Летом сорок первого
На территории Республики Беларусь нет такого места, где бы не отдавалась дань любви и глубокого уважения героям Великой Отечественной. Ныне живущим и будущим поколениям важно, чтобы не угасла память о прошлом, чтобы возносились вверх обелиски и храмы во славу тех, кто принес освобождение белорусской земле.
Ясным летним утром гитлеровские войска вероломно вторглись на территорию СССР. Беспрерывным потоком, с грохотом техники, под незамысловатые мелодии губных гармошек, катилась на восток адская фашистская машина смерти.
Тягачи тащили пушки, натужно ревели моторы бронетранспортеров, лязгали гусеницами танки с белыми крестами на броне.
И хотя война началась внезапно — ее ждали. И дело тут не в просчете или в недоверии Сталина данным разведки. В течение многих предвоенных месяцев назывались разные даты начала войны. Одна из таких дат — 20 мая 1941 года. Это была достоверная информация, но из-за восстания в Югославии Гитлер перенес день нападения на СССР на более поздний срок. Активно действовала германская разведка, дезинформируя советское командование, поэтому Советский Союз как раз в этот период времени нападения не ожидал.
Германия и ее союзники основную ставку, согласно плану «Барбаросса», делали на фактор внезапности, тактику «блицкрига» — молниеносной войны. Разгром СССР планировалось совершить в течение двух-трех месяцев силами трех групп армий: «Север», наступавшей на Ленинград; «Центр», рвавшийся в сторону Москвы и группа армий «Юг», атаковавшая Украину.
В первые дни войны успех сопутствовал германским войскам, которые нанесли серьезный урон советской системе обороны. Были уничтожены армейские штабы, склады с продовольствием и вооружением, парализована деятельность службы связи, захвачены стратегически важные объекты. К 10 июля 1941 года группа армий «Центр», оккупировав Белоруссию, подошла к Смоленску, группа армий «Юг» захватила Правобережную Украину, а группа армий «Север» — часть Прибалтики. Потери Красной Армии в личном составе составили более двух миллионов человек с учетом попавших в окружение.
Но Гитлер просчитался. Мобилизационные ресурсы Советского Союза были настолько велики, что уже к началу июля 1941 года в Красную Армию были призваны пять миллионов человек, что позволило закрыть бреши фронта. Германское командование считало, что под стремительными ударами хорошо подготовленной, имеющей боевой опыт немецкой армады, вермахт не встретит серьезного сопротивления и под напором хорошо обученной германской военной машины Красная Армия не сумеет устоять и оказать достойный отпор.
Предполагалось, что захват столицы СССР города Москвы окончательно деморализует советских солдат и война завершится молниеносной победой германских вооруженных сил.
Первый удар немецко-фашистской армии приняли на себя 85 тысяч пограничников. К началу Великой Отечественной войны в составе погранвойск находилось 47 сухопутных и 6 морских пограничных отрядов, 9 комендатур и 11 полков, общей численностью около 100 тысяч человек, а также стрелковые дивизии первых эшелонов прикрытия, не развернутые в боевые порядки, в то время как фашистская Германия сосредоточила на границе СССР 5,5 миллиона отборных войск — 190 дивизий, более 4-х тысяч танков и штурмовых орудий, 4980 самолетов, 47900 орудий и минометов. Особая роль отводилась немецко-фашистским военным формированиям, находившимся у советских границ между Балтийским морем и Карпатами.
Здесь было сосредоточено 70% всех немецких дивизий 75% орудий и минометов, свыше 90% имевшихся боевых самолетов.
Эта мощная группировка гитлеровских войск была создана для того, чтобы внезапным ударом разгромить советские вооруженные силы в приграничных округах и обеспечить германским войскам беспрепятственное движение вглубь Советской страны к важнейшим политическим и экономическим центрам, к Москве. В сложнейших условиях немногочисленные части пограничников любой ценой отстаивали занимаемые ими участки советской территории, самоотверженно сражались с гитлеровцами, силы которых во много раз превосходили защитников советских рубежей.
