Его имя носит библиотека БГСХА

В конце октября 2020 года исполнилось 180 лет библиотеке БГСХА в Горках, 56 из которых было связано с именем Демьяна Романовича НОВИКОВА.

Деревня Шепелёвка Горецкого района — малая родина Демьяна Романовича, заслуженного деятеля культуры БССР, родного брата моего дедушки по отцовской линии. Демьян Романович с 1920 по 1976 год был директором библиотеки Белорусской сельскохозяйственной академии. Имея такую «негероическую» профессию всей своей жизнью доказал, что место подвигу есть и на этом поприще. Библиотека академии — это созданное и выстраданное им детище. Дело его ума, таланта, всей его жизни. На здании — мемориальная доска с барельефом, где рядом с его портретом — книга и розы. И книги, и цветы сопровождали его всю жизнь.
В начале Великой Отечественной войны ему шёл сорок шестой год. На фронт ушёл в июле 1941 года. Вначале был командиром строительного батальона, а после окончания интендантских курсов Уральского военного округа был назначен заместителем командира зенитно-артиллерийского полка, с которым прошёл боевой путь от Калуги до Берлина.
Полк входил в дивизию резерва Верховного главного командования Красной Армии. Как ему, интеллигенту, любителю цветов, приходилось на войне? Как-то в разговоре он признался, что его, бывало, на фронте называли «странным офицером». Команды он отдавал, вставляя «будьте добры», «пожалуйста», голоса не повышал, никогда не употреблял нецензурных слов. Над ним подшучивали, но любили. Совсем «не военный». Он не терпел невыбритых щёк, сквернословия. В его присутствии офицеры стеснялись грубо кричать на подчинённых.
Однажды у него случился конфликт с командиром полка. Когда тот обматерил офицеров, Демьян Романович не выдержал и посмотрел на него осуждающе. Командир смешался, покраснел, а вечером состоялся серьёзный разговор с «зарвавшимся» майором Новиковым.
— Идёт война, война, вы понимаете?
— Я понимаю, — сказал Новиков резко.
— Не думайте, что я такой невоспитанный. Вот закончится война, тогда будете учить меня уму-разуму.
— Вас не научишь.
— Как так?
— Да вот так. Смерть сейчас стоит за каждым из нас. И надо ценить человека. Поэтому за ругательство вас нельзя извинить, истерики здесь ни к чему, выдержка нужна.
Больше они никогда не спорили, вместе воевали, дошли до Берлина.
В оккупированных Горках немецкие власти быстро расправились с академической библиотекой. Вызванный из Германии профессор отобрал ценные книги, которые были упакованы в окованные ящики, запечатаны и с надписью «собственность рейха» отправлены в Германию. Остальные книги трое суток сжигали. Они не хотели гореть, их поливали бензином и снова жгли. Здание библиотеки взорвали.
Демьян Романович узнал об этом только в июне 1944 года, после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Что тогда творилось в его душе, трудно передать словами. Ведь эта библиотека была создана под его непосредственным руководством. Не теряя ни дня, начал он поиски. Писал во все фронтовые газеты. И вскоре в адрес БСХА, в Горки, стали приходить бандероли с книгами. Таким образом удалось вернуть более тысячи экземпляров. Но самой главной удачей было, когда в разговоре с командиром автомобильного батальона он узнал, что в районе Штутгарта, в подвале одного крупного имения, обнаружено много ящиков с книгами и другими ценностями из Белоруссии.
Незамедлительно он выехал туда. И действительно в том подвале нашёл более 300 ящиков с книгами и другими музейными ценностями, вывезенными немецко-фашистскими оккупантами из библиотек БСХА, Академии наук БССР, Могилёвского пединститута. Срочно, не теряя времени, написал письма в ЦК компартии Белоруссии, Академию Наук БССР, Военный совет Красной Армии с просьбой организовать отправку книг и ценностей на родину. Как он сам потом писал: «Книги, как солдаты, побывав в плену, испытав издевательства над собой, пройдя сквозь огни военных испытаний, пожарищ, снова стали на полки библиотеки». В память об этом событии в БСХА хранится письмо-благодарность Д.Р. Новикову, подписанное президентом АН БССР К.В. Горевым.
