Первые шаги в науку

Более 50 исследовательских работ представили учащиеся из Беларуси и России на конференции «Игры разума», прошедшей в рамках V Могилёвского фестиваля науки на базе Белорусско-Российского университета.

Одним из наиболее интересных исследований была признана работа «Мониторинг состояния воздушного бассейна в зонах отдыха Кричевского района посредством метода лихеноиндикации» учащихся школы №8 Кричева Софии Садовниковой и Дианы Швархалевой. Девушки на протяжении нескольких лет наблюдали за лишайниками в зонах отдыха, прилегающих к новой линии цементного завода. И, на основе своих наблюдений, зафиксировали факт загрязнения окружающей среды.
— При помощи лихеноиндикации на Чёрном озере и Святой кринице мы определили, что лихенофлора не повреждена, что указывает на чистоту атмосферного воздуха, — говорит София Садовникова. — Однако, проследив динамику на протяжении 4 лет, мы обнаружили, что лишайников становится меньше. В начале исследования мы допускали, что изменение численности лишайников произошло в пределах погрешности, однако наблюдение в течение 4-х лет не только за количеством, но и за качеством лихенофлоры позволяет нам говорить о загрязнении воздуха.
— Лишайники чувствительны к соединениям серы, мы предполагаем, что её слишком много в заводских выбросах, — добавляет Диана Швархалева.
Только лишь констатацией факта молодые экологи решили не ограничиваться: вместе со своим научным руководителем — учителем биологии Еленой Тилюпо — школьницы собираются обратиться в Кричевскую инспекцию, чтобы специалисты проверили фильтры на заводе.
— Это уже второе поколение исследователей, — рассказывает Елена Тилюпо о своих подопечных. — Дети, которые начинали данное исследование, уже окончили школу — и вот Диана и София подхватили эту работу и продолжают дальше. Изначально мы делали количественный анализ лишайников, а затем провели и качественный — решили обратить внимание на их кустистость. На мой взгляд, главная практическая значимость исследования заключается в том, что девочки рассказывают об этом в школе учащимся, выступают перед взрослыми на родительских собраниях. Такие знания нужно пропагандировать. Мне кажется, что нужно изучать биологию через свои переживания и впечатления, делать собственные выводы. Тогда эти знания останутся. Поэтому мы стараемся работать в практическом направлении.
По итогам конференции, исследовательская работа «Мониторинг состояния воздушного бассейна в зонах отдыха Кричевского района посредством метода лихеноиндикации» получила Диплом ІІІ степени.
Всего на конкурс было заявлено 145 работ из 101 учебного заведения, 53 из них приняли участие в финале. Исследовательские работы учащихся оценивались как членами профессионального жюри университета, так и членами детского (авторы работ) и учительского (руководители работ) жюри.
В целом в рамках Могилёвского фестиваля науки прошло множество интересных и познавательных мероприятий. Традиционно фестиваль открывала выставка-демонстрация «Наука вчера и сегодня», во время которой ведущие учёные и студенты вузов Могилёва, партнёры и организаторы фестиваля представили свои передовые технологии и научные разработки. Второй день был проникнут духом соревнований: кроме конкурса-конференции «Игры разума», в этот день прошли Международная олимпиада по математике «MATHOPEN BELARUS», фестиваль учебных фильмов «Физиканские львы», конкурс педагогических проектов среди учителей «Есть идея!», Международная олимпиада по черчению и начертательной геометрии «GRAPHO-2019», молодёжный форум «Маркетинг-NEXT», олимпиады по финансовой грамотности, программированию, материаловедению. В третий день молодёжь Беларуси и России собрал интеллектуальный чемпионат «Своя игра». В течение 3-х дней более 600 человек посетили лекции ведущих преподавателей, научных сотрудников отечественных и зарубежных учебных заведений, специалистов различных областей.
Всего же в фестивале приняли участие более 2000 человек из Беларуси, Грузии, Польши, России, Таджикистана.
— Цель нашего мероприятия — привлечение молодёжи к научной деятельности, — отметил ректор Белорусско-Российского университета, доктор технических наук, профессор Михаил Лустенков. — Мы хотим, чтобы молодые люди поняли, что наука — это не что-то заоблачное, что занимаются ей не избранные. Наука — это не обязательно страшные математические формулы. Наука — это, прежде всего, творчество и возможность саморазвития. Важно помнить, что даже маленькие победы в сфере науки на самом деле являются очень значимыми.
Наталья СТЕПУТЕНКО
ФОТО автора