Николаю Добролюбову исполнилось 85 лет
21 марта исполнилось 85 лет кандидату технических наук, почётному профессору БГСХА, заслуженному работнику народного образования БССР Николаю Николаевичу Добролюбову. Почти пятьдесят лет его деятельность была связана с Белорусской государственной сельхозакадемией. Н.Н. Добролюбов родился в Костромской области, окончил в 1954 году Ленинградский политехнический институт, работал на инженерных и руководящих должностях в Кировской области. Пришёл на работу в академию в 1962 году уже зрелым специалистом. Пригласили его сразу же на должность доцента кафедры, что редко практикуется в высшей школе. Причина для этого была уважительная — в 25 лет он уже был не только сложившимся специалистом, но и умелым организатором производства, а в 27 лет Добролюбов стал начальником Кировского строительно-монтажного управления «Мелиоводстрой». Кроме того, был богатый опыт участия в научных и практических конференциях, имелись научные публикации, некоторое время читал лекции в Кировском филиале Московского энергетического института. Уже работая в академии, окончил аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации в Москве.
В академии Н.Н. Добролюбов пришёлся ко двору. Работал деканом гидромелиоративного факультета, заведующим кафедрой водоснабжения, проректором по повышению квалификации, проректором по учебной работе, первым проректором, заведующим кафедрой гидротехнических сооружений и водоснабжения, последние десять лет до выхода на пенсию возглавлял межвузовскую научно-исследовательскую лабораторию мониторинга и управления качеством высшего аграрного образования. Николай Николаевич относится к тем людям, у которых всё получается, за что бы они не взялись. На всех постах его отличали порядочность, честность, здоровый прагматизм, требовательное отношение к себе и подчинённым, но в то же время — доброжелательность и сочувствие. В Горках наиболее полно раскрылся талант Николая Николаевича как педагога и руководителя.
Оставил Н.Н. Добролюбов свой след и в науке. Под его руководством в республике были разработаны технологии и средства интенсификации производства буровых работ на воду, укрупнённые комплексные меры на сооружение водозаборов подземных вод, разработан межгосударственный проект экологического мониторинга подземных вод, используемых для питьевых целей в сельских населённых пунктах (с учётом регионов Беларуси, России, Украины).
Активное участие принимал и принимает Н.Н. Добролюбов в общественной жизни, вуза, региона. Он неоднократно избирался депутатом местных советов. Был председателем Горецкого городского совета депутатов. Долгое время входил в состав Советов академии и факультета, возглавлял педагогический дискуссионный клуб вуза, был заместителем редактора сборников «Педагогика высшей школы». В настоящее время активно работает в районном и академическом советах ветеранов.
Предлагаем вашему вниманию интервью с одним из старейших ветеранов БГСХА Н.Н. Добролюбовым.
— Уважаемый Николай Николаевич, вы родом из России и высшее образование там получили, но две трети из ваших 85-и приходятся на Горки, Беларусь. Сюда вы приехали уже зрелым человеком. Хотелось бы немного узнать о ваших корнях, как складывалась ваша карьера в России?
— Родился я в учительской семье в глубинке Костромской области в селе Нижне-Межевское. В семье был младшим, четвёртым ребёнком, так что учить уму-разуму было кому. В пять лет уже читал, писал, играл в шахматы. Среднюю школу окончил в райцентре. Поступил в Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина на гидромелиоративный факультет. Почему в «политех», а не в другой вуз? Видимо, сказались призывы тех лет об участии молодёжи «в буднях великих строек». Горжусь тем, что слушал лекции всемирно известных учёных, академиков М.А. Шателена (автор плана ГОЭЛРО) и А.Ф. Иоффе (создатель советской школы физиков). Учился хорошо и по распределению мог получить работу в Ленинграде, но поехал на производство, поближе к родным местам, где 8 лет проработал на разных должностях в Кировской области. Работать было сложно, но интересно. План надо было выполнять любой ценой. Всеми правдами и неправдами приходилось добывать сверхфондовые материалы и спецтехнику, особенно для бурения скважин на воду в колхозах и совхозах. По роду деятельности необходимо было постоянно вращаться в коридорах власти, сотрудничать с научными учреждениями, завязывать деловые контакты с учёными в области гидротехники и мелиорации, участвовать в работе научно-практических конференций, стал публиковать свои статьи в газетах, журналах и сборниках. Дал согласие для чтения лекций по гидравлике в Кировском филиале Московского энергетического института. Вроде бы стало получаться. Стал задумываться, что делать дальше: оставаться на производстве либо идти в вуз или НИИ? Тем более, что предложения были. Одно из них поступило из БСХА. По-видимому, оно было интереснее других.
