Есть такой оркестр духовой…
Грузовик мчался по заснеженному загородному шоссе, пробиваясь сквозь метель и мглу ночи. За окном воет вьюга, на термометре — 250С. Стеклоочиститель работал беспрерывно, не успевая сбрасывать с ветрового стекла снег. Я сидел, накрывшись кожушком, который мне дал водитель и старался согреться. В кабине грузовика не было обогревателя, метель не утихала, а до Ленинграда еще многие и многие километры…
Мы ехали за музыкальными инструментами для женского духового оркестра универмага. А погода не давала расслабиться, к тому же пошаливал двигатель и, ко всему прочему, не доезжая полторы сотни километров до цели, в городе Луге, у нас замерз радиатор и коробка передач. Добравшись до гостиницы, мы всю ночь возились с автомобилем, разогревая паяльной лампой заледеневший металл, а радиатор поливали горячей водой.
И сегодня, спустя более четырёх десятков лет, вспоминая ту поездку, думаю, как я решился в сильный мороз, в непогоду, по занесенным снегом дорогам ехать в город на Неве на маломощном грузовике ГАЗ-51? Объяснение этому только одно — энтузиазм и любовь к своей профессии, стремление любой ценой добиться поставленной цели!
…А началось все в 1975 году. Как-то, находясь в Харькове в творческой командировке, увидел выступление эстрадного оркестра Дворца культуры железнодорожников, в котором на духовых инструментах играли девушки. Именно тогда зародилась мысль, а почему бы не организовать женский духовой оркестр в своем городе?
Эта идея не оставляла меня долгое время. Я тогда работал в Доме художественной самодеятельности Могилевского Облсовпрофа. Очень хорошо знал музыкальные коллективы профсоюзов области, особенно самодеятельные духовые оркестры предприятий и Домов культуры Могилева, оказывал им методическую и организационную помощь.
Формирование самодеятельного музыканта — сложный процесс. С одной стороны и, в первую очередь, человек должен справляться со своими служебными обязанностями, с другой — овладевать знаниями, навыками, умением и приобретением исполнительского мастерства и опыта.
Однажды на совещании творческих работников культучреждений профсоюзов я услышал критические замечания в адрес универмага по развитию самодеятельного художественного творчества, организации кружков и коллективов, вовлечению в них новых участников.
В то время в Центральном универмаге города Могилёва был только вокальный ансамбль из 8 участников. В 1975 году здесь работало более 800 человек, чуть более 90% которых составляли женщины. Своими мыслями я поделился с Таисией Александровной Сидоренко, в то время председателем профкома универмага. Она меня поддержала, и мы обратились с нашим предложением к директору — Александру Харитоновичу Авсеенко. Он согласился с нами и в свою очередь написал письмо в Министерство торговли БССР с просьбой о выделении универмагу, сверх установленного лимита, комплект духового оркестра. Я понимал, какую ответственность принимаю на себя. К тому времени у меня было музыкальное образование, три года служил в духовом оркестре Советской Армии, имел опыт руководства самодеятельными духовыми оркестрами в нашем городе. Ведь надо не только создать оркестр, а сделать так, чтобы такой уникальный коллектив функционировал постоянно, профессионально, удержать его от распада. Ведь девушки выходили замуж, уходили в декретные отпуска, увольнялись, меняли место жительства. Да и семейные заботы не всегда давали возможность посещать репетиции. Поэтому, к основному составу оркестра следовало организовать подготовительную группу, сделать так, чтобы количественный состав музыкантов постоянно увеличивался, а коллектив не распался.
В октябре 1975 года в универмаге появилось красочное объявление комитета комсомола и профкома о наборе девушек в женский духовой оркестр. Приглашались все желающие. Но… вот их-то и не было. Уже позже выяснилось, что девушки считали, в таком коллективе могут заниматься только те, кто имеет музыкальную подготовку. И тогда я, председатель профкома и секретарь комитета комсомола Тамара Туренкова стали проводить индивидуальные беседы. Посещали секции, выступали на производственных совещаниях заведующих комплексами. И дело пошло. Первыми в оркестр пришли Валентина Лосикова (первый староста будущего оркестра), Галина Иванова, Лариса Белковская, Надежда Никифорова, Татьяна Василькова, Людмила Шпаковская, Светлана Секацкая, Зоя Авчинникова, Раиса Хребтович, Ирина Гуленкова, Жанна Прохоренко, Мария Адамченко, Наталья Костусева.
