В земле родной прочные корни
В апреле жителю агрогородка Мокрое Быховского района Николаю Кирилловичу Бонадысеву исполнилось 70 лет, но, глядя на высокого, всегда подтянутого мужчину, даже не скажешь, что за его плечами такой большой жизненный путь. Многие жители района хорошо знают и уважают этого человека, который в разные годы своей насыщенной трудовой деятельности многое сделал в развитии агропромышленного комплекса региона, социально-культурной сферы, в охране труда, проявляя при этом свои лучшие деловые, профессиональные и, само собой разумеется, человеческие качества. Потому и вспоминают о нём, когда заходит непринужденный разговор, тепло, с почтением, отмечая, что его жизнь — достойный пример для подражания другим, особенно для сегодняшней молодёжи, хотя жизненный путь юбиляра никогда не был простым и гладким.
Первый парень на деревне
Наш юбиляр родился и вырос в деревне Вотня Новобыховского сельсовета в большой крестьянской семье, где, кроме него, воспитывались ещё трое старших братьев и младшая сестра. Отец участвовал в Советско-финлядской и Великой Отечественной войнах. Победу над немецко-фашистскими захватчиками офицер войск связи, имея звание старшего лейтенанта, встретил в Германии. Возвратившись домой с боевыми наградами на кителе, Кирилл Михеевич в мирные дни созидательного труда по восстановлению разрушенного оккупантами коллективного хозяйства, то есть колхоза, своим детям почти ничего не рассказывал о страшных кровопролитных боях с гитлеровцами. Наверное, потому что не хотел травмировать теми страшными событиями ещё неокрепшие юные души. Только при случае показывал им свои награды, среди которых выделялись ордена Красной Звезды, Отечественной войны.
В те мирные годы участник войны возглавлял местный колхоз «Авангард». В этом же хозяйстве трудилась животноводом и его жена Мария Ефимовна, которую перевёз на свою малую родину из деревни Шаталово Смоленской области России. Там некогда располагался известный в Советском Союзе военный аэродром, где базировался 32-й Виленский гвардейский истребительный орденов Ленина и Кутузова авиационный полк. Вот и присмотрел себе местную красавицу обаятельный белорусский парень.
Сенокос со звоном кос
Николай Кириллович нисколько не стесняется того, что с детских лет на себе испытал нелёгкий крестьянский труд. Он гордится своей принадлежностью к сельскому укладу жизни. И вспоминает, как вместе с братьями и сестрой постоянно помогал родителям управляться с домашними делами: ухаживал за бурёнкой, кормил поросят и кур, другую живность, имеющуюся на подворье. Но особенно лихо получалась у высокого юноши косьба. Это простейшее сельскохозяйственное орудие труда пришлось взять в руки после семи лет. Особенно запомнились летние дни, когда в период сенокоса выходил рано утром с односельчанами на луг. С отцами, дедушками ещё на зорьке, пока на густых, сочных травах Днепровской поймы бриллиантами поблескивала обильная роса, начинали косить, оставляя за собой свежие прокосы…
Так что в далёком детстве и юности герой моей зарисовки вдоволь намахался острой, как бритва, косой немецкого производства. А вот как такой трофей появился в отчем доме — и теперь не знает. Может быть, её привёз с фронта отец, зная, что она очень пригодится в деревенском укладе жизни, а, может, кто-то ему подарил из друзей. В любом случае, дома имелась нужная и отменного качества вещь.
Школьные годы чудесные
Начальное образование паренёк получил в школе, которая находилась в соседней деревне Лазаревичи, до которой рукой подать. В то время электричество отсутствовало, поэтому ученические классы освещались дедовскими керосиновыми лампами.
