть очень внимательны ко всем этим процессам.
С презентацией на тему участия общественности в принятии экологических решений выступила Татьяна Синица, юрист в области экологического права общественного объединения «Экодом». Опираясь на собственный опыт консультаций и практику организации, она рассказала о препятствиях, которые возникают при организации общественных обсуждений, а также дала рекомендации о том, как их преодолеть. Татьяна Синица обратила внимание, что при проведении общественных обсуждений важна грамотная модерация — иначе они не будут конструктивными. Модератор встреч должен контролировать ситуацию, давая возможность высказываться каждой из сторон, чтобы они смогли услышать друг друга и совместно выработать оптимальное решение. Перекосы в сторону чьих-либо интересов нежелательны, чаще всего оптимальное решение является компромиссным. В качестве иллюстрации такого компромисса Татьяна Синица привела пример, когда строящая свинокомплекс организация взяла на себя расходы по строительству станции обезжелезивания для населения деревни, вблизи которой этот свинокомплекс будет размещаться. Такое решение можно рассматривать в качестве компенсации населению за неудобства, связанные с функционированием свиноводческого объекта.
Начальник отдела архитектуры и строительства Могилёвского районного исполнительного комитета Владимир Игнатов в своём выступлении кратко охарактеризовал общественные обсуждения, которые проводились в связи с размещением предприятий-резидентов СЭЗ «Могилёв» на территории Могилёвского района.
— У нас наблюдаются как конструктивные, так и деструктивные общественные обсуждения, но в целом тенденция положительная, — отметил он. — Если раньше обсуждения проходили в форме так называемого «базара», то сейчас они стали более организованными и проходят плодотворно. Граждане спрашивают о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ на границе санитарной защитной зоны, очистных сооружениях, сроках реализации онлайн-мониторинга воздуха, просят не застраивать СЭЗ «Могилёв» новыми предприятиями.
Большой интерес у участников семинара вызвал доклад директора Местного фонда поддержки инициатив в сфере устойчивого развития «Устойчивый регион» Быховского района Романа Мельникова об ответственном отношении туристов к рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
— Раньше мы рассматривали экотуризм в большей степени как экономическую модель, позволяющую повысить благосостояние сельских жителей. Сегодня мы понимаем, что в основе экотуризма должна стоять экология, — подчеркнул Роман Мельников. — При отсутствии элементарной культуры по минимизации экологического следа туристов и соответствующей политики у объектов туризма продвигаемые положения экологического туризма теряют свою эффективность. Увеличивается антропогенная нагрузка на экосистемы, которые располагаются вблизи агроусадеб и баз отдыха на природных объектах.
В качестве решения Роман Мельников предложил модель устойчивого экотуризма, подразумевающую экономию и разумное потребление, сортировку отходов, ограничение использования транспорта с двигателем внутреннего сгорания. По его словам, данным сводом правил объекты туризма будут не только руководствоваться сами, но и мотивировать на это отдыхающих.
Затем присутствующие обсудили трудности, возникающие при реализации права на участие в принятии экологически значимых решений. Модераторы дискуссии — начальник отдела государственной экологической экспертизы по Могилёвской области Мария Маховикова и ведущий специалист по государственной экологической экспертизе данного отдела Светлана Орлова — рассказали о наиболее частых ошибках, возникающих при проведении общественных обсуждений и общественной экологической экспертизы.
Ольга Чабровская, руководитель проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН, провела презентацию возглавляемого ею проекта и рассказала об успешных примерах участия общественности в принятии экологических решений. На Могилёвщине в рамках проекта реализованы две крупные инициативы: развитие экологического туризма и экологического образования в Славгородском районе и «Зелёная экономика сада для будущего деревни» в Краснопольском, Славгородском, Чериковском и Быховском районах. Кроме того, благодаря проекту на базе ГУО «Средняя школа №3 г. Осиповичи» работает клуб экологического мониторинга Могилёвской области.
Итоги семинара подвела заместитель начальника управления аналитической работы, науки и информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Елена Мелешкова. Она напомнила, что подобные мероприятия пройдут во всех областных центрах республики, а внесённые в ходе семинаров предложения будут использованы при подготовке проекта об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
Говорят участники семинара:
Болеслав ПИРШТУК, первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:
— Мы заинтересованы в том, чтобы общественность вела себя активнее и участвовала не только в решении узких вопросов, но и в подготовке законодательных актов, в том числе корректировке нашего природоохранного законодательства. Республика Беларусь традиционно позиционирует себя как экологически успешная страна, у нас на государственном уровне уделяется много внимания охране окружающей среды. Беларусь столкнулась с серьёзными экологическими вызовами: Чернобыльская катастрофа, последствия осушения болот, стремительное изменение климата. Проблем, безусловно, немало, все их решить невозможно, но когда мы подходим к решению комплексно, то вероятность ошибок меньше. Нам важно, чтобы мы не скрывали узких проблем, не прятались друг за друга, а обсуждали назревшие вопросы и вырабатывали более правильные подходы, которые позволили бы улучшать в итоге качество жизни людей. Поэтому такую работу мы проведём во всех областях Беларуси. Мы хотим откровенно поговорить, порассуждать и, безусловно, уехать из каждого региона со спецификой проблемных вопросов, которые мы должны положить в основу своей работы.
Константин ТЕПЛЯКОВ, председатель Могилёвского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:
— Наш областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды прилагает все усилия для того, чтобы общественность участвовала в решении экологических проблем. Не первый год при облкомитете действует общественный экологический совет, в который входят представители общественных организаций, высших учебных заведений, библиотек. Они собираются не реже одного раза в квартал, с учётом их предложений мы составляем план своей работы.
Николай ПАВЛЕНКОВ, общественный эколог Могилёвской городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды:
— Я работаю с общественностью Могилёва. Обсуждаем вопросы строительства новых объектов, озеленения территорий. Зелёные насаждения — это лёгкие нашего города, поэтому мы заинтересованы в их сохранении и в том, чтобы их стало ещё больше. Благодаря общественности Могилёва Печерский лесопарк стал заказником — отныне его территория охраняется. Кроме того, лесопарк теперь выглядит более ухоженным, людям приятно там проводить время.
Наталья СТЕПУТЕНКО. ФОТО автора