Хлеб в движении

Сегодня Горецкий элеватор — в тройке лучших производств района и одно из самых успешных на Могилевщине. Прибыль по годам колеблется от 123 до 341 тысячи рублей, а рентабельность — от 12,6 до 13 процентов. Жесткий режим экономии позволил руководству элеватора найти финансовый резерв для этого не где-нибудь, а внутри собственного производства. На элеваторе извлекают выгоду из всего: модернизации, географического преимущества и даже собственных теплиц.

Как схема хозяйского подхода к производственному процессу выглядит на деле? Первое, что бросается в глаза, — вереница фур у проходной. Откуда? На календаре май, до жатвы еще несколько месяцев, и отгружать зерно сейчас, казалось бы, некому. Причину появления большегрузов объяснил директор предприятия Петр Панасюга.
— Некоторые наши компании закупают в России зерновые — пшеницу и кукурузу. Есть фирмы, которые хотят доставлять аналогичные грузы в Прибалтику транзитом через Беларусь. Понятно, что импортный товар, прежде всего, должен пройти карантинную инспекцию. Кроме этого, нужно подтвердить его классность и качество. Из предприятий, которые могут оказать подобные услуги, Горецкий элеватор к белорусско-российской границе ближе всех. И мы стараемся извлечь выгоду из этого географического преимущества. Более того, предприятие получило разрешение на открытие временного таможенного терминала, чтобы фуры с импортным зерном проходили пограничные процедуры с еще большим удобством и быстрее.
Как известно, приемка зерновых начинается с лаборатории. Причем качество поступившего на элеватор хлеба проверяют не единожды: сначала в оперативном порядке, через сутки еще раз. Контроль ведется и тогда, когда зерно попадает на хранение в специальные башни. О том, что именно засыпано в конкретную промышленную емкость, рассказывает специальная схема. А о температуре, влажности и состоянии зерна внутри их — параметры, выведенные на мониторы компьютеров. Малейшие колебания градуса — повод для мгновенной реакции.
— В таких случаях зерно вновь просушивается, затем охлаждается и перегоняется по транспортеру уже в другую силосную башню, — разъясняет руководитель лаборатории Татьяна Гаврилова.
Масштабы постоянного движения хлеба становятся понятны, когда попадаешь в сердце предприятия — диспетчерскую. Человеку со стороны разобраться в показаниях огромного стенда нереально. Но Мария Коробкина, отработавшая диспетчером более тридцати лет, легко ориентируется в схемах. И объясняет: горящие лампочки говорят о том, где оборудование включено, куда в данный момент и какое зерно движется. Случись где-то неисправность, она тут же высветится на общем табло.
Поднимаемся на лифте на вершину башни высотой с 15-этажный дом. Все Горки как на ладони. А внутри сооружения множество транспортеров. Часть из них опять-таки в движении — по длинной ленте в хранилища подается кукуруза. Раньше на переходах было не продохнуть, а сейчас светло, в воздухе ни одной пылинки. И не только потому, что не сезон. В прошлом году, поделился главный инженер Юрий Лобов, завершили модернизацию аспирационной системы, которая позволяет оперативно отделять зерна от плевел (то есть пыли, мякины и так далее) по всей технологической цепочке — от поступления зерна до его сушки и складирования в емкости. Пыль при этом улавливается и утилизируется. Воздуховоды на сушилках тоже реконструированы. Кроме комфорта, это повысило и степень безопасности предприятия. По этому показателю элеватор, кстати, тоже в лидерах в районе и области.
Полную инспекцию пережили и силосные хранилища. Что неудивительно: за четыре с лишним десятилетия многие из них обветшали — не только краска осыпалась, но и бетон из стен в некоторых местах вывалился. Сейчас все емкости в строю: те, которые потребовали капитального ремонта, его получили. Другим хватило и косметических средств. Каждый из этажей рабочей башни одет в плитку.
Перестройка коснулась и экономической составляющей: предприятие сделало серьезный шаг в энергосбережении. Кроме как в системах сушки и хранения зерна, природный газ нигде не используется. А на обогрев административного корпуса, лаборатории, механической мастерской идут отходы обработки зерна, то есть все та же мякина. Установили солнечные батареи. Их энергии в сезон хватает для нужд столовой и душевых.
Не пожалели денег на новые электронные весы для взвешивания груза в вагонах. Затраты окупились с лихвой — расход топлива сократился с 8,2 до 2,5 литра на один вагон. Существенно сберегают средства и новые мотор-редукторы норий, которые потребляют в 1,7 раза меньше электроэнергии, чем старые.
Научились и подзарабатывать. В частности, неплохую копейку дает производство по выпуску экструдированных кормов.
Зерно обрабатывается в нем при давлении до 120 атмосфер и температуре в 120-1600C. В результате такой комплексной обработки получают экструдат (вспученный, пористый продукт в виде жгута) с приятным хлебным вкусом и запахом.
Петр Иванович в ангаре (на снимке) демонстрирует различные виды приготовленной зерносмеси, разложенные горками. «Вот это высокобелковый корм из пшеницы, тритикале и рапса. Здесь — в равных пропорциях соя и пшеница. А это только одна пшеница. Когда ее готовят, в воздухе такой аромат хлеба витает, как на хлебозаводе.
Во-первых, при такой обработке практически удваивается питательная ценность корма, улучшаются его вкусовые качества, поэтому он в превосходной степени отвечает потребностям животных. Если усваиваемость размолотого зерна в лучшем случае составляет 70-75 %, то экструдированного – до 99 %. Во-вторых, под действием высокой температуры и давления происходит его стерилизация, все токсины и микробы погибают. А ведь 90 % гибели молодняка происходит из-за болезней желудочно-кишечного тракта либо инфекций, занесенных через пищеварительную систему. Экструдированный корм практически стерилен даже после 3-4 месячного хранения в обычных складских условиях.
– Установка экструдера – это большое подспорье для животноводческой отрасли нашего района. За счет применения такого метода переработки животноводство в районе будет полностью обеспечено легкоусваиваемым белком собственного производства очень хорошего качества. К тому же такой экструдированный корм существенно удешевляет рационы.
— Наши «чипсы», — поясняет директор, — особенно хороши для молодняка. Они усваиваются лучше и быстрее, чем зерно. Многие хозяйства этот корм уже оценили по достоинству. За подобной добавкой для животных обращаются сельхозпредприятия Горецкого, Дрибинского, Шкловского, Мстиславского и Могилевского районов. За год вырабатываем свыше тысячи тонн этого корма — как в чистом виде из зерна, так и в смеси с бобовыми.
Нашлось место и для собственных теплиц. Их три. Скоро здесь снимут первый урожай зелени и редиса. Потом очередь за перцами, огурцами, помидорами. Выращивают также лук, морковь, капусту. Овощи с подсобного хозяйства помогают решить не только продовольственную программу, но и финансовую — удешевляют обеды. Петр Панасюга обратил внимание:
— Видите зеленые ростки? В теплицах выращиваем и цветы для клумб: красиво будет и незатратно. Вообще, обустраиваем территорию так, чтобы человек приходил на работу, и настроение у него поднималось.
Светлана МАРКОВА
Фото автора