«Практическая ориентация в агробизнесе»

— Современный агропромышленный комплекс Республики Беларусь, основанный на передовых технологиях, становится все более наукоемкой отраслью, требующей формирования соответствующего уровня профессиональных, компетентных специалистов, что в свою очередь ставит новые задачи перед учреждениями образования, осуществляющими их подготовку.
Специалисты, работающие в отрасли, должны владеть новейшими научными достижениями, передовым отечественным и зарубежным опытом в организации, технологии и управлении агробизнесом, уметь отслеживать эти достижения и непрерывно обучаться, осваивая и внедряя опыт эффективного хозяйствования.
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия на протяжении всего периода своего существования была и остаётся ведущим высшим учебным заведением по подготовке высококвалифицированных специалистов. Она располагает 16 учебными корпусами, 105 специализированными учебными помещениями, 78 специализированными мастерскими, лабораториями, кабинетами. В образовательном процессе на всех уровнях используются информационные технологии.
В настоящее время академия переходит на практико-ориентированную подготовку специалистов. Особенность применения такого подхода — то, что вуз, не отрываясь от фундаментальных научных дисциплин, формирует у студентов знания и умения параллельно с приобретением опыта профессиональной деятельности. Результатом практико-ориентированного обучения должен стать специалист, способный эффективно применять в работе имеющиеся у него компетенции. Это означает, что после окончания ВУЗа его не надо доучивать, а, придя на работу в хозяйство, он будет иметь в багаже не только теорию, но и навыки практической работы, опыт внедрения современных технологий и новой техники в производстве. Такой специалист должен сразу включиться в рабочий процесс и видеть перед собой перспективу, по каким направлениям ему развиваться.
С целью усиления практико-ориентированной подготовки студентов разработаны и внедрены соответствующие образовательные стандарты и типовые учебные планы по всем специальностям. Этими планами определено прохождение студентами производственных практик в течение всего периода обучения, а это более 30 недель.
Практика является важной частью общего процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях. В нашей академии прохождение практического обучения осуществляется по двум направлениям: учебные практики на базе самого вуза, практики на передовых предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности в сфере агропромышленного комплекса.
В академии учебные практики (в зависимости от специальности) проходят в 65 учебных лабораториях. Для практического обучения в академии имеется биотехнологический центр по растениеводству, корпус ветеринарии, виварий, учебное здание пчелопасеки, лаборатория кафедры ветеринарии, учебная селекционно-генетическая лаборатория. Функционирует ботанический сад, дендропарк, теплицы, оранжерея, учебно-опытные поля, овощное поле «Рытовские огороды», плодопитомник.
Важным этапом в усилении практико-ориентированной подготовки студентов всех специальностей служит построенная в 2012 году школа-ферма на 280 коров и рыбоводный индустриальный комплекс по интенсивному выращиванию молоди лососевых рыб. Чем уникален данный объект? Прежде всего, своей продуманностью создания школы-фермы будущего. Для этого в ней, кроме производственных помещений, есть два учебных класса для подготовки не только зооинженеров и селекционеров, но и весьма широкого спектра специалистов. Сегодня на ее базе проходят обучение студенты шести факультетов. И каждому здесь есть что почерпнуть для себя.
Как свидетельствует опрос, все эти практики способствуют пополнению багажа знаний, приобретению навыков и умений в будущей профессии.
Формирование профессиональных компетенций, основанных на соединении посредством опыта фундаментальных и практических знаний, является целью практико-ориентированной подготовки специалистов. Поэтому для проведения данных практик привлекаются преподаватели с большим производственным стажем.
Применение практико-ориентированной подготовки способствует формированию и развитию полноценной личности с высокой мобильностью и конвертируемостью на рынке труда, позволяющей легко профессионально перестраиваться и свободно перемещаться от одного вида деятельности к другому, удовлетворяя тем самым свои потребности и запросы работодателя, а в конечном счете, отвечая интересам общества и государства.