9 мая 1945 года майор Новиков, заместитель командира зенитно-артиллерийского полка, встретил в Берлине. На его груди — награды: Орден Красной звезды, медали «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Ещё больше года он оставался на службе. Только в конце июля 1946 года вернулся в Горки. Многие запомнили, как он, стоя на пепелище, горько плакал и тут же давал себе клятву восстановить библиотеку.
Новый послевоенный период его жизни начался с больших трудностей. Не было средств, но было огромное желание возродить из пепла своё детище. Ценою неимоверных усилий, с помощью бывших фронтовиков, студентов, работников академии, которых он в шутку называл «соавторами», за два года было восстановлено здание, а также построена небольшая оранжерея для цветов, положившая начало огромному цветочному хозяйству академии. Сотни писем полетели во все библиотеки Советского Союза с просьбой поделиться книжным фондом, и на них откликнулись.
Много книг было получено из Московской академии им. К. Тимирязева, из государственной публичной библиотеки им. В.И. Ленина, из личной семейной библиотеки Д.Н. Прянишникова, а также из хранилища Гослитфонда, которые он лично отобрал.
Демьян Романович очень активно участвовал в создании дендропарка БСХА. Под его руководством сотни тысяч пород деревьев и кустарников из разных уголков планеты были высажены на территории академии. Разбиты скверы, созданы цветочные композиции. Берёг каждое деревце, каждый кустик. За работу в области охраны природы неоднократно был отмечен почётными грамотами и дипломами, а в 1971 году ему, первому в республике, присвоено звание — Почётный член Белорусского общества охраны природы.
В своё время Демьян Романович был знаком и даже дружен с такими маститыми белорусскими поэтами как Янка Купала, Якуб Колас, Максим Горецкий. Они иногда бывали у него дома.
На протяжении многих лет библиотека признавалась лучшей, награждалась высокими правительственными наградами, а в 1965 году её неизменному директору Д.Р. Новикову было присвоено звание Заслуженного деятеля культуры БССР.
Во время учёбы в БСХА в конце 60-х годов прошлого века мне не раз приходилось бывать в его двухкомнатной «сталинке», в доме напротив девятого корпуса академии. К тому времени он овдовел, жил один, и по-родственному я иногда помогала ему с уборкой. Более чем скромно обставленная квартира, с видавшей виды мебелью, стареньким ковром на полу. Все немногочисленные бытовые приборы и вещи в идеальном порядке, и каждая на своём месте. Книг в доме почти не было за исключением нескольких подаренных ему экземпляров в роскошных переплётах, иллюстрированных так, что было очень интересно их рассматривать.
Скромный в быту, он вёл аскетический образ жизни. Если оставались какие-то деньги от зарплаты, тратил их на книги для библиотеки. Вставал обычно рано и до начала рабочего дня делал пеший обход паркового хозяйства, замечал произошедшие перемены и недостатки. Очень расстраивался, если в розарии, созданном им (а это, по тем временам, для наших мест было редкостью), кто-то «похозяйничал» и сорвал распустившиеся бутоны.
Работал практически до своего ухода из жизни, а умер он в начале 1976 года на восьмидесятом году. «Живой памятью академии» назвал его бывший ректор академии, член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии, академик аграрной академии наук России, лауреат Государственной премии Белоруссии А.Р. Цыганов. Так скромный во всех отношениях, всецело преданный своему делу, библиотекарь всей своей жизнью доказал, что место подвигу есть и в повседневном кропотливом труде, если отдаваться ему без остатка. Он знал и любил книгу, память о нём жива.
7 октября 2016 года академической библиотеке было присвоено имя Демьяна Романовича Новикова за выдающиеся заслуги перед академией и огромный вклад в становление и развитие библиотеки. Это единственная библиотека, которая носит имя Библиотекаря.
Любовь ВЕРЕНИЧ
(Новикова),
председатель ветеранской организации ОАО «Агрокомбинат «Приднепровский», член литературного
объединения «Ветеран»