Жди меня, и я вернусь!
Константин Симонов был бесстрашным военным корреспондентом, журналистом, он пробирался очень часто в самое пекло, не щадил себя.
Часто находился в шаге от смерти: уговорил моряков взять с собой в боевой поход на подводной лодке, которая отправлялась минировать румынские порты, ходил в атаку вместе с пехотинцами, летал на самолете на боевое задание.
И всё, что он писал о войне, маршалах и рядовых, он испытал на себе, особенно в самый сложный и трудный период Великой Отечественной войны, когда порой радости не было и оставалось только верить, бороться на фронте и в тылу. Душа народа и душа поэта были едины.
Его литературное наследие огромно. Но Константин Симонов вошел бы в историю мировой поэзии, написав только одно стихотворение — «Жди меня». В годы войны оно было невероятно популярным, его читали, перечитывали…
Сегодня скажите любому из нас: «Жди меня», и он продолжит: «…И я вернусь. Только очень жди…»
Это стихотворение проникало в душу и сердце человека не только в военное, но и в мирное время, оно вечно.
1983 год. Руководство и сотрудники Линейного отдела милиции на станции Могилев поздравляли с 60-летием участницу Великой Отечественной войны Клавдию Александровну Леонову. Она работала начальником канцелярии отдела. Я был в те годы молодым замполитом отдела и организовывал торжество, Клавдия Александровна расчувствовалась и в конце мероприятия, поблагодарив всех, вдруг вспомнила стихотворение Константина Симонова «Жди меня» и рассказала о встрече с известным журналистом и поэтом на Северном флоте в октябре 1941 года.
— В отряде десантных катеров, которые базировались за Североморском, я, юная девушка из Воронежской области, служила секретарем-машинисткой, — начала свой рассказ Клавдия Александровна. — Изведали мы и бомбежки фашистской авиации, и артиллерийские обстрелы с суши и моря, жили в блиндажах и землянках, но Северный флот и Карельский фронт устояли!
Как я понимаю сейчас, — продолжила Клавдия Александровна, — руководство флота решило преподнести фашистам своеобразный «подарок» к 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции: хорошенько «пощипать» их артиллерийские батареи на побережье. И вот накануне праздника в штабе появился военный корреспондент Константин Симонов: его многие узнали, хотя всё тогда происходило под покровом строгой военной тайны. Вместе с десантниками в опасный поход отправился и он. В штабе с тревогой ожидали их возвращения. Оказалось, что командир отряда разрешил Константину Михайловичу (тот его уговорил) высадиться с десантниками на вражеский берег. И случись что с корреспондентом, нашему командиру не сносить бы головы, пошел бы под трибунал, — рассказывая, разволновалась Клавдия Александровна.
Но всё обошлось, десантники скрытно подошли и уничтожили немецкую артиллерийскую батарею и без потерь вернулись на базу. Какой это был праздник! В штабе организовали большой обед, и наших героев отогревали спиртом — других напитков просто не было. Спирт согрел их души, в том числе и молодого журналиста Симонова. Он поднялся из-за стола и начал читать стихотворение: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди…» Это было так кстати, что все растрогались, благодарили поэта. Стихотворение мы слышали впервые из уст автора, оно нигде еще не печаталось — мы были счастливы!
Меня усадили за пишущую машинку, и под диктовку Константина Симонова я напечатала стихотворение. Его текст раздали всем присутствующим в штабе, — завершила свой рассказ Клавдия Александровна.
…Война завершилась Великой Победой! В кареглазую воронежскую красавицу влюбился военный летчик Александр Зайцев и привез ее на свою родину, в Могилев. Здесь, на улице Кирова, они построили дом, вырастили красивых и умных детей…
Время неумолимо: Клавдия Александровна и Александр Алексеевич нашли свое упокоение на Грузовском кладбище. Сохраним о них вечную память…
Владимир ЯРОЩЕНКО