Человек слова и дела

Директору Горецкого элеватора, кандидату сельскохозяйственных наук Петру Панасюге воздана очередная высокая честь: ему присвоено почетное звание «Человек года». Кстати, 2 марта ему исполнилось 65 лет. Возглавляемому им самому крупному на Могилёвщине и одному из трёх крупнейших в республике элеватору — Горецкому — 45 лет. На протяжении четырёх десятилетий он выполнял свою основную традиционную функцию — принимал, хранил и перелопачивал зерно. Предприятие с его стандартными показателями даже не включали в районные соревнования. А если когда и приглашали, то наградами особо не жаловали — не было за что.
И вот в этом году накануне очередного слёта передовиков директор элеватора Пётр Панасюга направил в адрес председателя райисполкома письмо с претензиями: мол, «предприятие является одним из составных частей районного агропромышленного комплекса, имеет высокие производственные показатели, однако в ежегодном районном соревновании и в торжествах передовиков не участвует…» На сей раз услышали, пригласили, и он вернулся домой… с Переходящим знаменем! Наверное, впервые за всю историю и на сей раз, вероятно, было за что.

Итак, с приходом в 2014 году нового руководителя, не без активной поддержки нового руководства района, предприятие и жить стало по-новому. Зашевелились, понимая, что под лежачий камень вода не течёт. Начались капитальные реформы. Не ради пресловутой «галочки», конечно. И в экономике оказались на высоте: уже в следующем году предприятие инвестировало в бюджет района на те деньги свыше 15 миллиардов рублей. Откуда такой навар?
— Мы капитально занялись реконструкцией хозяйства, — рассказывает Пётр Иванович. — Начали с отбора проб. Этот процесс забирал довольно много времени и людской силы. Демонтировали старое оборудование и поставили новый немецкий пробоотборник. Естественно, заплатили более 300 миллионов рублей. Отбор зерна стал производиться одновременно с двух линий. Лаборантка уже не лазит по кузовам, а сидя в лаборатории, за компьютером, нажимая кнопочки, отбирает пробы на любой глубине зерновой массы. Машина с грузом простаивает в среднем 40 секунд. Автомобильные весы перевели на электронные датчики. Функцию обслуживают два оператора. Вся система усовершенствована с тем, чтобы в одной связке работали весовая, лаборатория и бухгалтерия, что опять-таки значительно ускорило и упростило процесс — от прибытия груза до выписки квитанции. Далее, капитально отремонтировали зерносушилки. Теперь поступающее зерно, влажностью до 20 процентов, сами досушиваем до стандартной кондиции. На «польской» сушилке М-812 установили сепаратор, что дало возможность производить очистку рапса от сорной примеси и ускорить его сушку. К тому же — большая экономия газа. Соответственно, повысилась производительность. Отремонтировали вторую сушилку — ДСП-32, а также секции, по которым перемещается зерно. За счёт этого при подаче потока тёплого воздуха происходит сушка более быстро и качественно. Затем всё самоходом пошло. Поменяли моторы, редуктора, конвейерные ленты — на более мощные и менее энергоёмкие. Была разработана проектная документация по модернизации аспирационной системы рабочей башни элеватора общей стоимостью около 6 млрд руб. В 2017-м сделали реконструкцию аспирационной системы надсилосных этажей, монтаж и наладку которых произвели до начала приёмки зерна нового урожая. Это позволило оперативно отделять «зёрна от плевел» — то бишь, от всевозможных примесей — пыли, мякины и т. д.
— Куда вы деваете эти отходы? Ранее они, как барханы в пустыне, загромождали едва ли не всю свободную территорию элеватора. Говорят, пробовали давать скоту — не ест.
— Всё это теперь собирается в бункер-накопитель и используется в качестве местного вида топлива. Реконструировали котельную, затратив на это 430 миллионов рублей. А ранее жгли дорогостоящий газ. Взяв в лизинг брянский водяной котёл, работающий на местных видах топлива, обогреваем все помещения и получаем на этом большую экономию.
Поиск резервов экономии на элеваторе продолжается по всему производственному фронту. На каждом этаже по всей 80-метровой высоте где-то что-то сверлят, варят, конструируют. Везде всё крутится-вертится. Одних роботов разве что не хватает…
— Нашим рационализаторам всё подвластно. Установили четыре секции солнечных батарей по нагреву воды. Она в бойлере нагревается до температуры 70-80 градусов, и её хватает на различные бытовые нужды. Помыться, принять душ могут не только свои рабочие, но и водители из хозяйств. Много энергии забирали осветительные лампы. Заменили их на светодиодные, мощностью 10-15 ватт — это более 600 штук. Представьте, сколько энергии съедали! Несмотря на то, что в том году заготовили зерна намного больше, чем в предыдущем, элеватор был загружен полностью под 140 тысяч тонн, а экономия электроэнергии составила 640 миллионов рублей.
