Дети – не игрушки…
1 июня отмечается Международный день защиты детей. Это один из самых старых международных праздников, его отмечают во всем мире с 1950 года. Решение о его проведении было принято Международной демократической федерацией женщин на специальной сессии в ноябре 1949 года.
Помните старый добрый мультик про мамонтёнка, который ищет маму? Меня до сих пробирает на слёзы, когда слышу: «Ведь так не должно быть на свете, чтоб были потеряны дети». А такое, увы, бывает. Теряют родителей по разным причинам: мама и папа умерли, отбывают наказание в тюрьме, лишены родительских прав.
Из истории
Ещё 10 лет назад в Могилёве и области было немало детских домов. Сегодня же остался только один — в Бобруйске. Здесь воспитываются детки со всего региона.Бобруйский детский дом начинает свою историю с 1945 года, когда после возвращения из эвакуации детский дом разместился в приспособленном здании постройки 1909 года. В 1965 году рядом со старым, одноэтажным, приспособленным зданием выросло новое, в котором были созданы необходимые условия для жизни и воспитания детей, а в 1995 году построен второй корпус. «За многолетнюю историю несколько раз менялось название детского дома. Неизменным осталось одно – он является родным домом для ребят, лишенных родительского тепла. Домом, где они чувствуют себя в безопасности, где все обустроено для них», — рассказывает директор детского дома Марина Николаевна Шарко.
До августа 2017 года в учреждении воспитывались дети дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. С 01.08.2017 года государственное учреждение образования «Детский дом г. Бобруйска» реорганизовано в форме присоединения к нему ГУО «Бобруйская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и с этого времени возраст воспитанников не стал ограничиваться только дошкольным.
Мама, папа! Где вы?
Родителей не выбирают — гласит известная поговорка. Мама и папа вдруг стали злоупотреблять алкоголем, перестали следить за своим чадом или, что, еще хуже, стали поднимать руку на ребёнка. А кто-то, возможно, в поисках лучшей жизни для себя и ребёнка стал продавать наркотики и оказался за решёткой.
Когда родителей лишают родительских прав, их ребёнок оказывается в детском доме. В соответствии со статьей 83 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье родители, лишенные родительских прав, могут общаться со своим ребенком. Тот, кто заинтересован в возвращении детей в семью, этим правом пользуются. Специалисты детского дома постоянно ведут работу по налаживанию детско-родительских отношений: переписываются с иногородними родителями, а также с родителями, находящимися в местах лишения свободы, дают консультации по восстановлению в родительских правах.
— Случаев восстановления в родительских правах мало, но они есть, — поясняет Марина Николаевна. — В 2013 году две девочки, а в 2018 году воспитанник детского дома вернулись в родные семьи. В 2019 году выпускница детского дома, будучи учащейся одного из колледжей области, также возвращена в семью в связи с восстановлением мамы в родительских правах. Мама приезжала к ней в детский дом, поддерживала с ней отношения посредством телефонной связи, интересовалась ее жизнью и успехами, общалась с педагогами. Нашу работу по восстановлению детско-родительских отношений продолжили коллеги из колледжа. Итог нас всех очень порадовал. В нашем детском доме много детей, которые отобраны у родителей без лишения последних родительских прав (в связи с имеющимся заболеванием). По этой причине родители не могут забрать детей домой. Но они приходят в детский дом, общаются с детьми.
Кстати, в детском доме не забывают о своих воспитанниках никогда. В нормативные документы невозможно «вписать» простые человеческие отношения, которые складываются между сотрудниками и воспитанниками детского дома. Для ребят это действительно дом, в котором они живут и растут; дом, где их любят и где о них заботятся.
Выпускники могут в любое удобное для них время посещать детский дом, общаться с педагогами, играть с дошкольниками и младшими школьниками, ходить с ними на различные культурно-массовые мероприятия. У многих остаются в детском доме родные младшие братья и сестры, поэтому здесь учат детей поддерживать родственные связи и заботиться о младших.
Специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения поддерживается связь с семьями, принявшими воспитанников детского дома на разные формы жизнеустройства, при необходимости дается консультация. Приемные родители, опекуны, усыновители не только звонят по телефону и приходят лично, но и с огромным удовольствием общаются по Viber, присылают фотографии детей, радуются за них.
В настоящее время в детском доме воспитывается 47 детей в возрасте от 3-х до 18 лет. Все ребята школьного возраста обучаются в городских школах Бобруйска (в зависимости от рекомендованной каждому ребенку программы обучения), а это значит, что они вышли в социум и получают образование наравне с детьми, воспитывающимися в семьях.
В 2019 году 6 воспитанников детского дома обрели семью: трое переданы в опекунские семьи, 1 ребенок – в приемной семье, 2 — усыновлены иностранными гражданами.
В Республике Беларусь с 2013 года работает информационный интернет-портал Dadomu.by, на котором размещена информация обо всех детях, которые нуждаются в семейном устройстве. Кроме того, на этом портале можно найти информацию о необходимых документах для определения детей в семьи, здесь же размещены основные нормативные документы, есть информация о детских интернатных учреждениях Республики Беларусь.
О жизни в детском доме
Жизнь детей в детском доме устроена также, как и в семье, в которой соблюдается режим: подъем, завтрак, занятия в школе или детском доме (в перерыве второй завтрак), обед, тихий час (для младших), полдник, выполнение домашнего задания, прогулка или занятия по интересам (кружки), ужин, свободное время, второй ужин, вечерние процедуры, сон. В выходные дни режим остается прежним (завтрак, обед и т.п.), но вместо школьных занятий ребята посещают объединения по интересам, ходят в кинотеатры, на экскурсии и т.п.
