За опытом в Израиль
Недавно в одном из своих выступлений председатель облисполкома Леонид Заяц довольно четко сформулировал главные задачи, которые необходимо настойчиво решать руководителям сельскохозяйственных предприятий Могилевщины: «Искать материальные ресурсы и внутренние резервы, дополнительно их мобилизовать в производстве, применяя всю передовую практику и достижения науки. Надо экстренно повышать профессиональный уровень кадров».
Речь идет о передовом практическом опыте, необходимости его внедрения в повседневную практику работы. Именно в этом направлении облсельхозпрод ведет целенаправленную работу по обобщению приемов и методов хозяйствования на базе ведущих сельхозорганизаций области. На учебных семинарах детально демонстрируется вся технологическая цепочка производства, чтобы выйти в целом по области по надоям молока на уровень в 5000 килограммов на одну корову. И замахнуться на 6-тысячные надои. Но что делать тем, кто уже давно преодолел эти рубежи и получает сейчас по 7000-8000 килограммов молока? Как известно, такой передовой опыт, где и 10-тысячные надои — давно уже норма повседневной производственной деятельности, также имеется, но уже в дальнем зарубежье.
Чтобы постичь его, специально для руководителей ведущих сельскохозяйственных предприятий области, главных специалистов районов недавно были организованы поездки в Германию и Польшу. Сегодня на страницах нашей газеты мы предлагаем интервью с руководителем ОАО «Рассвет» имени К.П.Орловского Кировского района Александром Багелем, который в составе делегации Могилевщины в декабре побывал в Израиле именно с целью ознакомиться и изучить ведущий мировой опыт производства молока.
— Александр Иванович, примечательный факт, что данную поездку организовал Совет Могилевского областного агропромышленного союза, председателем которого вы являетесь. Скажите, почему для учебы был выбран именно Израиль?
— В числе множества задач, которые решает агропромышленный союз, особый акцент сделан на создании благоприятных условий ведения агробизнеса, на обмен опытом между аграриями. Это эффективная форма работы. Вот и данная поездка в Израиль на учебу —это пример поиска решения проблемных вопросов нашего производства. Уровень и показатели работы сельскохозяйственной отрасли Израиля во всех отношениях представляют для нас очень большой интерес. Судите сами, несмотря на весьма непростые агроклиматические условия, эта страна за довольно короткий промежуток времени вышла в мировые лидеры в области сельскохозяйственных технологий. И когда мы сравниваем земли в районах нашей области, оцениваем их потенциал, надо понимать, что только 20% земель Израиля в естественных условиях пригодны для ведения сельскохозяйственного производства. Растениеводство осуществляется преимущественно на северных прибрежных равнинах, внутренних территориях Галилеи и в верхней части Иорданской долины. Главная проблема — недостаток воды для орошения. Дефицит влаги подтолкнул к прогрессивным разработкам и внедрению капельного орошения. Вообще, для сельскохозяйственной отрасли в этой стране все базируется именно на научных современных разработках.
— И что из увиденного, на ваш взгляд, представляет для нас особенный практический интерес?
— Как я уже сказал, основной целью этой поездки было изучение вопросов производства молока. Что поразило? Наверное, уровень компьютеризации всего технологического процесса. У нас есть в области и республике блестящие примеры организации молочного производства, но в данном случае нам было представлено компьютерное обеспечение всей технологической цепочки от компании «Afimilk». Чисто информационно, для руководителей, эта компания — мировой лидер в области разработки, производства и продаж сложных компьютеризированных систем, предназначенных для использования на современных фермах. Обеспечиваются высокотехнологичные решения для управления стадом и организации работы доильных залов.
— Есть реальная отдача от этой компьютеризации?
— Безусловно. Это работа на качественно новом уровне, построенная по динамичному оптимальному варианту производства молока высшего качества. Достаточно сказать о том, что в целом по всему Израилю в среднем получают более 12000 (!) килограммов молока от коровы. Нам детально, со всеми нюансами, показали весь производственный процесс производства молока. На предприятии «Afimilk» нас очень тепло встретили, мы провели там целый день, всё, можно сказать, по-доброму показали и рассказали, как они работают. Вообще, у них производство молока — чистая наука. Данное предприятие занимается разработкой и внедрением программного обеспечения. К примеру, отдельно программы по кормлению, программы по определению физиологического состояния животных, по движению и перемещению коров. На компьютеры выводится вся информация. То есть уровень таков, что не нужно ходить и наблюдать за коровой. Целиком и полностью все данные о корове собираются электроникой. Приходит, к примеру, ветеринарный врач и реально получает картину: вот здоровые коровы, а эта болеет, и какое у нее заболевание.