И это ещё не всё. Пётр Иванович приводит новые поразительные факты.
— Изыскали возможность сократить расходы на железнодорожных весах. Они были механические. Тепловозу приходилось много сжигать топлива, перемещая вагоны с места на место, взвешивая отдельно пустую и наполненную тару. Мы установили непосредственно под загрузкой электронные весы. Таким образом, эту вагонную чехарду ликвидировали. Вагоны уже цеплять, отцеплять да перетаскивать методом «тяни — толкай» не нужно. Компьютер позволяет взвешивать едва ли не с аптекарской точностью весь состав — как в пустом, так и загруженном виде. В результате — многократное сокращение расхода светлых нефтепродуктов. Что сегодня весьма актуально.
— Кстати, Пётр Иванович, это конкретный ваш ответ на требование Президента о дополнительном сокращении расходов средств и энергии. Но о самой интересной новинке вы ещё не сказали…
— Имеете ввиду экструзию зерна? Тем более что зерно у нас имеется — и собственное, и давальческое. Многие хозяйства и предприятия рассчитываются с нами натурой. Вот и решили часть её перерабатывать на корм методом экструзии. Приобрели необходимое оборудование, которое обошлось нам немногим более 400 миллионов рублей. И теперь отдельные хозяйства Горецкого, Дрибинского, Мстиславского, Шкловского и Могилёвского районов — география довольно широкая — обеспечиваем настоящим чудо-кормом.
Предприятие, имеющее 5-6 тысяч голов крупного рогатого скота, не говоря уже о тех, у кого есть свинокомплекс, вполне может само перерабатывать зерно путём экструзии, — утверждает Пётр Панасюга. Перемалывать зерно на мельницах крайне нерентабельно, потому как усвояемость муки составляет всего 50-70 процентов. Эффективность экструдированного корма едва ли не стопроцентная. Мы провели лабораторные анализы по кормовым достоинствам этого корма, и профессор Николай Гавриченко, тогдашний декан зооинженерного факультета Белорусской сельхозакадемии, а ныне — ректор Витебской академии ветеринарной медицины, на полном серьёзе посоветовал все старые мельницы позакрывать и срочно переходить на этот вид корма.
Не случайно Учхоз Белорусской сельхозакадемии, Горецкая райагропромтехника и другие хозяйства пошли на выращивание бобовых и масличных культур, в частности, сои. Будет прекрасный высокобелковый корм, который можно вводить в рацион животных в качестве добавки. Племзавод «Ленино», КСУП «Овсянка им. И.И. Мельника» дают его маленьким поросятам, получая завидный результат. По цене такой корм, считают специалисты, — просто находка. Во-вторых, под действием высокой температуры и давления происходит его стерилизация, все токсины и микробы погибают. А ведь 90 % гибели молодняка происходит из-за болезней желудочно-кишечного тракта либо инфекций, занесенных через пищеварительную систему. Экструдированный корм практически стерилен. Одновременно и корм, и натуральное лекарство.
— Коллектив, конечно, у вас стабильный.
— Всего 92 сотрудника. Это люди, знающие своё дело и добросовестно выполняющие обязанности. Естественно, все получают достойную зарплату, рост которой жёстко привязан к производительности.
Однако не только чисто производственными делами могут гордиться коллектив элеватора и его неугомонный руководитель. Они проводят большую спонсорскую работу, направляя немалую часть прибыли на благотворительные цели.
— Мы помогаем больным детишкам и старикам. Ощутимую спонсорскую помощь в минувшем году оказали Ленинской школе, Савской УПК, гимназии, районной больнице. Выделяем средства на организацию спортивных мероприятий. Не без нашего участия сделан ремонт отделения круглосуточного пребывания пожилых людей в посёлке Ленино. Нами выделена определённая сумма на благоустройство дворовой территории и спортивной площадки в микрорайоне Строителей. Не забываем о людях творческих — писателях, поэтах и художниках в плане издания их трудов. Сам принимаю участие в презентациях созданных ими произведений искусства. Только за прошлый год на все эти цели выделили 25 тысяч рублей. Если есть возможность, почему бы и не помочь талантливому человеку? А в своих повседневных делах на первое место ставим нестареющий человеческий фактор и таким образом стараемся получать как можно больше прибыли.
Прикинув в уме уже сделанное, невольно приходишь к убеждению: этот руководитель слов на ветер не бросает. А если уж бросает, то в благодатную почву, где они при помощи того же «человеческого фактора» дают дружные всходы и обильный урожай.


Михаил ВЛАСЕНКО
Фото Михаила ЛЕВЦОВА