Как и большинство ребят своего возраста, конечно, озорничал. Бывало, иногда даже «забывал» дома тетради с домашними заданиями, которые не успел выполнить. А если от каждодневных школьных занятий иногда становилось очень уж скучно, тогда принимал радикальные, по его детскому понятию, меры. Класс в то время обогревала печка. Когда в её чреве догорали дрова, он незаметно бросал на угли кусочки сала с толстыми шкурками, которые затем очень коптили, наполняя помещение едким чадом. Понятно, что педагоги, не зная в чём дело и опасаясь, как бы чего не вышло, выводили школьников на улицу или вовсе отправляли домой. Проказника так и не смогли вычислить.
Спустя четыре года продолжил учёбу в Новобыховской средней школе. Любимым предметом стала для него математика. По этому сложному для многих сверстников предмету имел только четвёрки и пятёрки.
В цепкой памяти моего интересного собеседника остались все школьные друзья, многие проводимые пионерские и комсомольские мероприятия, особенно спортивные состязания, и по-прежнему дорогие сердцу учителя, хотя их среди нас, наверное, больше нет.
От судьбы не ушла
После получения среднего образования парня призвали в армию. Военную науку он постигал в «учебке» в Москве, а потом его направили служить в ракетные войска стратегического назначения СССР аж в Николаевскую область Украины. Служил хорошо, являясь отличником боевой и политической подготовки, а демобилизовался через два года. Домой вернулся в звании сержанта. Тогда-то и пришлось серьёзно подумать о своей дальнейшей жизни. Решил получить высшее образование. И, конечно же, сельскохозяйственного профиля. Поступил в Горецкую академию на инженера-механика по направлению тогдашнего колхоза имени Кирова. Во время учебы, иногда навещая родителей, встретил свою будущую жену Людмилу Ивановну, коренную быховчанку, приехавшую работать по распределению в Лазаревичскую начальную школу. Девушка ему приглянулась. А жила она в его родной деревне, где снимала комнату в доме односельчанки, которую все ласково называли тётей Олей.
Юбиляр признаётся, что ухаживал за своей второй половинкой очень настойчиво, в течение нескольких лет. И с улыбкой вспоминает, как однажды ранней весной сделал очередную попытку пригласить её на свидание, но стеснительная девушка, решив избежать встречи, ушла через соседский огород. А земля там была слишком вязкая от талой воды. Понятно, что «беглянка» испортила свои дорогие замшевые сапоги.
Позже она ещё долго припоминала при случае своему мужу эту историю.
В 1972 году молодые люди расписались. Через три года у них родился сын. Первенца назвали Юрой, а через пять лет на свет появилась и дочь Татьяна. Они уже давно взрослые, имеют свои семьи.
За опытом в Казахстан
Николай Бонадысев, будучи студентом Белорусской сельхозакадемии, проходил практику в колхозе «XVII партсъезд» Горецкого района, чья центральная усадьба размещалась в деревне Овсянка, а руководил им Герой Социалистического Труда Иван Игнатьевич Мельник. Под его началом рентабельность производства в колхозе составляла более 70 процентов. О таком показателе сейчас приходится только мечтать! Так вот, Николай Кириллович очень многому научился у этого уважаемого человека. Особенно впечатлял стиль его делового общения с подчинёнными. Он никогда не позволял себе повышать голос и всегда ставил подчинённым чёткие, понятные каждому задачи, уделяя при необходимости внимание даже деталям. В чём-то позже молодому специалисту его напоминали в разные годы председатели местного колхоза имени Кирова Владимир Круглов и Станислав Афонькин. У них Николай Кириллович начинал, работал главным инженером в родном хозяйстве, а через три года стал заместителем председателя правления этого колхоза.
В 1985 году возглавил совхоз «Мокрянский». Семья осталась в Новом Быхове, а сам жил на съёмной квартире в деревне Мокрое. Трудился с раннего утра и до позднего вечера практически без выходных дней. Затраченные усилия принесли положительный результат. Хозяйство вышло на рентабельность в 30 процентов. Уже через год семья воссоединилась. Жена стала директором Мокрянской средней школы.
