От теории к практике

Постоянно растущие требования, предъявляемые к качеству профессиональной подготовки руководителей и специалистов, привели к применению практико-ориентированного обучения в учреждениях высшего образования Республики Беларусь. Для подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов в БГСХА было принято решение усилить практическую составляющую обучения на всех факультетах и часть практических занятий по учебным дисциплинам проводить в условиях производства.

Практическая направленность обучения не прошла стороной и факультет биотехнологии и аквакультуры. Уже второй учебный год на факультете увеличен набор и добавлена еще одна учебная группа. Всем первокурсникам и второкурсникам надо пройти учебную практику.
В качестве объекта для проведения практических занятий выбрано предприятие, у которого есть чему поучиться, а именно РУП «Учхоз БГСХА», которое имеет уникальную, не имеющую аналогов в Республике Беларусь, учебно-научно-производственную школу-ферму и машинно-тракторный парк.
Сюда первокурсники и второкурсники факультета биотехнологии и аквакультуры БГСХА приходят после занятий в аудиториях учебных корпусов и с 4 до 8 часов вечера работают. Студенты помогают кормить, доить и ухаживать за животными, учатся диагностировать у буренок мастит, проверять качество молока, убирают производственные помещения. Первыми после теоретических занятий после обеда надели специальные халаты будущие зооинженеры. Каждый день они в составе групп по 10-12 человек в свободное от учебы время в течение четырех часов осваивают тонкости организации производственных процессов на современной фабрике молока.
— Для наших студентов это очень значимый опыт, — рассказывает ответственный за практическое обучение на факультете биотехнологии и аквакультуры Александр Дуктов. — Во время практики летом они видят только один сезон кормления и содержания животных. Однако рационы в разные периоды существенно отличаются. Летом — это зеленая масса, зимой — консервированные корма: сенаж и силос. Таким образом, увидев на практике в школе-ферме, как организован производственный процесс в течение года, студенты получают полное представление об алгоритме действий в разные периоды времени и лучше усваивают материал. Они видят все преимущества и недостатки, могут проанализировать ситуацию и сделать выводы, которые имеют практическое значение.
Практиканты-первокурсники говорят, что во время такой практики они учатся обращению с животными, видят условия их содержания и рационы кормления, какие проблемы решаются для увеличения производства продукции, учат ся определять показатели микроклимата, чтобы животным было комфортно, получают более полное представление о том, чем будут заниматься в будущем. Недаром говорят, лучше увидеть своими глазами и попробовать на практике, чем по книжкам учить теорию.
Для студентов, специализирующихся на птицеводстве, приезд на школу-ферму стал замечательной возможностью увидеть будни зоотехников, как содержат и чем кормят коров и телят. В ходе практических занятий студенты оценивали разные типы доильных установок и даже попробовали поработать на них. Они побывали также в родильном отделении, приняли участие в диагностике мастита у коров, научились обращаться с животными, когда их направляют в доильный зал, освоили алгоритм требований технологического регламента по подготовке буренок к доению и после него. Для них все было в новинку и в будущем пригодится. Технолог производства должен быть профессионалом своего дела и глубоко разбираться не только в своей основной специализации — птицеводстве.
Управлять процессами производства в животноводстве — это интересно и всегда будет востребовано в экономике. Заведующий школой-фермой Александр Попко помощниками доволен и считает решение о круглогодичной практике студентов своевременным. Животноводы на школе-ферме трудятся до 16 часов. А потом их подменяют студенты. Все виды работ, которые делают животноводы, должны знать зоотехники. Ребята очень хорошие, помогают убирать помещения, кормят и сортируют животных, оказывают помощь при растелах в родильном отделении. Первокурсники сами просятся доить животных. Особенно им нравится установка «карусель». Ребята занимаются и с телятами, и с коровами. Все периоды выращивания 389 животных, содержащихся на школе-ферме, у них перед глазами.
Подобные практики по своей специализации проходят на производственных объектах также будущие агрономы и инженеры по обслуживанию сельхозмашин. Первый год учебы, а для кого-то уже и второй, не разочаровал студентов, и во время практики на школе-ферме они еще раз убедились в правильности выбора своей профессии.
Елена АГЕЙЧИК
Фото Александра ГУРИКОВА