Могилёв — город, дружественный детям и подросткам
Международная инициатива «Город, дружественный детям» стартовала в нашей стране в 2006 году с целью создания благоприятных условий и формирования безопасной среды для проживания детей в городе. В настоящее время данная инициатива реализуется в 25 городах, а почётное звание «Город, дружественный детям» присвоено уже 15 городам нашей страны: Бресту, Новополоцку, Полоцку, Пинску, Пружанам, Жодино, Солигорску, Барановичам, Новогрудку, Слуцку, Минску, Могилёву, Костюковичам, Горкам и Шклову. В 2018 году название инициативы было расширено: «Город, дружественный детям и подросткам». А сама инициатива присоединилась к реализации целей устойчивого развития, направленных на предотвращение насилия, развитие инклюзивного подхода в образовании, поддержку детей, находящихся в конфликте с законом, вовлечение подростков в принятие решений.
Более 160 человек приняли участие в республиканском форуме «Город, дружественный детям и подросткам: от инициативы к платформе для локализации целей устойчивого развития», который прошёл в Могилёве 28-29 августа. В течение двух дней власти города и области, представители Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), члены Национальной комиссии по правам ребёнка, представители министерств, делегации 25 городов, присоединившихся к инициативе, а также представители детских и молодёжных парламентов и научной общественности обсуждали перспективы эффективного местного управления в интересах детей и подростков.
Наиболее насыщенным был второй день форума: здесь специалисты различных сфер разрабатывали планы совместных проектов, подводили итоги и обменивались опытом, а юные парламентарии задавали вопросы компетентным спикерам. Вопросы были самые разные: о качествах лидера, о школьной форме, о гаджетах, о том, как со своими предложениями достучаться до Министерства образования и что делать, если в городе нет Молодёжного парламента, а повлиять на молодёжную политику хочется.
— Необходимо учитывать, что сегодня дети и подростки хотят не только воспринимать целевые установки взрослых, но и самостоятельно влиять на принимаемые решения, — отметил заместитель председателя Могилёвского облисполкома Андрей Кунцевич. — Уверен, что распространение подросткового парламентаризма, который получил достаточно широкое развитие в нашей области, позволит повысить эффективность молодёжных инициатив в процессе достижения целей устойчивого развития.
Однако, по словам экспертов, Молодёжный парламент не должен быть единственным способом участия детей в принятии решений.
— Встречаться и говорить нужно не только с представителями Молодёжного парламента, — подчеркнула в своём выступлении доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, главный редактор журнала «Население и экономика» Елена Калабихина. — Дети очень разные — по активности, физическим возможностям, возрасту. Но надо стараться собрать голоса всех, причём добровольно. Формальный подход в этом деле недопустим. Чтобы получилось, нужно менять законодательство, преодолевать наши взрослые стереотипы о детях, обучать участию детей и взрослых, проводить мониторинг — и всё это требует денег. Кроме того, нужно преодолеть элитизм. Участвовать должны не одни и те же дети и не только молодёжные и подростковые парламенты, нужно максимально привлекать все группы.
По словам Елены Калабихиной, с проблемой элитизма Молодёжного парламента уже столкнулись в городах Российской Федерации: как правило, в парламент попадают подростки, которые в реальной жизни сами с проблемами не сталкивались (они из благополучных семей, здоровы, получают хорошее образование и т.д.). Потому юные парламентарии зачастую имеют смутное представление о трудностях своих сверстников.
А между тем Молодёжный парламент — это как раз тот орган, который должен заниматься мониторингом ситуации в молодёжной среде и выявлением самых уязвимых мест. Пока же этим занимаются взрослые.
— В первом квартале этого года 10,7% детей Беларуси жили в бедности — подушевой доход в семье меньше прожиточного минимума, — знакомит с данными статистического отчёта академический директор BEROC Катерина Борнукова. — Наиболее характерна эта проблема для многодетных семей — 30% из них живут в бедности. Их было бы значительно больше, если бы не социальные выплаты. Социальные расходы в нашей стране финансируются в основном местными бюджетами, и мы считаем, что это правильно: на местах виднее, куда надо тратить деньги, ведь там лучше знают потребности людей. Проблема в том, что местные бюджеты — дотационные. Отсюда недостаток финансовых средств, которые можно было бы направить на социальную сферу.
Однако есть исключения. Очень интересен в этом отношении опыт Новополоцка. Согласно докладу заместителя председателя Новополоцкого горисполкома Андрея Одиночкина, только на образование в Новополоцке выделяется более 38% городского бюджета, а на социальные нужды в целом — почти 78%. Сможет ли Могилёв последовать примеру нефтеграда, покажет время, а пока остаётся порадоваться за самый дружественный детям и подросткам северный город Беларуси. Ведь инвестиция в детей — это инвестиция в будущее.
