«Каждый год на новый уровень»

За прошлый год в числе лидеров по производству молока в Кировском районе, отмечено заместителем председателя райисполкома Александром Суходольским, такие сельскохозяйственные предприятия как КСУП «Красный боец», ОАО «Рассвет» имени К.П.Орловского и СХФ «Чигиринка». О работе животноводов из «Рассвета» и КСУП «Красный боец» на страницах нашей газеты уже шел разговор. А в данном выпуске мы попросили руководителя СХФ «Чигиринка» Игоря Кузнецова раскрыть слагаемые успеха по производству молока.

— Игорь Владимирович, организация молочного производства на вашем сельхозпредпритии, несомненно, представляет большой интерес по многим причинам. Во-первых, ежегодно в хозяйстве удается получить весомую прибавку по молоку, во-вторых, не раз отмечалось областным руководством, что опыт работы «Чигиринки» — красноречивый пример тому, как при вдумчивом и заинтересованном подходе к работе сельскохозяйственного филиала со стороны головного предприятия, можно добиваться весомых результатов в работе.
— Как известно, технологические требования в целом в животноводстве и, в частности, в производстве молока для всех были и остаются одни — поголовье, корма, уход, кормление, то есть все, что прописано в технологическом регламенте.
— Спору нет, что требования технологического регламента известны, изучены руководителями хозяйств, специалистами, но нюанс в том, что далеко не всем удается практически реализовать их выполнение. А в вашем сельскохозяйственном предприятии есть весомые достижения, о которых свидетельствуют производственные показатели. С какими результатами вы завершили прошлый год?
— По производству молока в расчете на 100 гектаров сельскохозяйственных угодий мы уже далеко не первый раз выходим в лидеры. И по этому показателю мы первые не только в районе, но и в нашей области.
— Это сколько же удалось получить тонн молока по данному параметру?
— 150 тонн, но было, что мы получали и 220 тонн. Мы занимали первое место в республике. Но после присоединения к нам еще одного хозяйства этот показатель уменьшился, хотя и остается достаточно высоким. Понемногу наращиваем, чтобы достигнуть собственного высокого рубежа. По праву данный показатель отражает истинную эффективность отдачи от земли в преломлении на производство животноводческой продукции, производстве молока. По валовому производству молока мы занимаем в районе второе место после ОАО «Рассвет» имени К.П. Орловского».
— Изначально, когда только был образован СХФ «Чигиринка», по валу молока вы занимали какое место в «турнирной таблице»?
— Крайнее. Доили две тонны в день, а сейчас более 20 тонн. Точнее, в настоящее время уже под 22 тонны. И реализация идет сортом «экстра» 100%. Выручка за реализованное молока за месяц составляет более 500 тысяч рублей.
— То есть, у вас имеются средства и на заработную плату, и на развитие производства?
— Месячный фонд заработной платы — 150 тысяч рублей. Среднемесячная зарплата за 2019 год — более 1000 рублей.
— За время своей работы филиал увеличил валовое производство молока в десять раз. Но ведь само по себе молоко не прибывает, можно сказать, пройден тернистый путь создания нового производства на качественно новом технологическом уровне…
— Это действительно так, но, особо замечу, технология работает только в том случае, когда есть подготовленные и обученные кадры. Технологический уровень производства и уровень подготовки, профессионализм и квалификация кадров взаимосвязаны. Качественные изменения в технологии подталкивают к повышению качества работы, особенно, если они увязаны воедино с уровнем заработной платы. У нас проведена модернизация всех ферм. А сейчас ведем модернизацию помещений, которые нам достались два года назад после присоединения еще одного хозяйства. Непосредственно в Чигиринке было проведено переоборудование всех ферм. Оборудование было поставлено импортное и отечественное — гомельского производства. На ферме, к примеру, Колбово оборудование ДеЛаваль. Если на ферме в Чигиринке нагрузка на доярку 50 голов, то в Колбово — 70.
— Вы сказали, что провели модернизацию всех ферм. Это сколько всего помещений?
— Всего у нас шестнадцать сараев, а модернизировали тринадцать. За текущий и следующий годы проведем модернизацию оставшихся. Но там, где идет производство молока, уже сделано все целиком и полностью. В прошлом году провели модернизацию двух сараев: телятника на 320 голов в возрасте до трех месяцев и родильного отделения на 120 голов. Будем делать помещение для молодняка от 6 до 18 месяцев. Вот для этого и будет проводится модернизация помещений.
