СМЕНА ГОРОДСКОЙ ПРОПИСКИ НА СЕЛЬСКУЮ ЖИЗНЬ

Евгений и Юлия Грудинины десять лет назад перебрались из Могилева в деревню Лютня Мстиславского района и крепко там обосновались. У молодой семьи появились своя пасека, фруктовый сад, огород и большая теплица с клубникой. Кроме того, супруги изготавливают натуральную косметику, по старинному рецепту пекут домашний хлеб на закваске, а на досуге наслаждаются сельской жизнью.

Женя родом из Круглого, Юля — из Мстиславля, но познакомились могилевские студенты в Украине, куда на каникулах приехали на открытие сезона скалолазания. Молодые люди понравились друг другу, стали встречаться, а через два года поженились. Пожалуй, именно от свадьбы в деревенском стиле с народными обычаями и национальным орнаментом берет начало сельская жизнь Грудининых, но еще пару лет они прожили в Могилеве на съемной квартире, вспоминает Женя:

— В однушке мы буквально сидели друг у друга на головах, особенно когда друзья приходили в гости. А еще я был менеджером по продажам, жена работала учителем географии, поэтому по вечерам ну какое общение — за день «наедались» этого до отвала. Конечно, мечтали о своем жилье, нет-нет да и появлялись мысли уехать в деревню. Знакомые, правда, крутили пальцем у виска.

Переломный момент наступил, когда Евгений побывал на Витебщине в гостях у дедушки-пчеловода:

— Помогал Петру Степановичу на пасеке. Подошел к делу осознанно, мне не просто понравилось — я буквально загорелся идеей перебраться в деревню. Теща же мой энтузиазм не поддержала, схитрила. Чтобы отбить нашу охоту переезжать, она предоставила свою дачу на зиму: заодно, мол, и ремонт сделаете.

В первое лето Грудинины принялись окультуривать территорию возле дома, разбили сад. Все работы делали своими руками, постепенно стали к участку в Лютне прикипать. Говорят, слишком много сил, времени и души было вложено. Юлина мама, видя это, сдалась и оформила дарственную на дом.
Сейчас у супругов личное подсобное хозяйство, более гектара земли, и теплица на 136 «квадратов». На столе всегда натурпродукт, но больше всего в семье любят блины — с вареньем, творогом, сметаной, медом.

Мед, кстати, тоже свой. На «Семейной пасеке Грудининых» более сотни ульев с пчелами породы бакфаст. Хозяин шутит: «Не мешай этим машинам работать. Только дай посуду, куда мед складывать».

Менеджерским навыкам Евгения в деревне тоже нашлось применение. Предприниматель недавно организовал и возглавил потребительский кооператив по развитию агроэкотуризма и пчеловодства «Медослав Плюс», который объединяет 11 пасек. Сообща пчеловодам легче решать многие вопросы, можно сформировать оптовую партию.

Производство на пасеке Грудининых уже не полностью ручное:

— Многое упрощается, процесс становится более технологичным. Раньше на осмотр двух пчелосемей у меня уходило полдня, а сейчас за это время осматриваю до 30 семей. Помогают машины, полученные в различных проектах поддержки предпринимательства. Например, для выкатки меда или для его сушки.
Инициативным сельчанам, кстати, для этого пришлось сесть за парты. В школе сельского предпринимательства их обучали, как составлять бизнес-план, рассказали о юридических тонкостях ведения своего дела. Объясняли, как продавать товар, ведь объемы меда большие. Но Грудинины и сами не спят в шапку — торгуют на массовых мероприятиях по всей Могилевщине, активны в соцсетях. В школе предпринимательства молодая семья вышла в лидеры и получила оборудование для фасовки меда. Скоро его запустят в работу.

Тем временем в деревне Грудинины сами обустроили подъездную дорогу и горку для тюбинга, куда приходят кататься местные ребятишки. На не пригодных ни для чего землях и пустырях Евгений высадил до тысячи саженцев липы — для своего медового бизнеса и для деревни.

Юля от мужа не отстает и в декрете не скучает:

— Сейчас в деревне чувствую себя прекрасно, а первое время, пока здесь не было никаких удобств, приходилось нелегко. Тогда работала в школе за 25 километров от Лютни. Беременная чуть не ползла по снегу до дороги, где меня забирала коллега. Но за шесть лет декрета хозяйство значительно разрослось, уже не было смысла возвращаться в школу.

На усадьбе супругов, можно сказать, безотходное экологичное производство.

— Применений продуктам пчеловодства неимоверное множество, — увлеченно рассказывает Юля. — Перга, прополис, маточное молочко, пчелиная огневка, воск идут в дело на сырье или переработку. Например, я делаю натуральную косметику.

Ассортимент большой — от кремов, масок, скрабов и мыла до лечебно-косметических мазей и бальзамов для волос. Вся продукция изготавливается вручную из натуральных ингредиентов:

— Признаюсь, именно через косметику я смирилась с пчелами, а раньше ужасно боялась. Меня никогда в жизни они не кусали, я не знала реакцию своего организма, поэтому, когда на участке появились эти жужжащие «церберы», долго избегала их. Доходило до смешного: к ульям даже в жару подходила только в лыжных штанах. А еще Женя бегал за мной с пчелой и кричал: «Дай я тебя ужалю!» Но однажды от скуки поехала с мужем на встречу пчеловодов, где услышала про косметику, и начала экспериментировать.

Первый свой крем Юля сделала на основе маточного молочка. Продукт за три месяца помог молодой женщине избавиться от серьезных мимических морщин, заработанных за долгое время, проведенное в теплице:

— Поскольку маленькую баночку крема сделать сложно, а продукт скоропортящийся, то раздала его своим подругам. Они оценили результат и в свою очередь поделились опытом со своими знакомыми. Так посыпались первые заказы.

Теперь Грудинины осваивают новые горизонты. Чуть более года назад стали делать подарки и сувениры к праздникам. Например, отливают тематически оформленные свечи и мыло, пекут пряники, красиво упаковывают косметику. Дочери Варя и Маша активно в этом помогают родителям.

СБ