— Как складывалась жизнь в Горках и работа в академии?
— Уже через год в Горках я чувствовал себя своим человеком, вполне адаптированным к новым условиям жизни и работы. Мне помогало то, что я постоянно учился у своих предшественников, не стеснялся советоваться с коллегами. Самые тёплые воспоминания о тех, с кем начинал работать и кто помогал моему становлению. И ещё. В своей деятельности всегда руководствовался таким принципом: послушать разные мнения, но принять решение самому.
Для работы в вузе у меня были знания, практический опыт, но не было учёной степени. Поэтому уже в зрелом возрасте поступил в аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации. После окончания аспирантуры мне была предложена работа в Москве в Главзарубежводстрое с предоставлением квартиры в Подмосковье, но тогдашний ректор академии К.М. Солнцев убедил меня не делать этого. Он видел меня в своей команде, и думаю, что я не подвёл его. На протяжении многих лет работал в вузе на руководящих должностях: деканом факультета, заведующим кафедрой, проректором по повышению квалификации, проректором по учебной работе, первым проректором, заведующим межвузовской лабораторией мониторинга и управления качеством высшего аграрного образования. Времена были строгие, спрос за работу жёсткий. Проверки следовали одна за другой, их результаты всегда были благополучные. Нужно отметить, во многом благодаря замечательным трудовым коллективам, с которыми приходилось работать.
— Последние десять лет работы в академии вы возглавляли научно-исследовательскую лабораторию мониторинга. И здесь вы оставили добрый след. Чем запомнились те годы?
— Создание межвузовской лаборатории на базе Белорусской государственной сельхозакадемии было вызвано необходимостью системного отслеживания процессов, происходящих в современной аграрной школе; разработки научно-обоснованных педагогических требований к учёбе, прогрессивных технологий обучения студентов, инструментария для контроля содержания и качества подготовки специалистов. До этого времени работа носила, как правило, спорадический характер и базировалась, в основном, на энтузиазме педагогов вуза.
Нам удалось организовать её эффективную востребованную деятельность по проведению социологических исследований процессов, происходящих в студенческой и преподавательской среде, осуществлять корректировку хода учебной и воспитательной работы в аграрных вузах. Результаты исследований публикуются в информационно-аналитических бюллетенях и рассылаются всем заинтересованным сторонам.
— В 80 лет вы ушли из академии по собственному желанию до окончания срока контракта. Вы почувствовали, что уже устали или исчерпали себя? Но многие из окружения ректора говорят, что к вам и сейчас за советом обращаются. Чем заполнены ваши «праздные» дни?
— Этот вопрос мне задавали многие. Нет, я не устал, но однажды утром почувствовал, что не хочется идти на работу. Это для меня был весьма серьёзный сигнал. Я привык к азарту и напряжению в работе. К тому же, считаю, что после 80-летия как-то вроде бы и неудобно работать, пора пожить для себя, семьи, не обременённым заботами и обязанностями. Но это моё сугубо личное мнение. Да и здоровье всё-таки дороже денег.