— Когда мы бывали на ваших фермах во время учебных семинаров для специалистов-аграриев области, первое, что бросалось в глаза, — это по-настоящему здоровый и ухоженный вид дойного стада.
— Это уже практическая работа наших кадров. Люди у нас работают все свои, местные. Работают на совесть. Что касается здоровья поголовья коров, то следует отметить, что практически все годы осуществляется искусственное осеменение. И конечно, основное в работе — это профилактика заболеваемости. Далеко не последнюю роль сыграли в вопросе профилактики болезней летние лагеря для коров. С началом весны мы продолжаем практику содержания коров в летних лагерях, где идет очень важное оздоровление коров. Одновременно мы имеем возможность провести необходимые работы по ремонту сараев, подготовить их к очередному зимне-стойловому периоду. Эти лагеря расположены на удалении километра от фермы. И весь скот, около 90% поголовья коров, содержится в таких, можно сказать, здоровых комфортных условиях.


— Уточним, что прогоны до этих лагерей специально подготовлены, огорожены. А лагеря — с высоким уровнем, условно говоря, благоустройства.
— По сути дела, это тот же самый сарай: есть водопровод, навесы, но без крыши, с возможностью принимать солнечные ванны и получать максимум отдачи от содержания на открытом воздухе.
— Откуда вообще пришла идея построить летние лагеря?
— Идея была продиктована жизнью. Сказались и проблемы с пастухами и с перегонами, которые сопровождались и потерями молока, и нередко травмами коров при перегонах. Одновременно у нас еще была проблема с кормами. Земли в то время у нас было очень мало. Земли отводились под пастбища и не было возможности заготовить в необходимом количестве сенаж. Если учесть, что пастбища были весьма удаленные: за три, за пять километров, то это создавало немало сложностей. И чтобы решить этот букет проблем, попробовали сделать летние лагеря.
— Идея себя оправдала выше ожиданий, так получается?
— По большому счету именно это и произошло. Кроме того, что мы изменили качественный параметр работы с дойным стадом, нам удалось улучшить рацион кормления, повысить удои от коровы, а главное — избавились от потерь молока, травм вымени и копыт при перегонах. И сразу же на 12 человек уменьшилось число тех, кто пасет коров. Доение осуществляется только в доильных залах и обратно коровы возвращаются в лагерь.
— А еще удалось получить существенный прирост органики для внесения на ваши небогатые песчаные земли.
— Совершенно верно. С органикой здесь получился настоящий рывок. У нас объем органики увеличился раз в пять. Вся органика собирается и затем работает положительным образом на растениеводство.
— А что удалось получить в растениеводстве в прошлом году?
— Прошлый год не самый удачный. Урожайность зерновых была на уровне 30 центнеров с гектара, кукурузы — 90 центнеров с гектара. Было заплющено 700 тонн зерна кукурузы. Основной упор в работе мы делаем на кормовые культуры. Под ними задействовано около 70% земли, а остальное — под зерно. Раньше было 50 на 50. Изменили это соотношение, чтобы быть с кормами под полную потребность.
— На какие кормовые культуры вы сделали ставку у себя?
— Основное — это кукуруза, вика с рожью, пайза и однолетка, бобовые. Например, вика с рожью дает нам три урожая за сезон. Земля работает три раза. В мае мы ведем уборку, сеем кукурузу или однолетку, потом убираем и обратно сеем третий раз или озимые, или пайзу.
— Кстати, какая урожайность пайзы на ваших землях?
— Под двести центнеров с гектара. Бывает и больше.
— Очень интересная культура, особенно для ваших песков.
— И ни один год пайза нас не подводила. Если клевера раз в пять лет у нас можно получить достойный результат, то паза дает каждый год. Что касается вики с рожью, то именно эта смесь дает нам возможность получать прибавку по молоку. И для здоровья коров такой корм весьма хорош.
— Получение прибавки молока за счет совершенствования рационов кормления — это, как известно, проторенный и испытанный на практике путь. Скажите, как в вашем филиале ведется работа в этом направлении?
— У нас на 70 процентов привязное содержание коров. Доярки знают своих подопечных. И в этой ситуации кормление, наблюдение за коровой все под полным наблюдением доярки. И надо сказать, что люди работают на совесть, можно сказать, борются за каждую корову.
— А как обстоит дело с сохранностью молодняка?
— Непроизводительное выбытие у нас никогда не было более трех процентов. На уровне1,5-3%. Было бы и еще меньше, если упростить процедуру сдачи скота на мясокомбинат. Порой по 7-10 дней приходится собирать подписи, чтобы сдать скот. Иногда это ведет уже к потерям.