Этот первый состав участников оркестра оказался настолько стабильным, что многие из них играли несколько десятков лет, а некоторые — до выхода на пенсию. Эти энтузиасты составили основную группу коллектива, его основу и впоследствии стали хорошими музыкантами. Я ни у кого не проверял наличие музыкальных данных, не устраивал экзаменов. Для меня было достаточным их желание учиться музыке, овладеть навыками игры на духовых инструментах. Никогда из оркестра никого не отчислял, хотя дисциплину требовал. Уже позже, в процессе обучения, девушек, выделявшихся музыкальными способностями, пересаживал на более ответственные, ведущие инструменты. Постепенно оркестр был укомплектован. А чуть позже в коллектив пришли Лида Цыганкова, Людмила Короткова, Евгения Мелашунас, Жанна Пенкрат, Галина Акинчиц, Надежда Соловьева, Валентина Неведомская, Галина Рик, Валентина Шалабода.
Мы изучали музыкальную грамоту, нотные обозначения, аппликатуру инструментов. В декабре 1975 года Министерство торговли БССР выделило нам комплект инструментов, и я отправился за ним на Ленинградский завод музыкальных инструментов. Какова же была радость девчат, когда они увидели в репетиционном помещении новенькие, блестящие музыкальные инструменты.
Первые попытки извлечь хоть какие-то звуки вызывали смех и улыбки, а работники бухгалтерии, планового и торгового отделов выбежали смотреть — что случилось? Позже шутили, дескать, думали, что по центральной улице города гонят стадо коров.
Репетиции проводились три раза в неделю по 3 часа. Все стремились быстрее освоить инструмент, овладеть навыками игры на нем. Основная часть всей репетиционной работы отводилась индивидуальным занятиям. Заведующие комплексами и секциями шли навстречу оркестрантам, составляли графики работы так, чтобы продавцы не пропускали занятия, посещение которых строго контролировалось. Так начиналась история необычного музыкального коллектива — женского духового оркестра Могилевского Центрального универмага. Появилось у него и название — «Лира».
Наступила весна 1976 года. Днем рождения оркестра считается 8 марта, когда на торжественном собрании трудового коллектива под несмолкаемые аплодисменты собравшихся оркестр впервые исполнил несколько несложных произведений, а солистка Галина Дашук под аккомпанемент оркестра спела песню Г. Пономаренко «Подари мне платок». И тогда все поняли — есть такой оркестр — женский! Духовой!
Шли годы. Росло профессиональное мастерство самодеятельных музыкантов. Все более популярным становился оркестр. В коллектив пришли не только продавцы, но и товароведы, заведующие секциями, кладовщицы, отборщицы. С удовольствием и интересом занимались Ирина Никитенко, Валентина Шарубина, Светлана Мачульская, Ирина Батуро, Валентина Шалабода, Любовь Куцакова, Валентина Мигурова, Наталья Накцева.
Девушки быстро научились играть на духовых инструментах и постоянно совершенствовали свое умение. Все они заложили глубокие и крепкие традиции этого удивительного коллектива. Постоянно пополнялся репертуар оркестра, повышалось его исполнительское мастерство. Новый директор универмага Аркадий Трофимович Клевцевич и вновь избранная председатель профкома Людмила Михайловна Якутина, которую оркестранты называли «наша мама», уделяли особое внимание музыкальному коллективу. Лучшие его участницы награждались грамотами, денежными премиями, получали путевки в дома отдыха и санатории. Выделялись деньги на приобретение сценических костюмов, обуви и музыкальных инструментов. Ни одна моя просьба, как руководителя оркестра, не оставалась без внимания. И я очень ценил это. А главное — видел плоды своего труда.