Что касается «праздных» дней, то их у меня почти нет. Как раньше, так и сейчас многое не успеваю сделать. Единственное, что успеваю, так это довольно часто вместе с женой Валентиной Петровной езжу к детям, внукам и правнукам, которые живут в Минске и Бресте. Летом по-прежнему работаем на даче. Люблю читать, писать. Участвую в работе районного совета ветеранов.
— Кстати, к 175-летию академии вы опубликовали 13 очерков об истории вуза. Это тоже из ваших «праздных» дней?
— Об академии написано много, в т.ч. и с моим участием. Но, во-первых, у меня было, что донести до массового читателя через газету, в некоторые моменты истории внести дополнения и фактологические версии, обратить внимание на историю развития технологий обучения. Во-вторых, создать новые страницы истории деятельности академии в 1965-2015 гг., включив в неё новые имена. В-третьих, рассказать о личностях ректоров, с которыми я работал.
— Николай Николаевич, вы работали на многих ответственных постах, в одно время даже были председателем Горецкого городского Совета депутатов на общественных началах. Как с наградами, необходимы они вам?
— И да, и нет, но обиженным себя не считаю. Вовсю «награждали» общественной работой разных масштабов: от парткома и райкома партии до Главсельхозвуза МСХ СССР. Но это было само собой разумеющимся. Награждён тремя медалями, Почётными грамотами Верховного Совета БССР, Национального собрания республики Беларусь, многими грамотами министерств, ведомств, местных органов власти. Главная награда для меня — почётное звание «Заслуженный работник народного образования БССР». Мне присвоили звание «Почётный профессор академии» и «Почётный ветеран Белорусского общественного объединения ветеранов». У меня пенсия «за особые заслуги перед Республикой Беларусь» с рядом льгот, которые уже отменили. Да я их и ранее не использовал, не было времени на бесплатные путёвки в санатории.
— Вы много лет отдали белорусской науке и образованию, каким вы видите их дальнейшее развитие?
— Беларуси нужны крепкие крылья. Этими крыльями являются её образование и наука, которые будучи не искалеченными ошибочными реформами, смогут давать белорусской экономике силу для непрерывного подъёма. Высшую школу нужно защищать от тех, кто хочет превратить обучение в вузах в профанацию. Национальная идея образования должна остаться постоянной — воспитание физически и нравственно здоровой творческой личности. При этом, отвечая на вызовы настоящего времени, — готовить специалистов будущего. И не надо забывать слова академика Жореса Алфёрова, сказанные им в 2003 году: «Когда в науке и образовании главным становится зарабатывание денег, то наука и образование исчезают». В то же время «наука — это превращение денег в знания, а инновации — превращение знаний в деньги». Такие сегодня рыночные афоризмы.
— Что бы вы хотели сказать тем, кто учится и кто учит?
— Сегодня бытует мнение, что студенты стали не те. Я считаю, что они именно «те», так как живут и ведут себя в ногу со временем, с развитием новых процессов в обществе. Желательно, чтобы побольше было «продвинутых» студентов, для которых на первом плане были бы не диплом, а знания. Притом, собственные знания, приобретённые не школой памяти, а школой мышления. Преподавателям же не надо забывать о педагогике сотрудничества со студентами.
— Встречая очередной свой юбилей, о чём думаете, о чём мечтаете?
— Английский драматург Джон Пристли на этот вопрос ответил так: «Юбилей — это катастрофа с привкусом праздника». Уход на пенсию ускоряет биологическое старение человека, но надо уметь и стареть, и переживать времена, когда тебе перестают звонить. Несмотря на возраст, хочу мечтать… «Мечта, пусть обманет меня, бороться, когда побеждён, искать непосильной задачи и жить до окончанья времен». Всем, кто меня знает, желаю счастья. Счастье — это ощущение радостей жизни, что доступно всем и каждому.
— От редакции, от имени друзей и коллег по работе желаем Николаю Николаевичу Добролюбову крепкого здоровья, счастья, благополучия и многих лет творческой жизни.
Беседовал Андрей Пугач