Операция сельпотребкооперация

В агрогородке Гиженка Славгородского района мы узнали, чем потребительские сельскохозяйственные кооперативы могут помочь сельчанам.

Сапожник без сапог
Многие годы у нас на глазах творится страшная несправедливость: в сельских магазинах продукты питания стоят дороже, чем в городских. Понятно, что это объясняется транспортными расходами и торговой наценкой, но факт остаётся фактом. Люди, занимающиеся производством сельхозпродукции, вынуждены покупать её же, только переработанную, по завышенной цене. При этом у населения райпо закупает сырьё по ценам не просто низким, а унизительным.
Не удивительно, что многие сельские жители в сложившейся ситуации нашли выход в том, чтобы приобретать излишки продукции непосредственно друг у друга. И в самом деле: зачем покупать в магазине пакет разбавленного молока, да ещё при этом и переплачивать, если можно купить у соседа парное молоко прямо из-под коровы?
По логике, такие обстоятельства должны создать благоприятные условия для развития небольших семейных и фермерских хозяйств. Однако практика показала, что в одиночку как следует наладить производство и сбыт сельскохозяйственной продукции весьма трудно. Об этом говорят цифры: за весь период развития фермерства в республике прекратили деятельность более 4 тысяч таких хозяйств. Только вдумайтесь: 4 тысячи неудачных попыток…
По мнению учёных, такая ситуация во многом обусловлена отсутствием института кооперации. В отличие от фермеров Канады, США, стран Евросоюза, где потребительские сельскохозяйственные кооперативы успешно решают насущные проблемы мелких производителей в области снабжения ресурсами, сбыта продукции и внедрения инноваций в производство, наши фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств вынуждены рассчитывать только на себя.
Но и это ещё не всё. В нашем агропромышленном комплексе преобладает крупное производство, при этом большинство сельхозпредприятий находится в сложном финансовом положении. Они не заинтересованы в развитии и поддержке малых форм хозяйствования на селе. Ясное дело: зачем взращивать себе «конкурентов», да ещё за свои же деньги, которых и так мало?
Как видим, у мелких сельскохозяйственных производителей действительно много трудностей, которые можно преодолеть только совместными усилиями. Причём здесь не нужно изобретать велосипед, ведь существует опыт вышеупомянутых стран. Более того, даже в нашей области уже есть примеры успеха.
Соломинку и муха сломит, а сноп и конь не раздавит
Потребительский сельскохозяйственный кооператив «Гиженский аграрий» называют одним из наиболее динамично развивающихся в республике.
– Всё началось в 2013 году с местной инициативы, – рассказывает председатель кооператива Людмила Ерофеева. – На тот момент у нас реализовывался большой проект «Гиженка – территория для жизни и развития», в рамках которого выполнялись различные программы. Тогда и возникла идея создать кооператив.
Конечно, идея у сельчан возникла не на пустом месте: ещё в 2011 году они ездили за опытом в Гродненскую область, и даже за границу. Впрочем, Людмила Ерофеева считает, что, если западные примеры и подтолкнули жителей Гиженки к конкретным действиям по созданию кооператива, то сами предпосылки к этому сформировались давно.
– Испокон веков мы, белорусы, привыкли все делать вместе, сообща, помогать друг другу, – рассуждает Людмила Ерофеева. – Таков наш менталитет. Поэтому нам подходят кооперативные формы деятельности.
Однако наши люди часто имеют неправильное представление о том, что такое потребительский кооператив. В сознании многих понятие «кооперативов» ассоциируется со словом «колхоз», что не совсем верно. Потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные, ставят главной целью не извлечение прибыли, а минимизацию затрат и максимальное удовлетворение потребностей своих участников. Каким образом?
