Где теряется продукция?

Как было отмечено в ходе недавней коллегии Минсельхозпрода, состоявшейся на минувшей неделе в Бобруйске, в последние годы в аграрном секторе экономики произошел спад производства животноводческой продукции. Особенно заметен он в молочной отрасли. Чтобы исправить ситуацию, в настоящее время в облсельхозпроде организована системная работа технологических групп, состоящих из специалистов по всем направлениям в животноводстве. На местах к ним присоединяются специалисты райсельхозпродов и хозяйств и на наиболее проблемных комплексах и фермах выявляют недостатки и намечают конкретные пути их исправления. В ходе мониторингов всей цепочки производства молока первоочередное внимание обращается на выполнение технологических параметров по содержанию животных, воспроизводство дойного стада.
О том, каким образом организована эта работа, в сегодняшнем выпуске рассказывают участники технологических групп.

Елена ШИБУТ, первый заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома:

— В минувшем году мы недобрали в области 287 тысяч тонн молока и 35 тысяч тонн продукции выращивания, в финансовом итоге недополучили 62,8 миллиона рублей. В пересчете на балло-гектар сельхозугодий, показательном для современных расчетов эффективности сельхозпроизводства, производство молока в области за 2018 год снизилось на 5,4%.Только на недовыполненном показателе осеменения коров в срок 21 месяц вместо 15 область потеряла больше 47 миллионов рублей. Самыми насущными проблемами животноводческой отрасли остаются вопросы непроизводительного выбытия животных и воспроизводства стада. В 2018 году в сельхозорганизациях выбыло больше 16 тысяч голов КРС – это 143% к уровню прошлого года. Падеж увеличился во всех районах, кроме Горецкого, Кировского и Могилевского. К уровню прошлого года недополучено 6808 голов телят.
Но если к итогам года подойти дифференцированно, можно проследить, что за последний квартал прошлого года в области удалось получить все-таки положительную динамику в направлении сохранности в общественном животноводстве, организации воспроизводства стада и сохранности жизненного долголетия дойного стада. Если за первые 5 месяцев область плюсовала по падежу скота в отрицательном направлении на уровне 164 процента, то к концу года эта печальная статистика снизилась до 143 процентов. Если в первом полугодии ежемесячный показатель падежа держался в диапазоне от 1300 до 1800 голов, то во втором полугодии сократился от 1000 до 1100. И в общей ситуации это дорогого стоит, так как с наскока эту застаревшую проблему не разрешить. Так что сама положительная динамика – уже повод для оптимизма.
В сегодняшних условиях дефицита кормовых и кадровых ресурсов очень важно принимать грамотные управленческие решения. К сожалению, высокая сменяемость кадров, в том числе, руководящих из звена райсельхозпродов, привела к тому, что новые руководители не всегда понимают, куда в первую очередь надо направлять свои усилия. Поэтому и были созданы в облсельхозпроде технологические группы. Аналогичные группы технологов есть в каждом районе. Важно, чтобы к рекомендациям специалистов не просто прислушивались, а безоговорочно их соблюдали, причем под жестким контролем руководителей районных исполкомов.
Сегодня в нашей работе важно расставить приоритеты. Наиважнейшая задача – как можно успешнее за февраль-март закончить нашу «посевную» в животноводстве. Произвести осеменение под растел 2019 года. Сконцентрировать все усилия, чтобы максимально эффективно осеменить всех коров и телочек, обеспечить базу для растела следующего года, а значит — и для увеличения производства молока. Причем, работать придется, как говорится, в ручном режиме управления, решения должны быть «штучными» — сколько хозяйств, столько и подходов надо будет изобретать.

Виктор ВИТКОВСКИЙ, директор РУСПП «Могилевское Госплемпредприятие»:

— Думаю, что во главу решения непростой проблемы восстановления численности молочного стада в области следует поставить вопросы кормления и лечения животных. Но не менее важным фактором считаю кадровый вопрос. В области не хватает не только руководителей среднего звена. Только недавно появился главный ветеринарный врач области. Долгое время ветслужба не имела четкой концепции, схемы лечения. Кроме главной боевой «тройки», в составе заместителя председателя облсельхозпрода по животноводству, руководителя ветеринарной и нашей племенной службы, очень важно координировать действия со службой растениеводства, сосредоточиться на тех районах, в которых образовался дефицит кормов. Мы намерены выезжать, помогать организовать переброску кормов, чтобы оградить животных от бескормицы. Именно из-за этого фактора у коровы развивается гипофункция яичников и осеменить ее невозможно. И сервис-период вместо 120-130 дней после растела может продолжаться до 200 дней.
Особое внимание надо обратить на необходимость ранней диагностики заболеваний у коров. Диагностировать возможные патологии необходимо уже через месяц после отела. Тогда своевременно животное можно пролечить и отправить «в строй». Для этого в области приобретено два УЗИ-сканера — в Кировском и Мстиславском районах. Ветврачи должны подходить к корове на 32-й день после отела, а вооруженные УЗИ-сканером смогут проводить диагностику гораздо эффективнее. Недопустимо спохватываться через два месяца и тем продлевать сервис-период. Сегодня же в области неосемененными свыше 60 дней остаются около 30 тысяч коров. И это прямой удар по экономике отрасли не только в прошедшем году, но и отрицательный задел на будущий. Арифметика проста. Один день содержания коровы обходится 20 рублей. Чем больше длится сервис-период, тем ниже рентабельность всей отрасли. А когда животное целый год не приносит приплода, вовсе его содержание оказывается нерентабельным. Для сравнения можно привести такой пример. Корова в общественном животноводстве Брестской области приносит 670 рублей прибыли, а в Могилевской – всего 370.
Так что у животноводов области есть над чем работать.