Молочная стратегия
В минувшую пятницу в Могилёве на базе ОАО «Бабушкина крынка» состоялось выездное заседание коллегии Минсельхозпрода. В работе коллегии приняли участие заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей Богданов, начальник главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Александр Щербенок, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Ксения Мелешко, председатель Могилёвского облсельхозпрода Андрей Кожемякин, генеральные директора мясомолпромов и молокоперерабатывающих предприятий страны. Обсуждались итоги работы молочной промышленности Беларуси в 2020 году, цели и задачи развития молочной отрасли на 2021-2025 годы.
ОАО «Бабушкина крынка» — управляющая компания холдинга «Могилёвская молочная компания «Бабушкина крынка» в качестве места проведения мероприятия было выбрано не случайно. В прошлом году холдинг продемонстрировал прекрасные результаты работы, поднявшись с пятого места в республике на второе. Перед началом заседания коллегии участники во время небольшой экскурсии ознакомились с работой головного предприятия холдинга, а также смогли продегустировать продукцию «Бабушкиной крынки».
Само заседание прошло в актовом зале ОАО «Бабушкина крынка» — управляющая компания холдинга «Могилёвская молочная компания «Бабушкина крынка». Первым взял слово заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей Богданов. В своём выступлении он постарался отразить тенденции, характеризующие работу производителей молочной продукции в 2020 году, рассказал об обеспечении молочной продукцией внутреннего рынка страны, экспортных поставках и возможностях роста, которые имеются у молочной отрасли республики.
— Стоит отметить, что в прошлом году мы здорово сработали, достигли хороших результатов, — сказал Алексей Богданов. — В республике надоили 7,8 миллиона тонн молока, благодаря чему было обеспечено наращивание объёма производства молока-сырья на 5 %. За 4 месяца текущего года мы также сработали «с плюсом», обеспечив рост производства молока-сырья на 1,8 % к уровню прошлого года. За предыдущую пятилетку объёмы производства молока в стране выросли на 11 %. По производству молока и молокопродуктов на душу населения мы являемся лидерами среди стран ЕврАзЭС. При этом 40 % произведённого молока остаётся внутри страны, а 60 % идёт на экспорт. Страны нашего экспортного интереса всё ещё не обеспечивают себя молочной продукцией в должной мере, однако ситуация меняется. Российская Федерация уже наполовину обеспечивает свои потребности в молочной продукции и будет в дальнейшем наращивать объёмы производства. Темпы у россиян немаленькие — как минимум полмиллиона тонн в год. Поэтому диверсификация экспорта у нас должна стать во главе угла. Мы должны понимать, куда направлять наши «молочные реки».
По словам замминистра, сейчас белорусская «молочка» поставляется в 58 стран мира. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, в прошлом году наши молочники не только не потеряли завоёванных позиций, но и смогли нарастить объёмы экспорта, увеличить выручку. И это в условиях жёсткой конкурентной борьбы с крупнейшими мировыми производителями, в том числе транснациональными корпорациями, имеющими гораздо больше финансовых и политических ресурсов.
— В мире наблюдаются тенденции к укрупнению — это позволяет сокращать издержки и снижать себестоимость продукции, — подчеркнул замминистра. — Мы стараемся не отставать, в нашей стратегии развития молочной отрасли — укрупнение, консолидация производства, работа с выходом на внешний рынок единым брендом, который должен стать узнаваемым и сильным. Все области нашей страны провели работу по консолидации своих активов, только Гомельская область в этом плане отстаёт. Эту работу необходимо продолжать, иначе мы можем выпасть из мирового тренда — и нас растопчут.
«Беларусь входит в топ-5 экспортёров молочной продукции, это 6 % мирового экспорта».
Из стран дальнего зарубежья наибольший интерес в плане экспорта представляет Китай. Эта страна импортирует молочной продукции больше, чем любая другая страна мира. И ещё один важный нюанс: Китай никогда не сможет сам обеспечить себя молоком. Поэтому, считает Алексей Богданов, нам необходимо завоёвывать там свою долю. Работа в данном направлении продолжается: за первые три месяца текущего года в Китай уже поставили молочной продукции на 37 миллионов долларов — это в 4 раза больше по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
В 2020 году наша страна произвела 828 кг молочной продукции на человека, при этом в среднем каждый белорус потребляет всего 246 кг молокопродуктов в год».
Также Алексей Богданов обратил внимание, что и на внутреннем рынке у наших молочников ещё есть резервы. В качестве ориентира он привёл данные российского Минздрава, согласно которым человеку рекомендуется потреблять 320-340 килограммов молочной продукции в год, в то время как наши соотечественники в среднем потребляют всего 246 килограммов «молочки». Поэтому потребление молочной продукции необходимо популяризировать: проводить дегустации, гастрономические фестивали, конкурсы, рекламировать молочную продукцию. Сегодня очень популярна тема здорового питания — и такую тенденцию производители тоже должны учитывать. Пока же в сегменте здорового питания в стране проводится недостаточная работа по импортозамещению. Кроме того, следует уделять больше внимания формированию культуры потребления молочных продуктов у детей, разработать программу потребления молока в школах. Это очень серьёзный вопрос, ведь речь идёт не только о будущем рынка молочной продукции в нашей стране, но и о здоровье нации.