Мы решили расспросить детей об их увлечениях, занятиях, и, конечно же, об их мечтах. Многие затруднялись, однако в целом картина получилась следующей:
Мальчики мечтают стать милиционерами или спасателями, чтобы помогать людям. Был даже ответ: хочу стать президентом! А девочки видят себя в будущем поварами, художницами, врачами, воспитателями.
В свободное время ребята любят петь, танцевать, рисовать, играть, читать, помогать. готовить. В детском доме обустроена социально-бытовая комната. Здесь любят проводить время абсолютно все дети: дошкольники и младшие школьники вместе с педагогами учатся готовить несложные блюда (варят компот, каши, готовят бутерброды, пекут печенье), а воспитанники среднего и старшего школьного возраста учатся готовить самостоятельно.
На вопрос «что для тебя счастье и любовь?» дети отвечали по-разному, однако самый яркий ответ: счастье — это любовь, а любовь — это тепло в сердце.
И все, абсолютно все дети мечтают только об одном — чтобы мама их обязательно нашла…
Трудно, на самом деле, сдерживать слёзы, когда ты тонкой душевной организации. И особенно трудно, когда ты сама — мама. Ведь каждый ребёнок, независимо от пола и национальной принадлежности, нуждается в ласке, внимании, заботе и, конечно же, любви. Мне хочется надеяться, что тот самый мамонтёнок обязательно найдёт маму. И все дети, находящиеся сегодня в детском доме, завтра поедут домой, к маме и папе, в свою настоящую семью, где их любят и ждут.
О некоторых возможных трудностях рассказывает педагог-психолог детского дома Васильева Ирина Валерьевна
В чем трудности в общении с детьми из детского дома?
В отсутствии ориентира. У ребенка, воспитывающегося в условиях интернатных учреждений, нет единого ориентира – взрослого, которого можно «взять за модель» подражания. У воспитанников детского дома много таких «моделей», так называемый «собирательный образ мамы». Ребенок для успешного взаимодействия с взрослым должен уметь подстраиваться под взрослого.
Наши дети очень внимательны к настроению взрослых, быстро ориентируются в ситуации, стараются приблизиться к взрослому. Необходимость внимания часто преобладает над всем остальным, поэтому поведение может выходить за рамки общепринятого.
Да, сложность принятия наших детей есть, и это проблема, с которой я часто сталкиваюсь. Одна из преподавателей переподготовки БГПУ как-то сказала: «легко полюбить и учить кудрявого, голубоглазого ребенка с хорошими манерами и прилежным поведением, а вы попробуйте полюбить и научить такого, который требует постоянного внимания, многого не умеет и с трудом запоминает».
Именно поэтому я считаю, что приемные родители перед принятием решения об установлении близких отношений с ребенком из детского дома, должны пройти подготовку. Да и после принятия ребенка психологическая поддержка семье нужна, но многие стесняются про это говорить.
О чем не стоит говорить приемным родителям с детьми?
Сразу на ум приходит только такой ответ: о своих опасениях и страхах, что отношений не получится. Для этого приемным родителям можно и нужно обращаться к психологу. Любые отношения – это работа. Для успешности отношений должны работать как минимум двое, но в отношениях «ребенок-взрослый» главным является взрослый. Он, словно капитан корабля, ведет судно в определенном направлении и с учетом погоды говорит команде, как расположить корабельные снасти, чтобы выжить в шторм.
Наши воспитанники открыты для общения, любят внимание. Можно говорить на любые темы, с учетом возраста детей, понятным для ребенка языком.
Как ответить на вопрос ребенка о родстве «Мне сказали на улице, что я приемный. Это правда?» Что ответить на «Мама, папа, где вы были раньше? Почему меня не забирали?»
Считается, что человек, знающий свою историю (корни), более сильный («заземленный»). Все мы, независимо от того, знаем своих родственников или нет, несем их историю и след в себе. Ребенку важно знать свою историю, чтобы лучше понять самого себя. Да и для установления доверительных отношений важна искренность, готовность к правде, какой бы она ни была. Приемные родители должны понимать, что принимают в семью не отдельно взятого ребенка, но и всю его историю.
Вопрос «Мама, папа, где вы были раньше?» — это сигнал о готовности ребенка узнавать правду о себе, свою историю. И это же – начало истории приемной семьи. История о том, как приемные родители хотели именно этого ребенка, как и благодаря чему он появился в этой семье. Про сложности и переживания родителей на пути создания приемной семьи тоже важно говорить (в разумных пределах, конечно).
Как ребенку побороть страх, что его могут вернуть в детский дом?
Говорить о своем страхе. И здесь снова я апеллирую к приемным родителям: их задача состоит в том, чтобы создать условия для того, чтобы ребенок говорил. Им самим важно не бояться или точнее их страхи должны быть контролируемыми, понятными им самим (в этом тоже может помочь работа с психологом).
Если родитель не боится говорить с ребенком о его тревогах и сомнениях, понимает и принимает их, сам остается уверенным и спокойным, со временем ребенок тоже успокаивается. Важно знать, что фразы «Не бойся!», «Ничего страшного», «Не бойся» больше про отвержение страха. Лучше дать возможность ребенку озвучивать свои страхи, поддерживать эти рассказы вопросами «почему ты так думаешь?», «когда появляются эти мысли?», «когда их больше/меньше?», «как я могу тебе помочь?» и т. п.
Страх словно тяжелый предмет на резинке: чем быстрее и дальше от него бежишь, тем больнее, когда он тебя догоняет.
Ольга БОНДАРЕНКО
ФОТО detdom.bobr.by