– Вместе мы закупаем животных, комбикорма, продаём свою продукцию, платим налоги, – разъясняет Людмила Ерофеева. – Сами понимаете, что сумма, которую так бы каждый платил по отдельности, в нашем случае делится на всех членов кооператива. Изначально членами сельскохозяйственного кооператива «Гиженский аграрий» были 8 его учредителей, позже к нам присоединились сыровары. Так что на данный момент в нашем кооперативе состоят 8 учредителей и 12 сыроваров. Некоторые члены кооператива выращивают малину, голубику, разводят домашнюю птицу. Есть молодые люди, которые занимаются кролиководством, овцеводством. Состав кооператива всё время меняется: кто-то выходит, кто-то вступает. Но, несмотря на такое движение, основной костяк остаётся.
Простая арифметика
– Сыроварение пока остаётся самым прибыльным из всех имеющихся у нас направлений, потому его активнее всего и развиваем, – продолжает Людмила Ерофеева. – Смотрите: государство принимает молоко по 50 копеек за литр, а сыр мы продаём за 10-12 рублей за килограмм. Конечно, это довольно дёшево, но всё равно получается в 2 раза выгоднее, чем просто сдавать молоко. Ведь из 10 литров молока получается 1 килограмм сыра.
Конечно, где-нибудь ближе к Минску мы могли бы продавать сыр дороже. Но туда ведь нужно ещё доехать, довезти свой продукт. В условиях мелкотоварного производства это практически нерентабельно. А местные жители по высокой цене сыр покупать не будут. Хотелось бы, чтобы у наших людей были зарплаты больше, но… мы исходим из того, что есть.
Поддержка инициатив
Для того, чтобы вступить в потребительский сельскохозяйственный кооператив «Гиженский аграрий», сегодня нужно совсем немного: написать заявление на имя председателя и заплатить вступительный взнос в размере 10 рублей. Всё, с этого момента вы – член кооператива. Из обязательств – только выполнение Устава. Членские, паевые и ещё какие-либо другие взносы в кооперативе пока не учреждали. Финансовые средства для развития производства до сих пор находили благодаря спонсорской помощи – специалисты фонда «Возрождение-Агро» из райцентра помогли оформить проекты, которые впоследствии выиграли гранты различных международных благотворительных организаций.
– Первым нашим проектом была программа «Молоко», имеющая целью создание условий для развития молочного производства в ЛПХ, – рассказывает Людмила Ерофеева. – Мы тогда залужали пастбища, приобретали электропастух. Но, к сожалению, программа прошла, а люди больше коров держать не стали. Даже наоборот. Сейчас на территории сельсовета осталось всего только 13 коров, а ведь ещё совсем недавно их было больше двадцати. Зато население активно интересуется козами. Оно и понятно: корову держать трудно, а козу легче. Потому в рамках последнего реализованного у нас проекта по поддержке домашнего сыроварения наш кооператив закупил зааненских коз. Коз мы предлагали в первую очередь сыроварам и тем людям, которые хотели бы заняться домашним сыроварением. Могу сказать, что за год количество ЛПХ, содержащих коз, в Гиженке увеличилось с 4 до 7. Для сравнения, ещё 3 года назад коз держала только одна женщина в Берёзовке. Так что положительная динамика есть.
Проблемы с логистикой
В прошлом году «Гиженский аграрий» открыл собственный торговый объект в агрогородке Лесная – сыроварам безвозмездно передали неиспользуемое здание магазина местного райпо, которое они отремонтировали и сделали там «Сырную лавку». Удалось это благодаря поддержке малых грантов ПРООН/ГЭФ в рамках заявленной кооперативом инициативы «Поддержка домашнего сыроварения как альтернативной формы занятости местного населения на и вблизи особо охраняемых природных территорий».
Почему именно в Лесной? Дело в том, что агрогородок Лесная входит во все туристические маршруты – здесь русские войска под командованием императора Петра І разбили шведов в 1708 году. В летний период каждую неделю сюда приезжают туристы – они же потенциальные покупатели вкусных домашних сыров. К тому же, частому посещению Лесной способствует выгодное месторасположение – от автодороги Могилёв–Славгород всего 1,5 километра. Гиженка же находится вдалеке от центральных автодорог. С одной стороны, это провоцирует проблемы с транспортом, с другой – создаёт возможности для развития агроэкотуризма. В том числе, гастрономического. Так что, когда кооператив закупил 2 сыроварни, одну из них разместили в Лесной, а другую – в Гиженке.
