Семейный воз — весь наш колхоз
Во время двухдневной учёбы представителей агрономической службы нашей области, проходившей в конце марта в Институте переподготовки кадров Белорусской сельхозакадемии, особое внимание аудитории вызвало выступление главы крестьянско-фермерского хозяйства «Власик» Шкловского района Александра Власика.
— Я прекрасно понимаю, что здесь собрались специалисты со всей области и все с соответствующим образованием. Большинство из вас может похвалиться завидными экономическими результатами в своих районах и хозяйствах. Поэтому у меня и в мыслях нет кого-то чему-то учить, тем более, что сам я не агроном по специальности — всего лишь техник-механик. Просто коротко расскажу о своём хозяйстве, о достигнутом, а более того — о проблемах, которые, я не сомневаюсь, могут волновать многих из вас.
Фермерское хозяйство «Власик» создано в 1995 году на 14 гектарах не лучшей пашни. Сегодня уже мы своей небольшой семьёй обрабатываем 330 гектаров пахотной земли. Со стороны никого не привлекаем, разве только — для обработки небольшого, тридцатигектарного участка картофеля. Во всём остальном справляемся своими силами. Раньше было два наёмных работника. Один проработал до пенсии. Другой по семейным обстоятельствам уехал в Гродненскую область. Посмотрели-прикинули мы на семейном совете: два сына, жена-бухгалтер, да и сам всё могу делать, и вижу, что всё у всех нормально получается. Одним словом, дружно впряглись в свой семейный воз.
С первого дня образования хозяйства, мы поставили перед собой задачу — зерновыми культурами занимать около 46-48 процентов общей площади и не больше. Далее прикинули, чем ещё будем заниматься, что востребовано на рынках. Остановили внимание на гречихе. Сеяли сто гектаров льна. Со всем справлялись. Дальше увидели, что лён особой экономики нам не обещает — и вот уже лет 12 эту культуру не выращиваем. Лет десять тому назад начали заниматься люпином, затем из-за невысокой урожайности и его отвергли. Спустя несколько лет обнаружили, что зря. Думаю вновь вернуться к этой культуре, потому как уверен: можем получать хороший урожай и приемлемую экономическую отдачу.
Многие утверждают, что люпин нежелательно сеять из-за его болезней и отсутствия эффективных средств защиты. Но это неправда. На то время был хороший препарат, которым я обрабатывал посевы: и никаких болезней, и урожай неплохой. Ошибка была в том, что мы поспешно начали применять не тот гербицид и не те рекомендуемые дозы. С люпином была лишь одна проблема — реализации зерна: заводы на переработку не брали из-за боязни алкалоидности, хотя мы и предоставляли все бумаги о проверке и всевозможных анализах. Безрезультатно. Так мы и свернули возделывание этой ценной и неприхотливой культуры.
Начали заниматься посевным горохом, притом в чистом виде. На сей раз — удачно — получаем неплохие урожаи. В минувшем году — 45 центнеров с гектара. Можно получать и больше. Теми же семейными силами: двое сыновей на комбайнах работают, убираем по диагонали поля. И получается 45 центнеров после доработки. Никакого бункерного учёта мы не ведём, нам это не нужно — только зачётный вес: то, что продали и за что деньги получили.
Два года тому назад мы завезли из Германии небольшое количество семян кормовых бобов. В Беларуси чуть раньше начали выращивать эту культуру. Мне в 16-м году не повезло: именно в этом году появились болезни, урожайность бобов снизилась. Но я не побоялся, посеял 25 гектаров и в минувшем году. Убрали, переработали отсортировали и получили 95 тонн семян. Сегодня занимаемся их реализацией, а вместе с тем и гороха. Есть семена кормового рапса. Если, кстати, кому нужно будет — пожалуйста. Семена гороха мы уже реализовали, а бобов несколько тонн осталось, могу поделиться.