В реализации молочной стратегии, отметил замминистра, очень важна направляющая роль областных мясомолпромов. Эта работа хорошо налажена в Брестской области — если другие возьмут с неё пример, то проблем с молоком не будет.
Планы на ближайшую пятилетку у Минсельхозпрода достаточно амбициозные: нужно добиться такого производственного уровня, чтобы доить 9,2 миллиона тонн молока в год уже к 2025 году, при этом выручка от экспорта молочной продукции должна составить 3 миллиарда долларов. Большая роль в достижении поставленных целей отводится развитию сырьевых зон. За 2021-2025 годы в республике планируется построить 60 новых ферм и реконструировать 40 ферм, модернизировать 560 доильных залов.
— В Могилёвской области проводится значительная работа по развитию сырьевых зон — начиная от финансовых средств, выделяемых на формирование кормовой базы, заканчивая методической и технологической помощью сельхозпредприятиям, — рассказал нам генеральный директор МГО «Мясомолпром» Дмитрий Бонохов. — Положительные результаты уже есть, растёт доля «экстры» в общем объёме произведённого молока — и это радует.
Начальник главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Александр Щербенок в своём выступлении доложил об итогах работы молочной промышленности страны в 2020 году и первом квартале 2021 года, затронув вопросы обеспечения роста выхода товарной продукции из одной тонны переработанного молока и принятия мер по устранению необоснованного посредничества при закупках товаров. Особое внимание он уделил теме развития сырьевой базы.
— Молочный бизнес может быть суперприбыльным, высокомаржинальным и быстроокупаемым. Поэтому основа нашей работы заключается в получении максимального количества молока для его переработки и продажи, — сказал Александр Щербенок. — По первому кварталу нынешнего года мы видим, что темп роста производства и поступления молока на молокозаводы снизился. И, как результат, снизились все производственные показатели. Несмотря на то, что за первые 3 месяца 2021 года темп роста выручки составил 118 %, эффективность реализации продукции уменьшилась. Это говорит о том, что нужно уделять больше внимания качеству сырья. Во многих районах не хватает зоотехников, ветеринарных врачей — естественно, это отражается на здоровье животных и качестве молока. В этой ситуации мы должны помочь нашим сельхозпредприятиям, действуя по принципу: «Кто, если не я?»
«Нужно понимать, что сельхозпроизводитель и перерабатывающее предприятие работают в одной связке.
Поэтому работа с сырьевыми зонами — это задача №1».
Также Александр Щербенок подчеркнул, что переработчикам молока следует обратить внимание на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Например, ОАО «Савушкин продукт» сейчас продаёт только фасованные сыры — и это положительно отражается на финансовом результате предприятия.
Об экспорте в молочной отрасли рассказала начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Ксения Мелешко.
— В прошлом году наша страна экспортировала 4,8 миллиона тонн молока на 2,4 миллиарда долларов. Темп экспорта в стоимостном выражении составил 103 % с приростом в 62 миллиона долларов. Рост экспорта обеспечили практически все регионы Беларуси, наибольший вклад внесли Минская (111 %), Гомельская (110 %), Гродненская (107,5 %), Брестская (103 %) области, — сообщила она.
Доля российского рынка в структуре экспорта сохраняется на достаточно высоком уровне — 84 %. В прошлом году существенно снизили свою зависимость от российского рынка Могилёвская, Минская и Витебская области. Согласно стратегии развития молочной отрасли, к концу ближайшей пятилетки планируется поставлять в Россию 62 % направляемого на экспорт молока, а остальные 48 % должны поставляться в страны СНГ и дальнего зарубежья. Наиболее перспективный рынок — китайский, поэтому в Беларуси проводится постоянная работа по наращиванию поставок продукции в Китай. Второе перспективное направление экспорта — страны Персидского залива.
«Спрос на китайском рынке будет прирастать на 8–9% ежегодно».
Существенных изменений в структуре экспорта, по словам Ксении Мелешко, в планах на ближайшую пятилетку не предполагается. В конце своего выступления она отметила, что в целях повышения эффективности экспортных сделок необходимо максимально сокращать количество посреднических звеньев, развивая наиболее выгодные для предприятий формы товародвижения: дилерские, дистрибьюторские соглашения, поставка в сети совместных предприятий. В целом же экспорт планируется развивать по следующим направлениям: увеличение объёмов производства востребованных на внешних рынках видов продукции с высокой добавленной стоимостью, укрепление позиций на традиционных рынках, в том числе за счёт нового ассортимента, и расширение рынков сбыта — где есть спрос на белорусскую продукцию и выгодные для нашего производителя цены.
— Мы понимаем, что ситуация на рынках может меняться под влиянием социальных и экономических факторов, поэтому нужно исходить из спроса на каждый конкретный товар на определённом рынке и отдавать предпочтение отгрузкам продукции в потребительской упаковке, в том числе продукции, которая может реализовываться непосредственно в торговой сети, — подчеркнула она.
В конце заседания были заслушаны отчёты руководителей областных объединений мясо-молочной промышленности и молокоперерабатывающих предприятий республики о дальнейшей стратегии развития молочной промышленности регионов и о принятых мерах по обсуждаемым вопросам. Затем заместитель министра Алексей Богданов наградил генерального директора ОАО «Бабушкина крынка» Геннадия Скитова Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Наталья СТЕПУТЕНКО
ФОТО автора