Роды в машине, потеря пульса, жертвы ДТП. Как бригады скорой помощи сражаются за жизни людей
Говорят, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но не всегда человек может помочь себе сам. Аварии, пожары, приступ эпилепсии, инфаркт миокарда, инсульт – это далеко не весь список того, с чем сталкиваются на вызовах бригады скорой медицинской помощи. Именно они, в буквальном смысле, могут вытащить пациента с того света. А в условиях нынешней эпидемиологической обстановки бригаду вызывают не только по любому чиху, но и чтобы узнать подробную информацию о коронавирусной инфекции… Почему, прежде чем звонить диспетчеру 103, стоит хорошо подумать? Чем чреват ложный вызов скорой помощи? Почему не стоит расспрашивать дежурные бригады о COVID 19? Об этом и не только мне удалось поговорить с фельдшерами подстанции №1 и №4 учреждения здравоохранения «Могилёвская городская станция скорой медицинской помощи».
— Для того, чтобы вообще попасть сюда на работу, для начала стоит окончить медучилище или институт, — рассказывает СМОЛЯРОВ Сергей Михайлович, фельдшер, выезжающий на вызов самостоятельно без врача (п/с №4). – Окончив Могилёвский медицинский колледж, в 1999 году я пришёл работать на станцию. Хотя никто из моих родственников не был врачом или медицинским работником, я твёрдо решил: моё призвание – спасать людей.
— У тебя маленький ребёнок, а ты сутки на работе, потом отсыпаешься. Какая это семья? Тяжелая у нас работа и физически, и морально. Вот ты почему стала журналистом?
— Потому что нравится.
— И мы любим свою работу, несмотря ни на что, — делится фельдшер подстанции №1.
Смена начинается в 7.30, в такое же время, через сутки, она заканчивается. Обеденная пятиминутка может появиться под вечер, а иногда только и успеваешь воды попить – никогда не угадаешь, когда тебя вызовут. Всегда нужно быть в полной боеготовности.
— Пожалуй, самый яркий случай в моей практике – это роды прямо в машине скорой помощи. А так, конечно, всего насмотрелся: и ДТП, и травмы, ожоги после пожара, — рассказывает Смоляров Сергей. – А лет 15 назад довелось оказать первую помощьвозле МГУ им. Кулешова. Эпилепсия. Уложили, держали с прохожими голову, чтобы человек не травмировался. Дождались приезда бригады. Да, тогда я был просто шел из магазина домой.
— А у нас был случай не так давно. Вызывают бригаду в поликлинику: мужчине плохо. Приезжаем, а у него давление измерить невозможно – практически нет пульса. На что обратили внимание – отёкшая шея, — вспоминает бригада подстанции №1. – Но мы его в буквальном смысле оживили. Адреналин, гормоны – и человек уже начинает дышать, бледное лицо сменяется лёгким румянцем, а через минуту пациент уже улыбается и с нами разговаривает. Спрашивали в поликлинике – может, у стоматолога был, анафилактический шок – реакция на анестезию? «Нет, просто пришёл к нам и стало плохо». Ну не бывает так, чтобы ни с того, ни с сего едва ли ни умер. Истинную причину так выяснить и не удалось.
Большое количество вызовов скорой помощи – заболевания сердечно-сосудистой системы, простудные заболевания. Но были у фельдшеров и иные случаи, настолько абсурдные, что в голове не укладывается.
— Приезжаем на вызов к девушке, которой плохо. Расспрашиваем, что случилось. Она: «Ну я не знаю, как вам объяснить. Но мне очень плохо».
– Так что именно болит, что плохо? Говорите, как есть.
– Ну, понимаете, у меня уже второй день такооооой аппетит…
То есть, нас вызвали просто потому, что девушка много стала кушать и решила, что это ненормально.
— Диспетчеру позвонили прохожие и сказали: тут мужчине плохо. Назвали адрес. Приезжаем. Оказалось, человек просто прилёг отдохнуть и никакая помощь ему не нужна от слова совсем.
