Оздоровление АПК: новые подходы

Президент Беларуси Александр Лукашенко во время совещания 20 июля поддержал предложенные правительством подходы по внедрению нового механизма финансового оздоровления проблемных предприятий АПК страны.

Как сообщил журналистам по итогам совещания вице-премьер Михаил Русый, «Главой государства поддержаны предложения, которые были наработаны местными органами власти, госуправления, судебной властью. В самое короткое время проект указа будет доработан. Местным органам власти, хозяйствующим субъектам и инвесторам мы даем хороший инструментарий для того, чтобы вовлекать в оборот неэффективные хозяйства, — сказал Михаил Русый. — Это механизм, как ра-зумно провести стратегию и договориться с кредиторами, чтобы, не привлекая каких-то дополнительных средств, за счет реструктуризации, пролонгации мировых соглашений создать эффективные комплексы, которые начнут зарабатывать и рассчитываться.
Непременное требование Главы государства также заключается в сохранении профиля работы организаций, обеспечении занятости работников, выполнении социальных обязательств. Как сообщалось, на совещание был вынесен проект указа, который позволит организациям АПК входить в специальный режим финансового оздоровления без применения судебных процедур. Соответствующими полномочиями наделят председателей райисполкомов.
Проектом указа предусмотрен ряд механизмов для финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, имеющих и приобретающих устойчивый характер неплатежеспособности. Кредиторам будет предоставлено право выбора реструктуризации финансовой задолженности путем дополнительного выпуска акций сельхозорганизации на сумму задолженности перед кредиторами с последующей передачей их в собственность кредиторов (для банков и бюджета на условиях указа №88); предоставления отсрочки на 3 года с последующей рассрочкой на 5 лет‚ при условии осуществления текущих платежей (для банков до 3 и до 5 лет соответственно); заключения соглашений с кредиторами об изменении порядка исполнения денежного обязательства (мировое соглашение); эмиссии обл- и райисполкомами ценных бумаг для перевода задолженности на местные органы власти или передачи в ОАО «Агентство по управлению активами» по решению Главы государства. При недостижении согласия с кредиторами и наличии результативного бизнес-плана применяется отсрочка на 3 года с последующей рассрочкой на 5 лет. При отсутствии результативного бизнес-плана комиссией облисполкома принимается решение о нецелесообразности дальнейшего функционирования предприятия с направлением его в суд в общеустановленном порядке. Кроме того, на период финансового оздоровления (8 лет — по аналогии с периодом проведения санации) приостанавливается начисление процентов, неустойки, пеней за исключением процентов банков и ОАО «Агентство по управлению активами». При этом банки вправе снизить действующую процентную ставку до 1,5%.
Кредиторы при конвертации задолженности сельхозорганизаций в акции получат право передачи их в доверительное управление в райисполком или в коммунальную собственность административно-территориальной единицы на безвозмездной основе. Для целей последующей конвертации задолженности в акции проектом указа разрешается преобразование унитарных предприятий в хозяйственные общества по упрощенной процедуре (без правоудостоверяющих документов). Предусмотрено также внедрение недостающих инструментов для реализации механизмов антикризисного управления, повышения эффективности управления неплатежеспособными сельхозорганизациями. В том числе, например, прописана возможность передачи действующему руководителю 25% плюс 1 акции по результатам реализации бизнес-плана при условии достижения эффективной деятельности сельскохозяйственной организации.
«Это правильно, стимулирующий фактор, — считает вице-премьер. — Это нелегкий труд — лет пять надо пахать очень хорошо. Разве страна от этого потеряет, если мы найдем эффективного собственника, его простимулируем, а он нам будет давать выручку?» Для инвесторов предусматриваются возможность продажи и сдачи в аренду имущественных комплексов сельхозорганизаций без государственной регистрации предприятия, а также распоряжение отдельным имуществом организаций без правоустанавливающих документов (изготовление таких документов может производиться покупателем в течение 1 года после заключения сделки); возможность передачи в коммунальную собственность объектов жилищного фонда, социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, без правоудостоверяющих документов и технической инвентаризации (освобождение сельскохозяйственной организации от непрофильных активов).
Арендатору или доверительному управляющему будет дано право в течение 3-х месяцев прекратить трудовые отношения с руководителем, его заместителем и главным бухгалтером (новый менеджмент). С другими работниками трудовые отношения сохраняются. На председателей райисполкомов проектом указа возлагается обязанность совместно с руководителями неплатежеспособных организаций обеспечить разработку и реализацию эффективного бизнес-плана с применениям возможных механизмов досудебного оздоровления. При этом предусмотрена их защита на деловой риск. В настоящее время работа по финансовому оздоровлению сельхозорганизаций проводится по указу от 4 июля 2016 года №253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций».
Указ распространяет свое действие на сельскохозяйственные организации, неплатежеспособность которых на 1 июля 2016 года приобретала или имела устойчивый характер. В процедуру досудебного оздоровления Постановлением правительства определены 323 сельскохозяйственные организации (всего в Беларуси работают около 1,3 тыс.). В настоящее время процедуру досудебного оздоровления проходят 283 организации (40 не осуществляют свою деятельность в связи с присоединением, продажей или безвозмездной передачей). В 283 организациях продолжается работа по реализации разработанных бизнес-планов, привлечению инвесторов, реструктуризации финансовых обязательств.
По материалам БелТа