— Звучит, как фантастика.
— Но это уже всё изобретено и работает. Понимаете, прямо на смартфон поступает к специалистам информация, какая из коров пришла в охоту, какая готовится к родам. Там это всё автоматизировано. Говоря об отличиях молочного производства, особо надо отметить уровень профилактики заболеваний животных.
— И в чем, прежде всего, заключается профилактика болезней?
— У них очень строгая система кормления. Они четко, опять же благодаря электронике, знают, что нужно той или другой корове, какие микроэлементы, добавки, в общем, балансируют свои корма таким образом, чтобы организм коровы функционировал, можно сказать, как часы. Здоровье животного, прежде всего, заключается в правильном содержании и кормлении. Поэтому и получают по 50-56 килограммов молока от коровы. У нас такой уровень только у рекордсменок. А у них в целом по стаду. Еще, что сразу бросилось в глаза, — весь скот, все коровы выровнены, все как на подбор по росту, габаритам. Одна в одну.
— Какой главный урок вы извлекли после этого для себя?
— Главное — нужно организовывать содержание и кормление на качественно другом уровне. Над этим нам предстоит работать в первую очередь. Содержание и кормление — вещи взаимосвязанные. Можно, как говорится, хоть шоколадом кормить корову, но если в помещении грязь, навоз, аммиачный дух, то в таких условиях от коровы ждать должной отдачи не приходится. Здесь, правда, надо отметить, что в Израиле мы не увидели сараев, привычных для нас животноводческих помещений. Другие климатические условия. Там просто навесы. У нас, когда мы уезжали было 2-3 градуса мороза. А там тепло. Мы рассказывали израильтянам, что морозы у нас бывают по-настоящему трескучие. А у них другая проблема — жара до 40 градусов. Зимой температура выше 20-и градусов. У них поэтому стоят вентиляторы, животных орошают водой. Вентиляторов установлено очень много, обдувается каждый квадратный метр. Короче говоря, и у них, и у нас одна задача — создать комфортные условия для коровы. Естественно, накормить в полном объеме, дать все необходимые микро- и макроэлементы, всё должно быть сбалансировано. Естественно, что всё зависит еще и от породы, поэтому очень важно вырастить здоровую корову и получить здоровое потомство. Это еще одна архиважная технологическая цепочка. И они об этом знают, знают о корове всё, а главное — все требования технологической цепочки строжайше выполняются. Целиком и полностью. Отсюда и результаты.
— Какие травы у себя они выращивают? Как осуществляется весь процесс заготовки кормов?
— Конечно, о кормах шел очень подробный разговор. И первое, что мы услышали, — у дойных коров на кормовом столе двадцать компонентов. Там было всё: ячмень, пшеница, соя, травяные корма — силос, сенаж и прочее. Вот такая балансировка по 20-и компонентам. У нас такое не получается. А в сухостойный период в рационе еще больше компонентов. Если бы мы так кормили, то у нас бы не было множества ветеринарных проблем. Маститных животных у них очень мало — единицы. Одна на пятьсот голов. Наши вопросы о заболеваниях коров, можно сказать, вызывали легкое недоумение. По большому счету, если у них корова серьезно заболевает маститом, то потом эту корову уже на воспроизводство не пускают.
Корма, в основном, закупаются. Так и прозвучало, дескать, в Беларуси корма свои, а почему такая себестоимость? Вообще, в основе производства молока — экономика. Они просчитывают всю цепочку. Все заточено на то, чтобы обеспечить реальный доход от коровы. Планка доходного производства стоит на уровне не менее 22% рентабельности. Если меньше, то ферма разорится. Нормальный уровень — 25%. Вот так. Очень высокая планка. Я уже много где бывал: в Германии, Польше, но вот такая учеба прошла впервые. Мы получили исчерпывающие ответы на очень многие вопросы, чтобы преодолеть свои достигнутые рубежи.
— После такой поездки есть над чем задуматься?
— У нас за один день сломались все сложившиеся стереотипы. Во-первых, должен сказать, нужно всё и очень детально знать о корове. Во-вторых, у них созданы и применяются специально для этого разработанные программы.
И, пожалуй, самое главное, — надо учить и готовить людей. Можно приобрести золотое оборудование и иметь самые качественные корма, но ничего толком не получить. Нужны грамотные ветеринарные врачи, зоотехники, четкое обучение специалистов, доярок, чтобы всё безукоризненно делать в соответствии с технологическими требованиями. Иначе так и будем получать по 6-7 тысяч килограммов молока от коровы. А когда на фермах будет господствовать технология — тогда можно рассчитывать на должный результат.
Беседовал Михаил Севостьянов