— Больная тема – это алкоголь. Особенно если собирается компания. Один отказывается пить – ему вызывают скорую. Перепил – тоже нас зовут. Подрались – едем оказывать первую помощь пострадавшему. Но хуже всего другое. Если компания начинает шуметь, кто-нибудь да вызовет милицию. Естественно, патруль таких сразу забирает в отделение. Причём здесь скорая, спросите вы? А притом, что, оказавшись в отделении, подвыпившие начинают ныть о том, что им плохо, тошнит, голова кружится, чуть ли сознание не теряют. Мы, естественно, приезжаем. А оказывается, ребята симулируют и просто хотят выбраться таким образом из отделения милиции. Привлечь человека к ответственности за ложный вызов можно только в том случае, если он честно признается – я пошутил. Но, естественно, никто, как доходит дело до протокола, не признаётся – придумывают, что палец онемел, живот скрутило…
Вторая боль – это нынешняя эпидемиологическая ситуация. Скорую помощь могут вызвать, чтобы узнать реальную информацию о коронавирусной инфекции, «а то нам врут все, правды ни от кого не добьёшься, а вы с ними работаете». Или чтобы взяли анализ на коронавирус, хотя это никак не входит в нашу компетенцию. Забором материала на COVID-19 занимаются непосредственно в инфекционной больнице и, что обязательно, по направлению врача. Могут вызвать, потому что внезапно поднялась (однократно) температура 37,3 и кашель – «вдруг я тоже этим заболел?». В таких случаях в первую очередь вызовите врача из поликлиники на дом. Надо понимать, что мы не назначаем лечения, а оказываем первую неотложную помощь.
— Был случай, когда пациент вызвал врача на дом. Потом скорую. Его отвезли в больницу. Он вернулся оттуда и снова нас вызвал. Зачем? Чтобы его ещё послушали – боялся умереть. Только непонятно, от чего именно, ведь с ним всё было в полном порядке.
Что касается заражённых коронавирусной инфекцией, то о таких людях на диспетчерскую поступает информация непосредственно от санэпидестанции. Все, кто едут за больным, включая водителя, обязательно одевают одноразовый биозащитный костюм, респиратор, очки, перчатки, бахилы. По приезду уточняют – куда везти, в инфекционную больницу или в ныне перепрофилированную Могилёвскую больницу №1. Привезли в отделение – там же вся бригада снимает и оставляет костюмы, медработники больницы проводят дезинфекцию машины. И скорая отправляется на очередной вызов. Никакой информации о количестве заражённых на данную минуту никто банально не знает. В один день их может быть 6-7 человек, в другой более 10.
— Я считаю разумным решение оставаться на самоизоляции контактам 1 и 2 уровней, — считает фельдшер Сергей Смоляров. – Если нет никаких трудностей с дыханием и нет отягощения иными заболеваниями, в том числе хроническими, лучше просто побыть дома. Ведь не факт, что у больного подтвердится COVID 19, а в больнице как раз он может им заразиться.
Врачи всегда «на фронте» — они ежедневно, ежечасно и даже ежеминутно самоотверженно борятся за жизнь каждого пациента. На станции скорой медицинской помощи есть реанимационная, педиатрическая, психиатрическая, врачебная общепрофильная, 6 интенсивной терапии и 24 фельдшерские бригады. У них всегда есть работа. Поэтому, прежде чем набрать 103, подумайте: чем конкретно может помочь фельдшер или врач, какую неотложную помощь вы ожидаете? Возможно, это не в их компетенции и с признаками ОРИ или ОРЗ лучше дождаться врача из поликлиники по месту прописки. Если поднялась температура – её собьют жаропонижающим. Но ведь это симптоматическое лечение, а первопричину будет выяснять врач, смотря на анализы пациента.
В каких случаях необходимо звонить в скорую?
Но если вы идёте по улице, и заметили, что у человека резко буквально перекосило лицо, бледный, жалуется на онемение конечностей и нарушена речь – срочно звоните в скорую. Это возможные признаки инсульта. Приезжает бригада быстро, но первую помощь можете оказать даже вы: уложите больного, чтобы лопатки и голова лежали немного выше тела, обеспечьте доступ свежего воздуха, дайте попить воды. Если человек хватается за сердце, по ощущениям говорит «как будто внутри всё горит, жжёт», возможно, инфаркт. Если с собой случайно оказалась таблетка нитроглицерина, можете дать, но скорую, естественно, вызывать немедленно.
При эпилепсии (её узнаете из тысячи: человека внезапно «повело», упал, пена изо рта и сильные судороги») держите крепко голову человека на боку и прижмите к земле. Если лицо поцарапается, вымажется, это не так страшно, нежели человек получит от непроизвольных ударов сотрясение мозга. И, конечно, вызывайте бригаду.
Разумеется, аварии, дорожно-транспортные происшествия, роды, критически высокая температура тела, давление и другие ситуации, угрожающие жизни и здоровью пациента – это тоже «в скорую».
Но, пожалуйста, не беспокойте врачей по пустякам.
А лучше — будьте здоровы!
Побывала на станции скорой помощи Ольга БОНДАРЕНКО
ФОТО автора