На дворе зима, а в душе — весна

На дворе и снежит, и морозит, но весна не за горами. Рачительный крестьянин уже и отремонтированную технику помаленьку из мастерских выводит. К концу марта, по поручению правительства, почвообрабатывающие и посевные машины, не говоря уже о тягловой силе, должны быть в полной готовности и по первому зову во всеоружии выйти в поле.
Тем временем в Учебном центре Облсельхозпрода в полном разгаре своя, предвесенняя страда — подготовка и повышение квалификации механизаторских кадров. Уже прошли обучение группы трактористов-машинистов. Вслед за ними учебные классы заполнили инженерные работники хозяйств, в том числе фермерских.

К проведению занятий, по сложившейся традиции, привлекаются учёные Белорусской сельхозакадемии. Они же принимают участие в тестировании слушателей. Проверка идёт не только на предмет усвоения технических и технологических тонкостей, но и вопросов, касающихся, скажем, оплаты труда, правильного оформления производственных заданий, финансовой части. Не менее важны проблемы качества выполняемых работ, от чего порой зависит судьба конечного результата — когда по осени считать нечего.
Не случайно директор учебного центра Яков Яроцкий, кандидат технических наук и преподаватель основных дисциплин, нашёл полезным практиковать в финале учёбы такую действенную форму проверки знаний, как собеседование. Причем с участием представителя СМИ с последующей публикацией материала. Это своего рода заочная учёба, а газета служит своеобразной памяткой тому, кто в этом нуждается. Пример тому – публикуемый сегодня материал – фрагменты собеседования.
Яков Устинович обращается к Василию ЕВСЕЕНКО, и.о. главного инженера ОАО «Александрийское» Шкловского района:
— Василий Михайлович, расскажите, пожалуйста, как у вас организована работа по подготовке техники к весенне-полевым работам?
— Поскольку инженерный состав не укомплектован, инженеры меняются, видимо слабоватые, тем не менее, работа в мастерских идёт. В первую очередь, надо подготовиться к внесению органики, а там – в порядке очередных полевых работ.
— Какое оборудование для проведения ремонта есть в вашей мастерской? Очень важно, чтобы, как минимум, были токарный станок, сварочный аппарат, чтобы аккумуляторщик работал…
— Аккумуляторщик был. Шланги делали сами, топливные насосы диагностировали и ремонтировали специалисты. Но эти должности сократили. Токарные станки есть, но нет токаря. Если надо что-то выточить – сам начальник мастерской становится к станку. Или инженер по сельхозмашинам. Со сварщиками всё нормально, проблем нет.
— Организация ремонта — это целый комплекс работ. Заранее проводят дефектовку, определяют, какие машины и какого ремонта требуют. Затем приобретают необходимые запчасти… У вас такой процесс, как дефектовка, проходил? Составлялся перечень — сколько чего требуется приобрести, и так далее?
— Конечно! Техника в мастерской осматривается, составляются дефектные ведомости, Они предъявляются инженеру и директору, потом снабженцам передаются.
— Исходя из ваших слов, я понял, что это происходит тогда, когда машина заходит в гараж или в мастерскую. Но ведь это должно быть не совсем так. По сути дела, когда мы ставим технику на хранение, вот тогда и проводится дефектовка. Есть три позиции. Первая — это часть работ, которые можно выполнить в мастерской. Какие-то запасные части надо закупить. Или же снять определённый узел и отправить в ремонт. Например, двигатель. А если надо что-то обязательно купить? Например, подшипник. Его нельзя отремонтировать в мастерской, его надо купить. Так вот при дефектовке и учитываются эти три позиции. Делается общий свод и кладётся на стол – руководству и в бухгалтерию. Но это надо делать заранее. То, что вы делаете, может быть, и неплохо, но это не совсем то, что требуется.
— Согласен, но опять же это можно сделать по агрегатам. А, допустим, в работающем тракторе не знаешь, что может вдруг сломаться. В комбайне можно делать дефектовку при постановке на хранение, в культиваторе или в другом агрегате. Здесь при постановке на хранение уже можно что-то предусмотреть и с осени, а в течение зимы что-то заварить, заменить, выточить, отремонтировать. С тракторами так не получается. Тут требуется оперативное вмешательство: затянули в мастерскую, что-то выточили, что-то срочно заказали…
К беседе подключается Николай СИВИК, главный инженер подсобного хозяйства Климовичского ликеро-водочного завода.
— К вам, Николай Александрович, вопрос такой. Мы говорим об организации ремонта. Но чтобы он проводился качественно, требуется каким-то образом заинтересовать исполнителей этого процесса. Речь о мотивации труда. Как у вас организована оплата труда на этих работах?
— Всё сводится к тому, чтобы был определённый график работ, с учётом задания и затраченного времени на выполнение той или иной ремонтной операции.
— То есть, в основе лежит норма времени…
— И оплата за это время.
— У вас полный или сокращённый рабочий день?