Человек дела и новатор по своему характеру вскоре начал внедрять в своей сельхозорганизации арендный подряд, благодаря чему в течение последующих пяти лет совхоз «Мокрянский» находился на лидирующих позициях среди других хозяйств Приднепровского края. Интересен такой факт. Николая Бонадысева командировали в город Целиноград Казахской ССР, где изучали передовой опыт по внедрению арендного подряда в сельском хозяйстве. В составе делегации от Могилёвской области был и директор совхоза «Городец» Шкловского района, будущий Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. В аграрную столицу Казахстана отправились на самолёте. Александр Григорьевич, чтобы быстрее скоротать время, разгадывал кроссворды, одолжив у Николая Кирилловича шариковую ручку… Это запомнилось навсегда.
Директор совхоза «Мокрянский» пользовался заслуженным авторитетом среди работников хозяйства и жителей деревни. По его инициативе труженикам строились дома, которые и сейчас стоят на улице Молодёжной нынешнего агрогородка, в одном из которых по-прежнему живёт сам.
В 1990 году пришлось возглавить Холстовский сельисполком в одноимённой соседней деревне. Начинались тяжелые испытания для страны и народа. Советский Союз разваливался, словно карточный домик, на глазах. В районе остро стоял вопрос с дефицитом продовольственных и непродовольственных товаров. Сельисполкому приходилось распределять населению по талонам сложнобытовую технику, одежду, обувь, другие товары повседневного спроса. Полки магазинов зачастую были пустыми. Но, несмотря на трудности, с помощью районной и областной власти проложили водопровод в деревне Подкленье, благоустроили деревню Хутор, заасфальтировали часть дорог в деревнях Холстово, Хутор, Мокрое, ремонтировали дома пожилых и одиноко проживающих сельчан, особенно участников и ветеранов Великой Отечественной войны.
В списке не значился
В 1995 году Банадысева назначают директором нынешнего ОАО «Быховрайагропромтехснаб». И снова в поле его интересов — плодородие земель, посевные и уборочные кампании. Ведь именно эта организация обеспечивала минеральными удобрениями не только свой район, но и соседний, Славгородский, постоянную готовность имеющейся сельскохозяйственной техники, наличие к ней запчастей.
Позже возглавляемая им организация по экономическим показателям занимала первые места в областном и республиканском соревнованиях. Однажды на районном слёте передовиков народного хозяйства его труженика назвали победителем в одной из номинаций, но по распоряжению свыше не упомянули самого руководителя. Не включили в список без последующих объяснений. Николай Кириллович подобного отношения к себе не стерпел и в тот же день встретился со своим непосредственным начальником в Могилёве. Там он подробно объяснил ситуацию и написал заявление об уходе. Тем более, что ему давно поступило предложение работать в областном управлении Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. И в сложившейся обстановке он его охотно принял. Новый главный государственный инспектор курировал свой родной Быховский район. И к людям всегда относился по-человечески, с пониманием. Старался избегать взысканий, не наказывать рублём, потому что практически невозможно выполнить исключительно все предписанные рекомендации. Знал это по собственному опыту. Но чтобы работники всегда обеспечивались средствами индивидуальной защиты, их труд был безопасным, добивался всегда. За это спрашивал строго.
Радости свободы
Николай Кириллович, как мне показалось, отличается удивительной скромностью. Никогда не выпячивался и не выпячивается, общался и общается с самыми разными людьми и на равных, разговаривает просто, как будто мы с ним почти ровесники.
Вот уже несколько лет он находится на заслуженном отдыхе и только теперь, будучи социально защищённым человеком, чувствует себя по-настоящему свободным. С удовольствием занимается домашними делами, не забывая о предстоящих хлопотах в саду и на огороде. Искренно говорит, что именно сейчас у него самое счастливое время. Спешить уже никуда не надо, появилась возможность полноценно насладиться красотами белорусской природы, уделить внимание своим родным и близким, поскольку раньше на всё это катастрофически не хватало драгоценного времени. Теперь главное — чтобы здоровье не подводило да хорошие люди вспоминали добрым словом.
Сергей Левченко