Профориентация с аграрным акцентом
Как поднять престиж сельского хозяйства среди молодежи и повысить ответственность заказчиков кадров для АПК? Как совершенствовать профориентационную работу в учреждениях образования аграрного профиля? Какие необходимо внести изменения в Кодекс об образовании и правила приема в вузы? Эти и другие вопросы обсудили на примере БГСХА депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в Горках. Десятого сентября здесь прошло выездное расширенное заседание Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке под руководством ее председателя, члена-корреспондента НАН Беларуси, профессора Игоря Марзалюка.
Перед началом мероприятия его участники встретились с председателем Горецкого райисполкома Александром Бутаревым и ректором академии Виталием Великановым, познакомились с экспозицией выставки достижений и научно-методической литературы, педагогического опыта ученых и творчества студентов.
Открывая мероприятие, Игорь Марзалюк акцентировал внимание на актуальности изучения депутатами опыта БГСХА как крупнейшего агропрофильного вуза, имеющего статус ведущего в Национальной системе образования и активно работающего с классами аграрной направленности.
— Проблема кадров актуальна сегодня для многих отраслей, но особенно остро она ощущается в сельском хозяйстве. Вузы испытывают проблемы с набором на сельхозспециальности. Очень важным элементом повышения их престижа среди молодежи является профориентационная работа, которой в стране уделяют много внимания в последнее время. Создана система непрерывного агрообразования, важным звеном которой являются профильные классы аграрной направленности. В настоящее время в 202 агроклассах обучаются 1187 учащихся. Необходимо, чтобы молодые люди развивали регионы, где они родились, — сказал Игорь Александрович.
По результатам выездного заседания в Горках депутаты сформулируют научно-практические рекомендации, направят их в министерства сельского хозяйства и продовольствия и образования и используют при подготовке новой редакции Кодекса об образовании, работа над которым находится в завершающей стадии.
Начальник главного управления образования, науки и кадров Министерства сельского хозяйства и продовольствия Владимир Самсонович рассказал об основных подходах к организации работы с агроклассами в учреждениях образования, задачах аграрной экспортно-ориентированной отрасли страны и тенденциях подготовки высококлассных специалистов для нее. По уровню производства основных видов сельхозпродукции Беларусь входит в число мировых лидеров. К 2020 году белорусские аграрии должны вывести уровень производства зерна на 10 млн т, молока — 9,2 млн т, картофеля — 5,6 млн т, мяса скота и птицы — 1,9 млн т. Увеличить производительность труда в сельском хозяйстве в 1,4 раза, рентабельность продаж — до 10%, а экспорт сельхозпродукции — до $7 млрд. Для решения задач, поставленных в госпрограмме развития агробизнеса перед отраслью, подчеркнул Владимир Алексеевич, нужны высококвалифицированные специалисты, знающие современные информационные технологии и научные разработки. Тем временем в аграрном секторе страны вакантны 4,4 тыс. мест среди руководящих работников и специалистов. А динамика выбытия квалифицированных кадров достигла 15% в год. Эти показатели еще выше в Витебской (19%) и Гомельской (16%) областях. По итогам 2018 года, закрепление выпускников аграрных вузов с 56 снизилось до 50%.
Готовят специалистов аграрного профиля в стране 4 вуза (БГСХА, БГАТУ, ВГАВ, ГГАУ) и 27 колледжей. Минсельхозпроду разрешили до 60% набора студентов в аграрные вузы проводить за счет целевой подготовки, являющейся гарантией возвращения выпускников в регионы, в которых они выросли. Разработано положение о стимулирующих мерах и доплатах к стипендии целевикам. Однако если в 2018 году в сельхозвузы по целевым договорам зачислили 42% абитуриентов, то в 2019 году — 37%. Это всего 883 человека против 1027 год назад. Чтобы решить проблему мотивации школьников к осознанному выбору сельхозспециальностей, в 2018 году открыли агроклассы. Могилевская область является лидером в этом направлении, создав 53 класса для 268 человек.
По словам Владимира Самсоновича, уже в 2020 году выпускники агроклассов, имеющие в своих аттестатах не ниже 7 баллов по профильным предметам, будут зачислены на сельхозспециальности без экзаменов с заключением договоров о целевой подготовке. Такая льгота сегодня действует для выпускников педклассов.
Чтобы решить проблему с набором студентов, Владимир Алексеевич предложил увеличить на 1 день сроки приема документов в аграрные вузы на сельскохозяйственные специальности, предусмотреть после допнабора время на проведение вступительных испытаний в вузе в течение 2-3 дней по одному из профильных предметов и разрешить абитуриентам, имеющим один сертификат ЦТ по профильному предмету, сдавать в вузе экзамен по второму.