Говорят участники форума:
…о достижениях и перспективах
Рашед Мустафа Сарвар, представитель ЮНИСЕФ в Республике Беларусь:
— Беларусь очень хорошо работает с детьми в первые 10 лет их жизни: младенческая смертность в стране — одна из самых низких, все дети имеют доступ к образованию, одним словом, социальная сфера очень хорошо развита. Но относительно подростков остаётся ещё множество нерешённых вопросов. Проблема подростков характерна для многих стран, поэтому ЮНИСЕФ на глобальном уровне поставил задачу больше работать с подростками. Я считаю, что проект «Город, дружественный детям и подросткам» является блестящей платформой для такой работы.
…о статистических данных и наиболее актуальных молодёжных проблемах
Владимир Валетко, старший координатор ЮНИСЕФ по мониторингу и оценке:
— Согласно нашим данным, в Беларуси 40% подростков 14-17 лет признались, что они свободно лично покупают сигареты, 25% подростков лично покупают алкоголь. Казалось бы, это факт, с которым можно мириться, но надо ли это делать? Ведь если мы посмотрим на долгосрочное влияние таких факторов, то негативные последствия становятся более чем очевидными. В частности, это смертность в трудоспособном возрасте и, как следствие, потеря части экономического потенциала нашей страны.
Вызывает опасение и то, что 7,3% молодёжи в возрасте 15-24 лет в данное время нигде не учится и не работает. По нашим наблюдениям, в последние годы эта категория изменила свой состав: если раньше преобладали девушки, то сейчас, наоборот, эта проблема стала более характерной для парней.
Очень важно вовремя снабжать людей, принимающих решения, качественными данными и осуществлять мониторинг. Ведь без этого невозможно понять, куда двигаться, а промедления в сфере молодёжной политики чреваты проблемами во всех сферах общества в будущем. Но мало просто получить данные, важно понимать, как их использовать. С этой целью ведётся работа по сотрудничеству практически со всеми министерствами. В том, что министерства в своих решениях должны ориентироваться на интересы будущих поколений, надеюсь, никого не надо убеждать.
Наша страна сможет достигнуть большего прогресса, если мы будем ставить перед собой понятные и достижимые цели, а также действовать, расставляя приоритеты. В этом и состоит миссия нашего форума.
…об участии детей в принятии решений и детском бюджете
Ирина Калабихина, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, главный редактор журнала «Население и экономика»:
— Достижение целей устойчивого развития возможно только совместно с повышением участия людей в решении задач устойчивого развития. А рост участия юных граждан — это высший пилотаж в управлении городом, страной, что неразрывно связано с процветанием и устойчивым развитием экономики и общества. Постараемся строить лучшую жизнь не только для детей, но и вместе с детьми.
Роль бюджета в планировании и использовании намеченных решений трудно переоценить. Наличие ресурсов и умение ими правильно пользоваться с учётом имеющихся бюджетных ограничений — это основное слагаемое достижения цели. А расширение участия молодёжи в этом процессе повышает эффективность использования бюджета.
Рост качества жизни юных и зрелых граждан неизбежен, если мы будем комплексно подходить к реализации принципов на первый взгляд разных программ и идей — целей устойчивого развития, платформы «Город, дружественный детям и подросткам», развития социального бюджетирования, участия детей в принятии решений, социального партнёрства. Только на перекрёстке всех этих инициатив рождается более эффективная экономика и благополучное общество.
…о Молодёжном парламенте
Ярослав Григорьев, председатель Молодёжного парламента при Могилёвском городском Совете депутатов:
— С самого первого дня основания Молодёжного парламента его деятельность направлена на реализацию глобальной инициативы ЮНИСЕФ «Город, дружественный детям и подросткам». Например, по инициативе Молодёжного парламента в городе воплощены такие социальные проекты, как «Центр взаимодействия», направленный на повышение социальной интеграции детей с особенностями физического развития, «Весёлые перемены» в учреждениях образования города — проведение подвижных игр с учащимися начальных классов, «Город против стресса» — проект по здоровому образу жизни. А также экологический проект «Могилёв — лучший город на земле» по благоустройству нашего города и много других проектов.
Считаю, что наш парламент сегодня закрепился на ступеньке, когда мы сами выступаем инициаторами акций, программ и проектов, а взрослые помогают нам реализовывать эти проекты. А это — очень высокий уровень ответственности.