Советские Вооруженные Силы к июню 1941 года насчитывали около 5,7 миллиона человек и состояли из сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морского флота, войск ПВО и НКВД. Вместе с тем, экономические возможности Советского Союза не позволяли в сжатые сроки оснастить армию новым оружием и боевой техникой, завершить строительство оборонительных рубежей на границе страны.
В Красной Армии, после «политических чисток» конца 1930-х годов, остро ощущался дефицит опытного командного состава, особенно командиров дивизий и выше. Чтобы возместить потери в кадрах и обеспечить растущую потребность в них, в 1940-1941 г.г. была расширена сеть военных академий, училищ, курсов. Значительное количество командиров было призвано из запаса, возвращена в строй часть репрессированных. Но полностью исправить положение с кадрами к началу войны не удалось. Некомплект командного состава составлял около 20%.
С первого дня нападения Германии на Советский Союз началось героическое противостояние советского народа агрессору.
Территорию современной Республики Беларусь нацистам удалось захватить спустя всего несколько недель наступательной операции. Оккупация гитлеровцев продолжалась в Белоруссии 1129 суток вплоть до окончания операции «Багратион» — 29 августа 1944 года, целью которой было полное освобождение белорусских земель.
За это длительное время белорусам пришлось вынести немало страданий и горя. В горниле Великой Отечественной погиб каждый третий житель республики.
Фашистские изверги уничтожили свыше 5 миллионов евреев только за то, что они не принадлежат к арийской расе. Этот лженаучный термин, выдвинутый в середине XIX века авторами расовых теорий, широко использовался немецкими национал-социалистами.
После полного захвата немецкими войсками территории Белоруссии республика была разделена на три зоны управления: тыл армейской группы «Центр», рейхскомиссариаты «Остланд» и «Украина», генеральный округ Восточная Пруссия. Минск стал центром генерального комиссариата «Беларусь» в составе рейхскомиссариата «Остланд».
С первых дней оккупации в Минске действовало антифашистское подполье. Патриоты распространяли листовки, издавали газеты, устраивали побеги из концлагерей, помогали евреям вырваться из гетто, совершали диверсии. Одной из самых дерзких операций, организованных минскими подпольщиками, было убийство гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе.
О героической обороне защитников Могилева, которая вписана золотыми буквами в мировую военную летопись, сказано немало. Уже 23 июня начался массовый призыв в Красную Армию. В воинские части было отправлено 35 тысяч военнообязанных.
24 июня, выгрузившись на станции Луполово, подразделения 172-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора М.Т. Романова заняли боевые позиции и приступили к строительству оборонительных сооружений, дзотов, ходов сообщения.
В этот день произошли первые ожесточенные стычки с неприятелем. А вечером 25 июня вражеская авиация совершила массированный авианалет на Могилев. Моя мама, Раиса Сахрай, рассказывала: «Могилев жил в условиях военного времени. Немецкие и наши самолеты кружились над домами, стоял рев моторов, дрожали стекла, грохотали взрывы. Советские летчики старались помешать фашистским асам бомбить город. Наша семья и родственники мужа жили на Большой Гражданской улице, и мы с ужасом наблюдали за бомбежкой. Нам казалось, что самолёты летают буквально над нашим домом.
А по утрам через Могилев тянулись войска. Шло много артиллерии и пехота. Паники в городе не было. По-прежнему работали парикмахерские и некоторые магазины, а в минуты затишья казалось, что жизнь горожан не изменилась».
Тем не менее фронт приближался. 26 июня началась организация истребительного батальона в количестве 500 человек, а затем народного ополчения, в которое вступили более 12 тысяч бойцов.