В своем выступлении первый заместитель министра образования республики Ирина Старовойтова отметила важность привлечения к работе с учащимися агроклассов руководителей и специалистов эффективных сельхозпредприятий, местной исполнительной власти, необходимость усиления взаимодействия вузов с непосредственными заказчиками кадров для АПК и увеличения научной составляющей профессорско-преподавательского состава. К слову сказать, процент остепененности преподавателей в вузах аграрного профиля на 3% больше, чем в среднем по стране.
Начальник отдела профориентационной работы БГСХА Андрей Горновский поделился опытом своей работы. Декан агрономического факультета БГСХА Наталья Дуктова сообщила об учебно-методическом обеспечении работы агроклассов и проблемах, с которыми сталкиваются учителя на местах. Не везде налажено взаимодействие с райсельхозпродами и сельхозпредприятиями по организации тех же экскурсий в сельхозвузы и на объекты. Она предложила рассмотреть возможность снижения порогового балла (с 7 до 4-5) при формировании агрокласса. Игорь Марзалюк считает, что можно снизить планку только до 6 баллов, но не меньше: «С 4-5 баллами надо идти в ПТУ, а не профанировать высшее образование».
Депутаты побывали в СШ №2, где начальник отдела по образованию райисполкома Владимир Лебедев, заместитель директора по учебной работе Татьяна Безносова презентовали опыт работы по реализации регионального инновационного проекта «Малая академия», действующего с 2012 года. В рамках этого проекта работают межшкольные факультативы по химии и биологии, занятия на них ведут преподаватели БГСХА. Во второй половине дня посетили Ботанический сад, диагностическую станцию, рыбоводно-индустриальный комплекс КПУП «Форелевое хозяйство «Лохва», школу-ферму РУП «Учхоз БГСХА», музей БГСХА, познакомились с условиями проживания студентов в общежитии № 14. Ярким финальным аккордом стал концерт творческих коллективов в центре студенческого художественного творчества.
Елена АГЕЙЧИК
Фото Сергея ВЛАДИМИРОВА
Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке:
— У нас высшее образование стало всеобщим. Сегодня количество выпускников с дипломами о высшем образовании не свидетельствует о качестве подготовки кадров.
Семь баллов по профильным предметам для агроклассов — немного. Философия высшей школы — это то, что в нее не берут всех. В ряде стран, той же Германии, именно средний балл определяет, пойдет старшеклассник учиться в гимназию, после которой поступит в вуз, либо в реальную школу. Ничего не мешает тем, у кого средний балл по профильным предметам ниже 7, пойти в средне-специальные учебные учреждения, повысить в колледжах и лицеях качество своих знаний и поступить в вуз.
Я считаю, что ответственность заказчика за кадры необходимо повысить, и она должна быть определяющей не только в его трудоустройстве, но и в уровне заработной платы. В недоборе в этом году 36 человек на факультете биотехнологии и аквакультуры БГСХА вижу чисто техническую проблему, когда увеличили прием на 500 человек в медуниверситеты, не просчитав последствий для других вузов. Универсальная формула приема — качественно проведенная профориентация с ребятами и их родителями. Заведующие выпускающими кафедрами и деканы факультетов должны работать на полную силу. Декан всегда несет ответственность за набор на свои специальности, потому что это ставки его преподавателей. А ректор и проректор постоянно должны контролировать все эти процессы.
Елена Колеснева, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
— Сегодня уже сделаны определенные шаги для повышения престижа аграрных специальностей среди молодежи, в том числе — открытие аграрных классов. Должна быть разработана система привилегий, которая привлечет в них учащихся. Планируется предоставить уже в 2020 году выпускникам агроклассов, имеющим в своих аттестатах не ниже 7 баллов по профильным предметам, возможность поступать на сельхозспециальности учреждений высшего образования без экзаменов с обязательным заключением договоров о целевой подготовке.
Один из вопросов, который изучался сегодня, — надо ли ограничивать баллы при принятии учащихся в аграрные классы и сколько они должны быть. Я ограничений не делала бы при зачислении в агроклассы. Пусть ребенок попробует. А может, он подтянется до более высоких баллов своих одноклассников. Жизнь покажет, сможет ли он учиться в высшей школе. Может, при такой конкуренции у него проявится еще большая заинтересованность, он будет стараться и состоится в будущем в этой профессии.