Кутюрье из деревни Судилы
Александр Галковский из деревни Судилы Климовичского района — потомственный пасечник. У него около 60 ульев. Несколько пчелиных домиков перешли Александру Николаевичу по наследству ещё от прадеда. Один из них изготовлен в 1915 году! А ещё досталась от предков Галковскому любовь к родной земле и уважительное отношение к традициям.
— Это голоплечка — женская сорочка. Это самосинька — сарафан. Это помётка — платок на голову, — извлекая из сундуков и сохранившегося от прабабушки шкафа сшитую вручную одежду конца XVIII — начала XIX века, объясняет Александр Николаевич. — Ещё есть фартуки, и у каждого своё название.
Коллекцию, которой позавидовал бы любой краеведческий музей, Галковский собирал более 35 лет. Всего в его сундуках-«запасниках» около 200 рубах и сарафанов, примерно полтысячи поясов. В этом году несколько раритетов он передал Национальной академии наук: сорочку, платок, которому почти 100 лет…
— Гляди, — приговаривает хозяин, повязывая поверх домотканой рубахи яркий пояс. — Если узел кладу налево, значит, говорю девкам, что холостой. Ежели направо — стало быть, женатый. А коли пояс у мужика по центру живота — вдовец. По узорам и цвету пояса можно узнать, богат его владелец или беден, сколько у него сынов, а сколько дочек. И на женских сорочках орнаменты говорящие, надо только уметь их читать. Вот этот означает «не трогай меня», а этот — «к замужеству готова».
Деревенский 61-летний кутюрье не только читать орнаменты умеет, но и сам «сочиняет» дублёнки, валенки. Жена Людмила из овечьей шерсти вяжет свитера, носки и варежки. И детей, дочку и сына, Александр Николаевич тонкостям ремесла обучил. Материал свой: у Галковского отара овец, около 80 голов. А ещё сельский труженик держит три коровы, тёлочку, лошадь…
Из-за них он однажды отказался участвовать в международном конкурсе фольклористов в Польше. А фольклорист Галковский знатный: помимо вещей, коллекционирует былины, предания, поверья белорусско-русского пограничья, знает более тысячи пословиц и поговорок. Древнюю легенду о Змее Нупрее он представлял в Москве на Международном симпозиуме «Музыкальная карта мира», где собралось немало исследователей и носителей традиций из разных уголков мира. И покорил публику.
А ещё Александр Николаевич запросто управляется с самопрялкой (её второе имя — коловорот), плетёт корзины из лозы, коллекционирует керамику — «гарлачыкаў» у него штук 100, все старинные, некоторым около века.
Несколько лет назад Галковский, кстати, староста Лобжи, продал корову, чтобы поставить обелиск не вернувшимся с войны землякам. Потому что уверен: у тех, кто помнит и ценит прошлое, есть будущее.
Ольга Кисляк
Фото Андрея Сазонова