— В области в свое время было озвучено железное требование о необходимости создания нормальных условий для телят — индивидуальных домиков. У вас эти профилактории сделаны?
— Мы в прошлом году, как я уже говорил, сделали реконструкцию сарая на 320 голов. Плюс реконструкция доильного отделения. У каждого теленка свое отдельное место. Часть домиков делали сами, часть закупили.
— Очень важный момент — обеспечить достойное и правильное содержание новорожденных телят.
— У нас есть все необходимое для их содержания и кормления: зонты, размораживатели молозива. Люди обучены, подготовлены и все делается согласно регламенту.
— А предусмотрены ли дополнительные меры стимулирования работников?
— Те, кто работают с малыми телятками, зарабатывают в полтора раза больше.


— То есть, если в хозяйстве средняя заработная плата тысяча рублей, то работающие с этими малышами получают полторы?
— Совершенно верно. Это самая высокооплачиваемая профессия у нас в хозяйстве. И это во всех отношениях справедливо.
— Вы уже сказали, что работа по воспроизводству стада поставлена на качественно новый уровень.
— Если раньше у нас вес новорожденного теленка составлял 25-30 килограммов, то сейчас — 30-40 килограммов. Уже искусственное осеменение дает свои результаты. Коровы стали весом до 700 килограммов, а были 500-600. Нынешние уже могут рожать телят вот с таким большим весом. Генетика свое дело делает. И фактически мы уже вырастили свою телку.
— Кстати, а когда у вас проводится первое осеменение?
— Первое — в пятнадцать месяцев и, соответственно, растел — в 24 месяца.
— Как на практике у вас осуществляется адаптация телят к обычным кормам?
— С полутора месяцев. В этот момент начинает добавляться сенаж и сено. Мы были в некоторых хозяйствах Польши, Германии. Там работают по такой технологии, когда грубые корма вводятся в рацион с 1,5-месячного возраста.
— Говоря о поголовье коров, напрашивается вопрос: сколько было коров изначально и сколько стало сейчас?
— Было двести коров, а стало 1100.
— На ваш взгляд, это достаточное поголовье? Или есть возможность его наращивать?
— Сейчас основной упор сделан на повышение качества работы. Если, к примеру, на ферме в Чигиринке получают в среднем в сутки 20 килограммов молока от коровы, то задача стоит — получить 25. То есть, надо получить прибавку не за счет роста поголовья, а повысить продуктивность благодаря более качественному кормлению, содержанию.
— А сколько в прошлом году в среднем получено от каждой коровы?
— В среднем за год мы получили по 6200 килограммов молока. С начала года все молоко реализуется сортом «экстра».
— Общеизвестно, что реализация молока сортом «экстра» дает существенную прибавку.
— Вот поэтому, реализовав в прошлом году этим сортом 70 % молока, в этом году планируем реализацию на уровне 90%.
— Это ваши реальные деньги. И снова нужно сказать, что в основе высококачественного молока находится профилактика заболеваний.
— Вот через оздоровление коров в лагерях, а также полное обеспечение под потребность средствами дезинфекции для обработки вымени, технологически правильное проведение дойки коров, своевременная дезинфекция сараев.
— И, конечно, в основе профилактики — качественные корма.
— Несомненно. Многих проблем и заболеваний можно избежать, если обеспечить качественный и сбалансированный корм. Наверное, от кормов по меньшей мере наполовину все зависит. Вообще, если в технологической цепочке хоть одно звено выпадает, то вся цепочка разрывается. И все. Тогда и потери, и проблемы. В профилактической работе мелочей не бывает. Говоря о кормах, надо отметить, что мы заготовили по 30 центнеров кормовых единиц на условную голову. Переходящий запас — более 5000 тонн силоса — остался с прошлого года. У нас по сути дела круглогодичное кормление. И поэтому запас — на уровне 130%.
— Еще один важный момент — это обеспеченность сенажными траншеями.
— Под полную потребность — на сто процентов. Это благодаря головному предприятию.
— В свое время вы рассказывали, что наведение порядка на фермах начали с обезроживания коров, с обрезки копыт.
— Именно так и было. Эту работу мы четко ведем и сейчас. Куплены выжигатели. Раньше помогали специалисты с района, а сейчас это делаем сами.
— Чтобы работать по технологии, как мы уже говорили, нужны квалифицированные кадры. Кто у вас работает по возрасту? Где и как учили людей?
