Детские страхи

«Я боюсь!» Как часто можно услышать эти слова от детей… Детские страхи: самые смешные, безобидные и в то же время пугающие, настораживающие, вызывающие желание защитить. Что мы знаем о них? Откуда они берутся? И самое главное, как помочь ребенку справиться с ними?

Страхи у детей разнообразны, и склонность бояться у разных детей развита в разной степени. Над одними страхами можно и нужно посмеяться вместе с ребенком, а над другими необходимо будет поработать. Есть страхи, присущие только определённому возрасту:
до 6 месяцев: страх громких и резких звуков, движений, упавших предметов; отсутствия мамы;
7 месяцев — 1 год: страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых; самых разных звуков; смены окружающей обстановки;
1-2 года: к предыдущим страхам добавляется боязнь травмы и боли, связанной с ней; разлуки с родителями, страх эмоционального отторжения с их стороны; страх природных явлений (грозы, молнии, грома) и некоторых животных; возможно появление ночных страхов;
2-3 года: боязнь наказания, боли; страх одиночества, темноты; боязнь больших, непонятных, угрожающих субъектов и объектов (например, Дед Мороз, клоуны и др.);
3-5 лет: страх смерти (своей, родителей, близких родственников), страх болезни, пожара, нападения бандитов; укуса змеи и пауков; страх темноты и замкнутого пространства;
5-7 лет:  ведущий страх — страх смерти; появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами; страх физического насилия, боязнь одиночества; страх перед наказанием; первые школьные фобии, которые связаны с поступлением в первый класс;
7-8 лет:  ведущий страх — утрата любви окружающих; боязнь неодобрения со стороны родителей; боязнь одиночества трансформируется в страх неприятия со стороны сверстников; боязнь темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф;
8-11 лет: страхи перед неудачами в учебе или на спортивных соревнованиях; боязнь «нехороших» людей (наркоманов, преступников); тяжелых болезней, физического насилия; некоторых животных.
11-13 лет: социальные фобии — боязнь показаться неудачником, глупцом, «уродом», особенно в компании приятелей; страх критики со стороны взрослых; много опасений, связанных с собственной внешностью; страх сексуального насилия; страх сильного заболевания и смерти.
Возрастной страх — своеобразное средство познания окружающей действительности. Детские страхи даже полезны: преодолевая их, ребёнок взрослеет. Однако, их количество и сила воздействия должны быть посильны для психики ребёнка и должны проходить по истечении времени, но у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться, перерастать в неврозы, бессонницу.
Необходимо отделять патологический страх от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка. Его можно отличить от «нормального»: если он препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее — к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический и может являться сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка, поводом обратиться к специалисту.
Чтобы бороться с ним, необходимо признать его, ни в коем случае не отрицать, будто всё это ерунда. Объясняйте ребёнку, что все люди чего-то боятся, что многим страшным вещам можно найти вполне логичное объяснение. Не наказывайте за проявленную «трусость» и не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой, не стыдите и не высмеивайте. Будьте внимательны, щадите чувства ребенка, говорите ему, как вы его любите и всегда готовы защитить.
Светлана ГОЛОВАЦКАЯ, психолог отдела общественного здоровья УЗ «МОЦГЭиОЗ»