Оркестр «Лира» полюбили в трудовом коллективе универмага. Он стал известен не только в областном центре. А могилевчане с гордостью заявляли: «Только в нашем городе есть женский духовой оркестр». И это так. В Белоруссии подобного коллектива не было. Создание необходимых условий для занятий со стороны администрации и профкома сказалось на творческом мастерстве участников, повышении их профессионального музыкального уровня.
В 1987 году трудовой коллектив универмага возглавил Владимир Васильевич Вежновец. Он очень хорошо относился к оркестру, оказывал всестороннюю помощь в его развитии, в вовлечении в музыкальный коллектив большего количества работающей молодежи. К тому времени в оркестре занималось около 40 девушек. По инициативе директора духовой женский оркестр «Лира» в 2013 году был представлен к званию «Народный любительский коллектив».
Он становится постоянным участником смотров и конкурсов, праздников духовой музыки и марш-парадов духовых оркестров не только в Могилеве, но и в Минске. Часто выезжает с концертными выступлениями в города и села республики. К каждому значимому выступлению и к марш-парадам оркестр готовился тщательно, а накануне праздников проводились многоразовые тренировки и строевые занятия на могилевском стадионе «Спартак». Девушки учились ходить в составе оркестра под дробь барабанов и музыку маршей, добиваясь слаженного звучания во время движения, учились маршировать в ногу. Это было нелегко. Ведь маршировать и играть одновременно они должны были в сапогах на высоком каблуке.
О деятельности и творческом пути уникального творческого коллектива неоднократно рассказывалось в печати, а в 1978 году он впервые заявил о себе на Белорусском телевидении.
Несмотря на совершенно разные музыкальные пристрастия и стар, и млад с интересом воспринимают выступления «Лиры». Молодость, грация, женское обаяние покорили могилевчан. Особенно запомнилась поездка в Шкловскую колонию строгого режима. Заключенные встретили и провожали девушек бурными аплодисментами, а затем в универмаг стали приходить письма от них с благодарностью. Вспоминается поездка в Минск на мероприятия, посвященные XXIX съезду КПБ. Тогда девушки, одетые в кожаные курточки и буденовки, в мороз участвовали в марш-параде духовых оркестров столицы, а чтобы не замерзли клапаны инструментов, промывали их спиртом.
В 1982 году «Лира» становится лауреатом премии Ленинского комсомола Могилевщины, в 1985-м — Лауреатом Республиканского телевизионного конкурса «Земля моя», лауреатом Республиканского отраслевого смотра работников торговли. В 1975-1977 г.г. — лауреатом первого, а в 1986-1987 г.г. — второго Всесоюзных фестивалей народного творчества.
Оркестр «Лира» неоднократно награждался Почетными грамотами Белсовпрофа и отраслевого областного комитета работников торговли, грамотой Министерства обороны СССР, памятным знаком Смоленского Краснознаменного авиационного соединения. С каждым годом росло количество желающих заниматься в этом коллективе. За годы моей работы в оркестре обучились играть на духовых инструментах более 200 человек! На женский духовой оркестр «Лира» обратили внимание ведущие военные дирижеры духовых оркестров Белорусского военного округа.
8 марта 2018 года народному женскому духовому оркестру «Лира» ОАО «Универмаг «Центральный» исполнилось 42 года. И как в прежние годы, перед оркестром и его новым руководителем Денисом Аюповым стоит главная задача — увеличить количество участников, совершенствовать их мастерство. Сохранить традиции оркестра, то, что создавалось годами, стремится председатель профкома универмага Елена Пускова. Елена Станиславовна сама долгое время играла в оркестре, куда пришла одной из первых и посвятила «Лире» не один десяток лет, знает нужды оркестра и его проблемы.
Женский духовой оркестр внес существенный вклад в творческую и культурную жизнь древнего Могилева, стал визитной карточкой универмага, гордостью его коллектива.
Прекрасное звучание, доброе настроение и творческий подъем — всегда были постоянными спутниками народного женского духового оркестра «Лира». Хочется надеяться, что все эти качества сохранятся, и он ещё многие годы будет радовать нас своим творчеством. Успехов тебе, оркестр!
Геннадий САХРАЙ, руководитель оркестра «Лира» в 1975-1990 г.г.