Педагог — это образ жизни

В ГУО «Межисетская средняя школа» Могилевского района он работает уже пятый год: окончив университет, попал сюда по распределению. Молодой, безумно увлеченный своим делом, инициативный — вот он, учитель географии Андрей Трей. О нем читатели «Прыдняпроўскай нівы» слышали не раз: имя педагога периодически мелькает на страницах районной газеты. И сегодня мы беседуем о работе, современных детях и их достижениях.

— С чего начинался ваш путь в профессию педагога?
— В школьные годы я увлекался географией. Когда уже был в выпускном классе, принял участие, более того — одержал победу в заключительном этапе республиканской олимпиады по данному предмету. После этого вне конкурса поступил в Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова на специальность, связанную с географией. Признаюсь, на тот момент о том, чтобы быть учителем, я еще не думал. Но пройдя на последних курсах педагогическую практику, побыв с детьми, осознал: мне это действительно нравится. Вот, собственно, учитель географии из меня и получился.
— Желание перейти на работу в городскую школу не возникало?
— Я ведь и сам родом из Могилевского района, деревни Тишовка. Мыслей перейти на работу в город не было, хотя предложения поступали. В нашем районе можно работать не хуже, чем в городе. Соответственно, и результаты показывать достойные, о чем свидетельствуют успехи детей на олимпиадах и различных конкурсах. Создаются все условия для того, чтобы можно было реализовать потенциал и учителя, и учащихся. Конечно, хотелось бы отметить прекрасную работу самого учреждения образования, его администрации, работу отдела по образованию райисполкома.
— Какой он, современный педагог? Какие методы он использует в своей работе?
— Во-первых, я считаю, учитель должен быть авторитетом, примером для ребенка. Неправильно, когда учишь чему-то, а сам этого не можешь сделать. Во-вторых, детям должно быть интересно. Вместо обычных, «сухих» уроков — уроки с элементами творчества. А в-третьих, для педагога важно постоянное самообразование, поиск тех же самых новых методов, форм работы. Из последнего использую активные методы обучения, применяю технологии образовательного путешествия.
Главная задача учителя, как я понимаю, — это не дать готовые знания, а направить учащихся таким образом, чтобы они сами умели находить всю необходимую информацию. Я стараюсь обучить детей медиаграмотности. В дальнейшем это помогает им на олимпиадах, исследовательских и творческих конкурсах. Например, учащиеся, которые привыкли к какому-то алгоритму, попав в нестандартную ситуацию, психологически теряются. У наших детей такое, как правило, не происходит: они знают, что им необходимо делать, даже если мы это и не отрабатывали на уроке. В этом один из главных секретов успеха. Собственно, вот почему и получается у нас занимать высокие места.
Какие методы применяю на своих уроках? Начиная от традиционных и заканчивая инновационными: разработка компьютерных программ, работа с картографическими, электронными материалами. Важно, чтобы нравилось детям.
— Представим ваш обычный урок географии. Как он проходит?
— В том-то и дело, что я стараюсь делать из обычного урока необычный. Урок-путешествие, например. Мы можем поделиться на группы. И каждая группа будет изображать какой-то народ материка, отрасль хозяйства. Дети могут быть металлургами, представителями сферы услуг. Всё для того, чтобы они прочувствовали, увидели, пропуская через себя, что это такое. Одно дело прочитать в учебнике, посмотреть на картинке, а другое — когда ты сам побывал в этой роли. Тогда и материал становится понятнее, и у них появляется желание больше изучить эту тему.
— Сложно учить современных детей?
— Я бы не сказал, что сложно. Скорее, интересно. Они абсолютно другие, не такие, какими были мы в таком возрасте. С ними интересно. Иногда даже бывает, что это они учат тебя чему-то, нежели ты их. Главное, чтобы у педагога было желание учиться вместе с учащимися. Успех будет достигнут тогда, когда идет взаимное сотрудничество, когда нет доминирования учителей над учащимися. Мы партнеры, которые помогают друг другу получать знания.
— Все говорят о том, насколько важно найти подход к каждому ученику. Так как же его найти?
— Индивидуализация обучения, дифференциация играют большую роль. С этим легко справиться, когда являешься классным руководителем, ведь тогда ты хорошо знаешь каждого ученика. С остальными классами у меня это также решается очень быстро. Дело в том, что я веду объединение по интересам «Занимательный мир туризма»: начиная с 5-х классов, мы ходим в походы. Причем не однодневные, а с ночевками. Неформальное общение позволяет наладить связь с учениками. Это действительно работающая система.
— Каких успехов удалось достичь за четыре года преподавательской деятельности? Достижения учеников и непосредственно ваши?
— Основные направления работы — это олимпиадная деятельность, исследовательская и туристическая. Если брать олимпиадную, то за четыре года это около 30-35 дипломов разных уровней. Самые главные из них — три диплома областного уровня. Также дважды подряд наш учащийся становился членом команды области на заключительном этапе республиканской олимпиады. В исследовательской деятельности у нас где-то 6 дипломов. Из них есть диплом второй степени на области и диплом третьей степени на республике (учащиеся, завоевавшие последний, получили свидетельства специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи). В туристической деятельности у нас пока что награды районного уровня: 3 диплома в конкурсе «Познай Родину, воспитай себя».
Что касается непосредственно меня, то это постоянное самообразование: посещение тематических семинаров (первые два года работы), проведение семинаров на базе областного института развития образования. Стоит отметить участие в конкурсах педагогического мастерства. Получил огромный опыт во время участия в конкурсе «Учитель года», мне довелось дойти до заключительного этапа и представлять команду области в своей номинации. Считаю, что если ты сейчас остановишься в плане своего образования, то завтра уже будешь позади. Повторюсь, педагог должен показывать пример своим ученикам.
— Педагог — профессия или все же образ жизни?
— Закончилась рабочая смена, ты вышел на улицу и забыл. Нет, в профессии педагога такого не бывает. Ты готовишься к урокам во внерабочее время, не проходишь мимо плохих поступков, совершенных детьми. Да, педагог — это образ жизни, однозначно, не профессия. И это не напрягает, ведь ты понимаешь свое предназначение. Если учитель плохо сработает, то у нас не будет передовика комбайнера, которого вовремя направили на свою стезю. Не будет ученого, медика. Именно педагог закладывает фундамент.
Беседовала Александра ОРЛОВА
Фото автора
www.pniva.by