— Полный день. С восьми до пяти часов с перерывом один час на обед.
— И сколько за это полное рабочее время механизатор может заработать — если он старался, не было замечаний с вашей стороны?
— Рублей 350.
— Вы как считаете, это нормально?
— Конечно, мало. Если человек выполняет более сложную работу, требующую особых знаний, умения, если, иными словами, он вкладывает в неё свой опыт, интеллект, то начисляется доплата за сложность, профессионализм, качество исполнения.
— Попутно ещё один вопрос — очень интересный, с которым мы сталкиваемся весной, — это агрегаты, которые отремонтировали и выводим на поле. Оказывается, в процессе ремонта заплачены большие деньги, но отрегулировать нужные технологические параметры не получается, потому что механизмы, которые должны, скажем, вращаться, заварены. Так вот с точки зрения оценки качества этой работы, как у вас это происходит? Как налажен контроль?
— Смотрим, кто виноват, решаем, что делать…
— Ищи потом виноватого, когда надо пахать и сеять. Но для того, чтобы не возникало подобных недоразумений, должен быть оформлен соответствующий документ, который можно поднять и посмотреть: кто же в своё время подписал и тем самым санкционировал эту некачественную работу… А я вам приведу пример — то, что видел в фирме «Кроне». Представьте: идёт ремонт. Рама комбайна ставится на конвейер и начинает двигаться. А там 6 или 8 постов. На каждом посту стоят три-четыре человека. И каждый в порядке очереди выполняет свою функцию: меняет деталь, устанавливает тот или иной узел. А на раме висит большой журнал. И каждый мастер, выполнив свою функцию, тут же записывает это в журнале и расписывается. И если, допустим, в ваш Климовичский район прибыл комбайн из Германии и вдруг случилась какая-либо неисправность, сюда немедленно самолётом летит инженер ремонтного предприятия, устраняет эту неисправность и оценивает, по какой причине, по чьей вине она произошла. У нас такое было: отказывали гидронасосы. И виноватой оказалась фирма, которая поставляла такие насосы, а не работник, поставивший их на агрегат. И фирма «Кроне» просто заменила поставщика некачественных узлов и перешла к услугам другой фирмы. Поэтому, когда мы сделали ремонт, надо составлять акт с подписью и ремонтника, и других причастных к этому ответственных специалистов.
Сергей ЗАЯЦ, главный инженер Учхоза Белорусской сельхозакадемии:
— Ваше учебное хозяйство всегда и во всём неизменно на высоте. Как сейчас у вас обстоят дела с подготовкой к весеннему севу? Вы уже всё сделали, или ремонт продолжается?
— Он и не прекращался. Одни механизаторы заняты, скажем, на посевных работах, другие — на обслуживании животноводческих комплексов, а в мастерской ремонтники своим делом занимаются. Без дела никто не сидит в ожидании, когда что где сломается.
— Проходил республиканский семинар по ремонту техники. Это было в Клецком районе, и я присутствовал на нём. Нам рассказали и показали, как на заводе в Лиде формируют набор запасных частей, которые хозяйства полным комплектом закупают. Чтобы не ремонтировать, а целиком менять узлы – сошники и так далее. Правда, это удовольствие стоит очень дорого — примерно под 35-40 тысяч за комплект. Но там очень много разных узлов. Как вы готовите этот агрегат — закупаете полный комплект, который рекомендует завод?
— Нет, комплекс не берём, а закупаем частями через Интернет.
— А ведь многие инженеры положительно отозвались, потому что таким образом машину можно быстро восстановить. Но это, конечно, дорого. Вы решили по-другому работать — и это тоже хорошо… Скажите, Сергей Константинович, а как у вас с оплатой труда?
— Рабочий день не полностью занимаем — с восьми до четырех работаем. Оплата в основном повременная, но за качество работы применяем коэффициент.
— Сколько, к примеру, с учетом доплаты получает в среднем механизатор, который ходил на работу в мастерскую каждый день?
— С учетом качественной работы — примерно рублей 350.
— Конечно, зарплата невысокая. А с точки зрения набора машин по технологии — мы с вами здесь прослушали много лекций в этом плане — хватает у вас набора машин, чтобы обеспечить полный и должный технологический процесс?
— Машин-то хватает — хороших специалистов маловато…
— И это не только ваша проблема. Недавно я прочел в газете о нехватке механизаторских кадров. По Могилевской области — около 360 человек. На следующей неделе у нас будет проведена учеба механизаторских кадров в плане повышения квалификации. Министерство сельского хозяйства разослало бумагу, в которой требует повысить квалификацию не только сельских механизаторов, но и привлеченных городских, которые будут заняты на весенних полевых работах. Скажите, у вас, в вашем хозяйстве есть потребность в дополнительных кадрах со стороны?
— В принципе, у нас нет такой острой необходимости. В прошлом году привлекали одного человека из академии. В основном на собственные силы рассчитываем.
(Продолжение следует)
Записал Михаил ВЛАСЕНКО