Кроме того, в рамках проекта удалось приобрести мобильный сырный прицеп, оборудованный витринами и холодильниками. На этом прицепе сыровары выезжают на ярмарки и другие массовые мероприятия, где можно продавать сыр.
Сейчас у гиженских сыроваров период затишья – до весны коровы «ушли в отпуск». Скоро начнутся растёлы, а потом уже будет и молоко. Те, у кого молоко ещё есть, принимают индивидуальные заказы по телефону.
Стоит обратить внимание, что и «Сырная лавка» в Лесной работает не на постоянной основе, а по запросу. Происходит это следующим образом: туристические группы, которые посещают Лесную, созваниваются с кооперативом – и на место торговли выезжают сыровары из ближайшего населённого пункта – агрогородка Лопатичи.
– В «Сырной лавке» сыровары рассказывают о нашей деятельности и проводят для туристов дегустацию, после которой желающие могут приобрести те сыры, которые им понравились, – говорит Людмила Ерофеева. – Сейчас мы ищем владельцев ЛПХ, которые занимались бы там сыроварением. Это вполне реально, поскольку население содержит более 40 коров. Мы стремимся к тому, чтобы в Лесной появились свои сыровары, поскольку Гиженка от «Сырной лавки» находится далековато.
Психологический барьер
Говоря о перспективах развития кооператива, Людмила Ерофеева отмечает такое направление, как переработка. Не секрет, что готовый продукт стоит ощутимо больше сырья, и домашние сыры – отличный тому пример. Однако даже в развитии этого довольно прибыльного направления есть кое-какие трудности.
– Дальнейшие шаги к развитию требуют не только определённой доработки, но и немалых финансовых средств, – поясняет Людмила Ерофеева. – Например, чтобы продавать сыры в городских гипермаркетах, нужно соблюдать все их требования, получать лицензию на продукцию. Для промышленного крупнотоварного производства это, может быть, и несущественная сумма, но для нас такая процедура является весьма дорогостоящей. Нам нужно думать в первую очередь о том, как закупить комбикорма – молоко не надоишь, если как следует не накормить корову. Сдерживает и то, что среди наших сыроваров всего пара человек на пенсии, а остальные занимаются сыроварением в свободное от основной работы время. Может быть, если бы кто-то рискнул сделать сыроварение своим основным родом занятий, развитие сырной отрасли, как и самого кооператива, получило бы новый импульс. К сожалению, людям старой советской закалки такое решение даётся непросто. Мы привыкли работать при государстве, потому страшимся рискнуть, шагнуть в неизвестность. У людей нашего поколения существует своеобразный психологический барьер, который преодолеть очень трудно. Молодёжи, может быть, проще в этом плане.
Партнёрство взамен конкуренции
А вот с чем проблем у кооператива нет, так это с взаимопомощью.
– У нас нет между собой конкуренции, мы всегда действуем сообща, выручаем друг друга, – говорит Людмила Ерофеева.– Торгуем мы тоже вместе. И если кто-то справляется раньше других, то он никуда не уходит, а помогает остальным продать свой товар. Чувство плеча – это очень важно на самом деле.
К слову, также взаимовыгодное сотрудничество при желании можно наладить и с другими сельскохозяйственными организациями, в том числе крупными. Нужно только подумать, чем они могут быть полезны друг другу. И как следует договориться.
А то ведь ситуация у нас сложилась практически парадоксальная. Если кооперативы успешно функционируют в обществах, для которых больше характерен индивидуализм, то на благодатной почве нашего коллективистского менталитета, по идее, они должны цвести буйным цветом. Пока же мы наблюдаем лишь робкие попытки становления, а точнее сказать, возрождения потребительских сельскохозяйственных кооперативов. Станут ли они панацеей для мелких сельхозпроизводителей?
Вопрос в том, насколько сами сельхозпроизводители к этому готовы.
Наталья СТЕПУТЕНКО
ФОТО автора