28 июня в Могилеве расположился штаб Западного фронта. Он находился в лесу, по Чаусскому шоссе, в 12-и километрах от автозавода им. С.М. Кирова. К этому времени немецкие войска уже оккупировали Минск, Бобруйск, Осиповичи, Круглое. На улицах Могилева отряды милиции и истребительного батальона вступали в бой с немецкими диверсантами, переодетыми в форму служащих НКВД.
3 июля 1941 года передовые отряды вермахта подошли к дальним подступам Могилева. В город рвались 6 вражеских соединений. К 11 июля по всей линии обороны шли непрерывные кровопролитные бои. Из сотрудников милиции был сформирован батальон в количестве 250 бойцов под командованием капитана К.Г. Владимирова. Он вошел в состав сводного полка майора В.К. Катюшина. К 22 июля немцы непрерывно атаковали защитников Днепровского рубежа, днем и ночью шла бомбежка, горели дома в центре города и на его окраинах. С севера гитлеровцы вплотную подошли к станции Могилев-Товарная, оврагами и огородами просачивались в город со стороны реки Дубровенки. Через громкоговорители фашисты предлагали защитникам Могилева прекратить сопротивление и сдаться. В ответ на самых высоких зданиях города и на городской ратуше взметнулись ввысь алые полотнища. Могилев продолжал сражаться, а с городской ратуши в сторону моста через Днепр вел огонь крупнокалиберный пулемет.
В ночь на 26 июля, при выходе из окружения, защитники Могилева взорвали мост.
28 июля в два часа дня, после трехнедельной героической обороны, истерзанный и обескровленный Могилев пал, но не покорился врагу. Часть его защитников, прорвав вражеское кольцо окружения и, пройдя с боями по тылам противника, вышла за линию фронта. Другая часть, среди них — ополченцы, стали партизанами. Активно сражались с врагом подпольщики. Десятки фашистских танков и другой бронетехники были уничтожены при обороне Могилева. Здесь нашли свою могилу тысячи солдат вермахта.
С первых дней оккупации на Могилевщине стали организовываться партизанские отряды. Карательные меры фашистских нелюдей вызывали подъем освободительного движения белорусского народа, организацию всё новых и новых партизанских отрядов и соединений. К концу 1941 года в рядах народных мстителей сражалось 120 тысяч человек, организованных в 230 отрядах. Численность партизан к концу войны превышала 375 тысяч.
На белорусской земле полыхало пламя всенародной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. В 277-м партизанском полку, базировавшемся в Усакинских лесах Кличевщины, в котором находился и мой отец — Мота Сахрай, было 3 батальона, общей численностью 1457 бойцов. Такими же многочисленными были и другие партизанские полки, соединения, бригады. С июня 1941 года по июль 1944-го партизаны Белоруссии вывели из строя около 500 тысяч гитлеровцев, подорвали и пустили под откос 11128 вражеских эшелонов и 34 бронепоезда, разгромили 29 железнодорожных станций и 948 немецких штабов, комендатур и гарнизонов, сожгли на аэродромах 305 самолетов, вывели из строя 1355 танков, бронемашин и много другой техники.
Республика была оккупирована фашистами 3 года и 6 дней. Полностью разрушенными и разграбленными оказались 209 из 270 городов, 5454 деревень уничтожены гитлеровскими головорезами. Многие — вместе с их жителями. В период оккупации на территории Белоруссии действовало 260 концлагерей, в которых, по самым приблизительным подсчетам, было уничтожено более 1,5 млн человек.
3 июля — день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков, государственный праздник — День Независимости Республики Беларусь.
Великая Отечественная война оставила глубокий след в памяти белорусского народа. В знак всенародной скорби и преклоняясь перед мужеством тех, кто в неимоверно тяжелых условиях на протяжении 1418 военных дней и ночей боролся с врагом и трудился во имя будущего, в Республике Беларусь возводятся памятники, стелы, обелиски и мемориальные комплексы. Память о воинах, положивших жизни на алтарь Отечества, — в сердцах белорусского народа, газетных строках, книгах, фильмах, стихах.
Геннадий САХРАЙ