Может быть, у меня такой характер, — продолжает Александр Владимирович, — не очень «предпринимательский», что если кто-то покупает у меня семена — пусть это самый опытный агроном, я стараюсь ему объяснить, что и как нужно сделать в смысле технологии, чтобы получить из этих семян такой же хороший, а то и лучший урожай. Стараюсь заинтересовать человека, убедить его в том, что эта культура, в частности, именно этот сорт, заслуживает особого внимания. Я просто заинтересован, чтобы и другие воспользовались моим опытом в свою пользу. На что надо обращать внимание, чего нежелательно делать… И вот сегодня звонили из Лунинецкого района — люди не пренебрегают нашим опытом, моими советами и рекомендациями. Семена мы реализуем по своей области, но в этом году что-то наши мало обращаются. Брестская, Гродненская области все семена раскупили, и ещё продолжают звонить. Многие просят: пришлите свои рекомендации, напишите и сбросьте по Интернету. Иду и на это, оказываю внимание, хоть и сильно бываю занят. Тем не менее, ничего в секрете не держу, всегда нахожу время, чтобы чего-то пояснить специалисту, ответить на тот или иной вопрос, дать какую-то дельную рекомендацию, поделиться опытом…
Я и сам интересуюсь достижениями отечественной и даже мировой практики, стараюсь что-то где-то подсмотреть или вычитать, чтобы всё полезное применить у себя. Меня удивляет, что в мире, судя по статистике, 12 процентов площадей засевается зерновыми, 18 — зернобобовыми. А у нас по стране — менее одного процента. И я не понимаю, почему в хозяйствах, где особенно развито животноводство, не сеют в чистом виде бобовые, — удивляется Александр Власик.
У меня часто спрашивают: что вообще даёт мне увлечение зернобобовыми культурами? Во-первых, они сами себя обеспечивают азотом. И если вижу, что весна будет холодной, как вот нынче, вношу стартовую дозу азота — около 30 килограммов на гектар. После гороха сею озимую пшеницу. Яровую и озимую. Причём только продовольственную, и только третьего класса. Урожай ниже 60 центнеров не бывает. Отменные семена. В этом году цена на них выше, и они востребованы. Кстати, у меня осталось 200 тонн — могу поделиться.
С этого года, посоветовавшись с учёными, начинаю активнее возделывать яровую твёрдую пшеницу. Недавно продал на мельницу 140 тонн зерна продовольственной пшеницы твёрдых сортов. Буквально несколько дней назад звонили, благодарили — им очень понравилось качество зерна. Хотя, должен признаться, во время уборки установилась дождливая погода, и за качество зерна пришлось сильно поволноваться и побеспокоиться. Тем не менее, зерно моё смололи, завезли образцы во Францию, и там подтвердили пригодность этого сорта пшеницы для выращивания. Более того, эту пшеничку можно смело поставлять на экспорт. Просят, чтобы посеял хотя бы гектаров 100-200, но я не могу посеять такое количество по той причине, что урожайность не очень высокая: всего 50 центнеров с гектара, хотя рядом озимая пшеница мягкая дала 79 центнеров. Если кто-то, у кого много земли, заинтересуется, могу поделиться семенами.
Как сработало хозяйство за минувший год? Рентабельность продаж составила 67 процентов. Средняя зарплата небольшая — 740 рублей. Скажете — негусто. Но мой семейный колхоз не в обиде: сами решаем, что наработанное проесть, а что потратить на развитие хозяйства и получать таким образом больше продукции, которая легко превращается в деньги…
Кстати, в мае 2015 года со шкловскими фермерами лично встречался Президент Александр Лукашенко. В трехчасовой беседе Глава государства имел возможность переговорить с каждым.
Александр Власик, вспоминая ту встречу, рассказывает:
«Начинать было очень трудно. Пришлось брать на общих основаниях кредит, чтобы купить «бэушный» тракторок. И вот так помалу выкарабкался. Потом постепенно уже начал покупать технику по лизингу: сначала один трактор, на второй год — второй. Начали потихоньку обогащаться».
Теперь у Александра Владимировича новая банальная проблема: маловато земли. И эта тема — тема собственности на землю была озвучена во время встречи с Президентом:
«Вы помните, в каком состоянии мы были в свое время? — говорил Александр Григорьевич. — И вопрос не в том, что денег не хватало, что есть было нечего. Накормить, как оказалось, народ можно, и приличное количество продукции продать. Мы сегодня обеспечили свою продовольственную безопасность. Тогда стоял остро вопрос, что делать, как быть. Много было рецептов, предложений, в том числе — поделить на куски и раздать земли. Вы знаете мое решение, я категорически от этого отказался. И, побывав сегодня у успешных фермеров, у людей, с которыми я работал, которых я хорошо знаю, и, зная фермерское наше движение, я все-таки, сегодня отвечая на этот вопрос, правильно ли мы сделали тогда, абсолютно убежден, что мы сделали правильно. Я себе четко представляю: чтобы быть фермером, надо быть очень сильным руководителем и даже, может, сильнее, чем были наши руководители колхозов и совхозов. Потому что, брось фермера в рыночную экономику — без опыта, без знаний, без навыков, а ему надо и обрабатывать землю, и заниматься какой-то бухгалтерией, и деньги уметь считать, а, самое главное, продавать, — мы бы имели плачевные последствия».
Опыт успешного фермера Александра Власика может служить тому яркой и красноречивой иллюстрацией.
Записал Михаил ВЛАСЕНКО
Фото автора