— Средний возраст работающих доярок — немногим более 40 лет. Учеба доярок проводится в районе на высоком уровне. Заместитель начальника управления сельского хозяйства райисполкома по животноводству Иван Грищенко и другие специалисты постоянно участвуют в этом процессе. И, кроме того, мы еще приглашаем регулярно специалистов из академии непосредственно к себе на предприятие. Конечно, далеко не последнюю роль играет обмен опытом в хозяйстве. У нас, в основном, доярки первого класса. За классность идет доплата. Надо еще сказать о том, что требования к уровню подготовки специалистов с повышением надоев возрастает. Когда хозяйство перешагивает 6-тысячный рубеж, то здесь учеба тоже переходит на другой уровень.
Можно сказать, что новые рубежи без должной подготовки не даются.
— Верно. Нужны знания и очень глубокое понимание физиологии коров. Мы приглашали и специалистов из Минска, чтобы получить нужные консультации.
— Работать нужно по науке.
— Конечно.
—Давайте назовем некоторых ваших лидеров.
— Люди у нас очень добросовестные — Оксана Брага, Валентина Бабицкая, Алеся Жевлакова, Ирина Константинова, Светлана Зарянова, Татьяна Шаболда. Надо отметить и Александра Гаврилова, Дмитрия Савенкова, Григория Томарева, Аллу Манкевич.
— У вас стабильный коллектив, как вы уже сказали…
— И после последнего увеличения хозяйства, замечу, численность не изменилась. И здесь упор сделан на то, что очередные рубежи нужно покорять умением, дисциплиной и производительностью труда.
— Нередко в адрес вашего филиала говорят, что можно позавидовать тому, как головное предприятие помогло своему филиалу в становлении.
— Спору нет, что стартовые возможности головное предприятие филиалу обеспечило, но при этом нужно учитывать и тот факт, что все построенное содержится в очень исправном состоянии. Работаем по-хозяйски. И отношение к тому, что имеем, очень бережное.
— А по-другому нельзя. В противном случае затраченные средства — это капли дождя, которые уходят в песок.
— Бесспорно. Только рачительное и бережное отношение к материально-технической базе позволяет планомерно наращивать технический потенциал.
Самое важное, что было и будет — это производственная дисциплина, ответственность в работе и, конечно, справедливая оплата труда. Главная мотивация в работе — деньги, которые получает человек. И наши условия оплаты труда, на мой взгляд, позволяют людям работать с пониманием, что сельский труд, хотя и требует многого от человека, но одновременно и очень почетный, и по-настоящему престижный.
— Люди дорожат своей работой?
— Конечно. Здесь нужно еще учитывать и такой фактор, что руководство филиала всегда дает возможность конкретному человеку найти в работе свой участок, где дело у него ладится. Это тоже очень важный момент.
— В завершение нашего разговора хочется еще спросить о том, как идет подготовка к посевной нынешнего года?
— Все агрегаты у нас есть в необходимом количестве. Кстати, они работают уже по десять и более лет. В основном, техника у нас белорусская. Ремонт техники организован так, что реально к посевной мы готовы уже с осени. У нас сейчас полностью готова техника для заготовки кормов. На 90% процентов подготовлены комбайны.
— Не говоря уже о плугах и тракторах…
— Здесь и разговора нет. Все в надлежащем состоянии. В этом году мягкая зима, но из практики прошлых лет, когда ремонтные работы в морозы — дело сложное и хлопотное, взяли за правило: сломалась техника — сразу отремонтировать, чтобы под забором не стояла. Это работает и сейчас, дает результат.
— И снова кто-то позавидует, дескать, хорошо с таким головным предприятием, которое поможет, если надо…
— Я уже сказал о том, сколько в месяц мы зарабатываем. Поэтому речь идет прежде всего о рачительном расходовании заработанных средств. Зайдите, к примеру, на ферму, которая строилась 10 лет назад, и вы убедитесь, что внешне она в таком виде, как модернизированная в прошлом году. И по-другому работать нельзя. В нашем коллективе есть четкое понимание на этот счет и есть ответственность индивидуально каждого работника. Люди настроены на то, чтобы на этих фермах могли работать и их дети. Работать и хорошо зарабатывать, ежегодно крепить экономику хозяйства, повышать свое собственное благосостояние и иметь достойный уровень жизни.
— Игорь Владимирович, спасибо вам за содержательный разговор!
Михаил Севостьянов
Фото автора